- Зачем она тебе, - допытывалась Степанида Елисеевна, - не ходи, я тебе другую девку найду, а эту Мишке оставь, не подходит она тебе.
- Чего это? – усмехнулся Игнат, - Михаилу значит подходит, а мне нет?
- Ты чего это удумал, окаянный? – Степанида наклонила голову в сторону, прищурив глаза и проницательно посмотрев на своего гостя, который уже допивал кисель, - тебе Лида наша понравилась?
- Не то, чтобы понравилась, неплохая она дама, но я тут Михаилу всё же уступлю, просто интересно, отчего она мне не подходит?
- Ты парень хороший, тебе может даже и моложе дама нужна. Да и, - она вроде бы и хотела что-то сказать, но махнула рукой, после подумала, решив всё же добавить, - хорошая она женщина, ответственная, знающая, умеет с деньгами обращаться. В дом вернулась в дедовский, так ремонтом занялась. Шустрая она бабёнка, только вот с мужиками не ладится. Местный наш был Митька, первый её ухажёр, так сбёг от неё. Неделя до свадьбы оставалась, вроде бы всё хорошо было, а раз и нет парня. После она с женатым мужиком из Зуборевки крутила роман. Все знали, жена даже разбираться сюда приходила, но только тот вроде Толя перестал с ней романы водить. Может жена там повлияла, может чего ещё, только поговаривают, что-то мужичок прибаливать стал, да и в семье его отношения плохи совсем. После она в город перебралась, поехала счастье искать своё. Лет пять там провалындалась, только вот без семьи и без детей обратно приехала. Сорок шесть лет бабе, ни семьи, ни детей, но в достатке живёт. Магазин вот этот держит, ещё три её магазина в соседних деревнях, она там командует. У неё машина хорошая, дом деда в порядок привела, но с мужиками не везёт ей. Вот и ты бы туда не лез, предчувствие у меня, не нужна она тебе.
- Спасибо, вы обо мне уж и переживаете, - улыбнулся Игнат.
- А как же, соседи же, я кого стану кормить, если что? – пошутила Степанида, - ты вот что, если тебе бабёнка нужна, я тебе могу из Зуборевки сосватать. Там деревня больше нашей, имеются есть свободные дамы. Выбери себе моложе. Может остепенишься в Елисеевке, женишься, детей нарожаете с женой.
- Интересный прогноз, только пока мне не нужно, у меня, как и у вашей Лиды, дела есть незавершённые. Надо с ними сначала разобраться.
- Да? – С хитринкой в глазах спросила женщина, - а вот знаешь, ты вошёл, и вид какой-то у тебя другой. Словно бы светишься весь. В прошлый разы хмурной приходил, прям жалко тебя было, а тут что-то поменялось в тебе, не влюбился ли ты милок?
- Не знаю, в кого же? – Игнат сам задумался, пожав плечами.
- Откуда же я знаю, только не дура я, почитай уж девятый десяток землю топчу, в таком деле разбираюсь.
- Не выдумывайте, Степанида Елисеевна, книжки хочу попросить почитать, может что ещё интересного у неё найду. Я без телефона, интернета нет, ничего такого не взял с собой, скучно дома вечерами.
- Ну ладно, не моё дело, даже если и нравится она тебе, - согласилась хозяйка дома, - она за магазином живёт. Её дом второй от начала улицы. Не спутаешь ни с кем, крыша новая, красивая, да и дом добротный, дорого смотрится.
- Интересная у вас деревня, - уже перед уходом сообщил свои наблюдения Игнат, - вроде бы она и первая с поворота, а в Зубровке почему-то больше народу живёт. Чего это отсюда люди норовят сбежать?
- Не знаю даже, - сразу же ответила Степанида, после подумала и сообщила первое, что в голову пришло, - хотя, знаешь, какая-то чертовщина у нас тут творится порой. Поживёшь, сам узнаешь, а то может сбежишь, как другие.
- Может быть, - ухмыльнулся Игнат и пошёл прочь из дома.
Лида встретила его на крыльце, будто бы знала, что вот-вот кто-то должен был к ней явиться. Она была в спортивном костюме и с распущенными волосами.
- На свидание поди собрались? – улыбнулся Игнат, замечая, что в этот раз женщина выглядит чуть иначе.
- Может быть, - загадочно сообщила Лида, а после тут же опровергла предположение гостя, - да какой там, в спортивном костюме разве ходят на свидание? По магазинам проехаться нужно, посмотреть, что и где творится. А вы чего же ко мне? Что-то продать надо? Если хотите, так я открою свою лавку, мне не трудно.
- Нет, магазин не нужно открывать, я вот подумал, вы молодая, современная, может что почитать у вас найдётся? Я прибыл из города, об этом не подумал как-то. Ноут взял с собой, а он же без интернета никак не действует, а телефон по дороге сломался. Вернее, я его выронил.
- И телевизора у вас нет?
- Нет, пока не приобрёл, - улыбнулся Игнат, - может у вас чего-нибудь почитать найдётся?
- Есть, конечно, пойдёмте в дом, покажу вам, что понравится возьмёте. Я Комсомолку читаю, беру её, когда в городе бываю, так что можете взять номера предыдущие. Хорошо, что я не сожгла. Книги тоже беру, из последнего «Парфюмера» читала. Ещё Пауло Коэльо мне нравится, но его я слушала в аудио формате.
- Ужасы любите? Мне кажется, что в «Парфюмере» там страшное что-то. Я не читал, слышал только, - Игнат уже разулся, войдя в дом и пока Лида ушла в другую комнату, чтобы вынести обещанные экземпляры газет, осмотрелся, - а хорошо у вас тут, уютно.
- Да, я люблю комфорт, - из другой комнаты ответила Лида, - вы проходите, я сейчас чайник поставлю.
- Неудобно мне как-то, может вам идти нужно, вы же собрались по делам.
- Успею, - заверила Лида, - девочки у меня все до пяти сегодня. Так что всё нормально.
В центре комнаты был новый угловой диван, перед которым уютно расположился маленький столик. Шкафов в комнате не было, а напротив зоны отдыха располагался огромный телевизор на стене.
- Вот газеты, - Лида вернулась, укладывая на журнальный столик пачку газет, сверху помещая три книги, - вы располагайтесь, не стесняйтесь. Присаживайтесь на диван, я сейчас чаю налью.
- Спасибо, уютно тут у вас, даже не ожидал, что в деревенском доме может быть такой комфорт, - похвалил Игнат.
- Ну, а что же мы не люди, что ли? – Лида явно была довольна такой похвале, она тут же развернулась и отправилась на кухню, чтобы оттуда принести кружки и чайник, - а я как раз только что грела, так что вы прям вовремя.
- Мне сегодня везёт, к Степаниде Елисеевне зашёл, она меня киселём, да пирогами угощала, тут чаю предлагают, так и буду ходить по гостям.
- Что эта старуха вам там рассказывала? Поди про меня сплетни какие-нибудь? Сплетница она та ещё, про всех всё знает, только под своим носом ничего не видит. Мне всё советует Мишку алкаша, говорит, что в моём случае нет другого варианта.
- Не ладите вы с ней? – Игнат расположился на диване.
- Ладим, отчего же не ладим, просто она, как придёт в магазин и давай мне советы советывать, на себя бы лучше посмотрела. У неё же один Мирошенька ангелочек, остальные дети так, не дети вовсе. Галка, жена Мирона, воет от такой свекрови. Степанида Елисеевна, если что случится с Мироном, так жену его обвиняет, словно бы он дитя малое, а она за ним не досмотрела.
- Чует моё сердце, что обида между вами имеется.
- Ну есть, конечно, а что же она вам не рассказывала? – Лида многозначительно посмотрела на Игната, предварительно усевшись на диван, - Вот эта её любимая сплетня про Толю из Зуборевки? Любит она эту историю припоминать, словно бы своих нет. Уж сколько лет прошло, а она всё мне приписывает, будто бы из-за меня Толик заболел. Про себя бы лучше рассказывала.
Игнат слушал речь Лиды и всё никак не мог понять, как бы ему переключить беседу на старое зеркало, о котором говорила во сне Анфиса. Спросить в лоб он не мог, чтобы не показаться странным, поэтому приходилось поддерживать разговор о местных сплетнях.
- А у вас, Лида, всё новое в доме? Мебель старую выбросили? Тут же поди раритет в деревне имеется. Я видел кафе одно в городе, заходил туда как-то. так вот там хозяйка ездит по деревням, скупает старинную мебель, чтобы после отреставрировать и собрать у себя в кафе. У неё очень интересно получилось. Но больше всего та дамочка любит зеркала, у неё в зале было уже пять. Интересное зрелище, таких же сейчас не делают.
- Почти всё выкинула, - Лида махнула рукой и стала разливать кипяток по кружкам, предварительно уложив туда по чайному пакетику, - вы какой шоколад любите?
- Белый, - тут же ответил Игнат, присматриваясь к женщине, за которой тут же заметил тоже самое тёмное облако, что и в магазине.
- Надо же, - удивилась Лида, - интересное предпочтение.
Она поднялась и тут же отправилась на кухню, возвращаясь с плиткой шоколада в руках. Игнат всё размышлял, как бы перейти к разговору о зеркале, но заметив ещё раз ту самую тень, решил говорить, как есть.
- А у меня имеется и такой, - с довольным видом сообщила Лида.
- Здорово, - Игнат смотрел то на тёмную тень рядом, то на саму хозяйку, - Лида, у меня к вам странный разговор будет сейчас. Не сочтите меня за сумасшедшего, ну или сочтите, если хотите, но я должен вам это сказать.
- Ну, - она медленно присела рядом на диван, укладывая плитку шоколада на стол и внимательно смотря на своего гостя, приподнимая брови от удивления.
- Рядом с вами тень, она тёмная и это не совсем человек, то есть может когда-то он и был человеком, но это не мёртвый из вашего рода, это какая-то сущность.
- Вы чего? – Лида чуть отпрянула от Игната, - вот это вы меня удивили, вы чего же, экстрасенс?
- Нет, просто шизофреник. Я шучу, извините, я не знаю, кто я, просто я вижу это. У вас в доме должно быть старое зеркало, дайте мне туда посмотреть. И ещё, - Игнат перевёл дух, наблюдая за странной реакцией хозяйки дома, - водка имеется в доме? Также нужны таз и монеты.
- Не поняла, - Лида продолжала смотреть на Игната, округлив глаза.
- Я знаю, что это странно, но вы меня должны понять, так как вы его ощущаете в доме. Ночами он приходит к вам, садится на кровать. Бывало же такое, что вы открываете глаза, а он рядом сидит? Это существо может прикасаться к вам и чувствуется это особенно ночью. Когда в зеркало смотритесь, он за вами наблюдает, любуется. В доме есть ещё человек, но является он именно к вам.
- Есть такое, - Лида растерянно кивнула головой, - но это частный дом, тем более старый, может домовой, может ещё кто-то этакий.
- Нет, не домовой, - Игнат отрицательно закивал головой, - бес это, ваш личный. Мне зеркало нужно и то, что я вам назвал, чтобы его увидеть.
- Ну хорошо, странно всё. Ладно, пойдёмте, оно в моей спальне, если вы про старинное зеркало говорите. Я всё выбросила из дома, а его не стала, оно меня чем-то прям притягивает. Может это наша реликвия семейная?
- Может быть, - согласился Игнат, поднимаясь и следуя за Лидой в комнату, и уже себе под нос добавляя, - а может и бес семейный.
- Вот оно, - Лида завела гостя в комнату, указывая на большое зеркало на стене.
Хозяйка отправилась выполнять иные указания Игната, а тот уставился в зеркало, всматриваясь сначала в своё отражение, после будто бы прислушиваясь к собственным ощущениям.
«Ты будешь, как приманка, он мужчин не терпит рядом с ней», - вспомнил Игнат фразу из сна, сказанную Анфисой.