По данным аналитиков, мошенники ежедневно совершают до 8 млн телефонных звонков россиянам. Однако с учетом новых каналов, которые они используют (виртуальные АТС, мессенджеры, SIM-боксы), эта цифра увеличивается почти вдвое.
Более 50% россиян сталкивались с телефонными аферистами. А 43% лишались заработанных денег после таких звонков. У большинства пострадавших злоумышленники украли не более 10 тысяч рублей. Поставлены в прошлом году и печальные индивидуальные «рекорды». Одна из жертв мошенников отдала им около 180 млн рублей. Еще два человека лишились примерно по 90 млн рублей каждый.
На уровне государства принимают новые законы для защиты граждан от мошенничества, защитные механизмы вводят операторы связи и банки. Но каждый из нас должен знать, как распознать аферистов, чтобы не попасться на их удочку и не лишиться денег.
Как распознать мошенников по номеру?
- Звонки со скрытых и иностранных номеров могут указывать на мошенничество. Если телефон не отображается (скрыт) или начинается не с кода вашей страны (+7 для России, например), это повод насторожиться.
- Сотрудники банка всегда звонят с официального номера: короткого (например, 900, как у Сбербанка), федерального или начинающегося с 8-800. Но мошенники могут позвонить с номера, в котором будет изменена всего одна цифра, а вы будете думать, что разговариваете с сотрудником банка. Чтобы этого не произошло, телефон банковской организации, чьими услугами вы пользуетесь, нужно сохранить в контакты. Когда мошенники позвонят с похожего номера, сохраненное название контакта не отобразится.
- SMS из банка приходят с одного-двух номеров, которые указаны на официальном сайте организации. В основном это сообщения о транзакциях. Если пришло СМС, где говорится о переводе вам на счет денег, а для подтверждения перевода нужно перейти по указанной ссылке, это попытка мошенничества.
- Если звонок длится всего один-два гудка или собеседник сразу кладет трубку — возможно, звонит аферист. Если перезвонить, со счета мобильного могут списать деньги.
Как отличить мошенника в разговоре?
У вас просят секретные данные
Если собеседник по телефону представился сотрудником колл-центра банка, в котором вы обсуживаетесь, помните: он никогда не попросит вас назвать CVV-код, указанный на обратной стороне карты, цифровой пароль из СМС или ПИН-код. Настоящий специалист знает, что это секретная информация. Проверьте собеседника: если он не может ответить на простой вопрос (например, назвать ваш баланс или номер карты) или требует этого от вас, — это мошенник.
Разговор сводится к деньгам
Если вам звонят неизвестные, и тема беседы сводится к деньгам, немедленно прервите разговор, кем бы ни представлялся звонящий. Аферисты могут выдавать себя за сотрудников госорганов с обещаниями выплат и компенсаций. Часто телефонные мошенники просят россиян перевести деньги на «специальный» или «защищенный» счет в Центробанке, хотя такого на самом деле не существует. Злоумышленники рассчитывают, что упоминание регулятора усыпит бдительность потенциальной жертвы. ЦБ не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, по своей инициативе людям не звонит.
Решить нужно прямо сейчас
Телефонные мошенники — ловкие манипуляторы, которые точно знают, как играть на чужих эмоциях. «Срочно», «немедленно» — это любимые слова телефонных жуликов. В ходе диалога незнакомец продолжит вас подгонять:
● Если не переведете деньги на безопасный счет, их украдут!
● Еще пара минут, и будет поздно!
● Если вы прямо сейчас не выполните то, что я вам говорю, вы лишитесь денег.
А если мошенник чувствует, что жертва сомневается, он начнет давить:
● Не спорьте со мной, я глава службы безопасности банка!
● Отказываясь выполнять мои требования, вы нарушаете закон.
Случай с родственником
Это одна из наиболее распространенных схем телефонного мошенничества. Злоумышленник представляется родственником жертвы или сотрудником правоохранительных органов, адвокатом. Аферист сообщает, что родственник попал в серьезную беду: например, был задержан полицией, попал в ДТП, избил человека или был задержан с наркотиками. Мошенники требуют перевести определенную сумму для решения проблемы. Деньги могут быть запрошены для передачи курьеру, перевода на банковскую карту или электронный кошелек. Цель состоит в том, чтобы создать у жертвы ощущение срочности и паники, чтобы она не раздумывала дважды перед тем, как перевести деньги.
Чтобы избежать попадания в эту ловушку, рекомендуется под любым предлогом прервать разговор по телефону и самостоятельно позвонить родственнику, о котором идет речь. Немедленно сообщите о мошеннических действиях в полицию.
Услуга, выигрыш, «выгодное» предложение
Вам предлагают щедрые выплаты, призы, невероятно привлекательные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. При этом вас убеждают, что нельзя упускать шанс получить сразу много денег. Либо наоборот: пытаются запугать возможной потерей сбережений. У мошенников всегда есть ответы на различные вопросы. Поэтому даже не пытайтесь вступать с ними в беседу: чем дольше вы разговариваете, тем крепче вас подсаживают на крючок.
Мошенничество с использованием технологий
Мошенники создают фейковые интернет-ресурсы несуществующих магазинов с недорогими товарами. Для подтверждения заказа жертве предлагают скачать мобильное приложение на телефон якобы для отслеживания заказа. На самом деле это приложение является трояном, который перехватывает данные банковских карт, пароли, PIN-коды и входящие SMS-коды для кражи денег со счетов клиентов.
Еще один вариант: мошенники создают фишинговые страницы, имитирующие известные сайты банков, сервисов доставки, маркетплейсов. На этих страницах жертве предлагают ввести учетные данные банковских аккаунтов. Потом их воруют.
Злоумышленники научились использовать технологии искусственного интеллекта для подмены голосов, что позволяет им точно воспроизводить голосовые характеристики конкретных людей. Эти аудиозаписи собираются из различных источников, таких как социальные сети, интервью, подкасты. Алгоритмы искусственного интеллекта обрабатывают и анализируют эти записи, позволяя генерировать копию голоса, неотличимую от реального.
Как защититься от мошенников?
Злоумышленники, которые охотятся за чужими деньгами, в своих схемах используют одни и те же фразы. Прервать разговор можно сразу, как только вы услышите следующее:
● Вам одобрили заявку на кредит (а вы не обращались в банк).
● Я ― сотрудник Центробанка.
● Вас беспокоит специалист финансовой безопасности (или сотрудник службы безопасности банка).
● Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция.
● Идут следственные действия, помогите задержать мошенников, не разглашайте информацию.
● Истекает срок действия вашей сим-карты.
● Продиктуйте код из SMS-сообщения.
Самый простой способ защиты ― не брать трубку, когда звонят с неизвестного номера. Но если это невозможно (например, по работе часто приходится общаться с людьми не из списка контактов), можно поставить на смартфон приложение-определитель. Например, от Яндекса, Кaspersky Who Calls, Truecaller, Call App, Drupe. Для проверки номеров можно использовать специальные сервисы и сайты: zvonili.com, mysmsbox.ru, мобильные приложения вроде GetContact. Эти сервисы позволяют определить, был ли номер уже отмечен как мошеннический другими пользователями.
Еще один совет ― не принимать поспешных решений. Если звонок или сообщение показались странными, то прежде, чем переходить по неизвестным ссылкам, сообщать кому-либо личные данные, переводить деньги, несколько раз подумайте, проверьте информацию. Спокойствие и холодная голова ― ваше главное оружие в борьбе с телефонными аферистами.