Найти в Дзене
Исповедь начхима.

Плач кита. Главы 15, 16.

И кит вздрогнул, ощутив сильное поле энергии, вызвавшее совершенно неведомое ему болевое ощущение. Оглушающе-массивная волна звона рвущихся до предела натянутых струн-нервов электрических цепей вдруг неожиданно забившегося в конвульсиях гиганта жгучими иглами мощных электромагнитных импульсов ударила по рецепторам беззащитной кожи и отразилась в мозгу слепящими вспышками. Отделённое миллионами лет эволюции от мира высоких температур ласковой прохладой океана, сознание китов не в состоянии ощутить, понять и представить не свойственные природе моря образы горячего пара, дыма и огня. Известный им диапазон температур - от температуры воздуха над океаном до температуры тающего льда. Ожог, жжение - незнакомое ощущение для кита. В испуге он вновь метнулся в сторону, но рождённый в мучительных судорогах пронзительный звук всё же заставил его преодолеть природные чувства страха и самосохранения. Едва пробившее могучую толщу инстинктов зародившееся в его примитивном сознании ощущение почему-то
Рисунок создан нейросетью. / Из личной коллекции автора блога.
Рисунок создан нейросетью. / Из личной коллекции автора блога.

И кит вздрогнул, ощутив сильное поле энергии, вызвавшее совершенно неведомое ему болевое ощущение.

Оглушающе-массивная волна звона рвущихся до предела натянутых струн-нервов электрических цепей вдруг неожиданно забившегося в конвульсиях гиганта жгучими иглами мощных электромагнитных импульсов ударила по рецепторам беззащитной кожи и отразилась в мозгу слепящими вспышками.

Отделённое миллионами лет эволюции от мира высоких температур ласковой прохладой океана, сознание китов не в состоянии ощутить, понять и представить не свойственные природе моря образы горячего пара, дыма и огня. Известный им диапазон температур - от температуры воздуха над океаном до температуры тающего льда.

Ожог, жжение - незнакомое ощущение для кита.

В испуге он вновь метнулся в сторону, но рождённый в мучительных судорогах пронзительный звук всё же заставил его преодолеть природные чувства страха и самосохранения.

Едва пробившее могучую толщу инстинктов зародившееся в его примитивном сознании ощущение почему-то удерживало его в искажённом звуковой аурой страданий незнакомца пространстве, заставляя в замешательстве то удаляться, то приближаться вновь.

- Тащ, а зачем они «Синус»-то обесточили? Там ведь эта, вся автоматика на нём… Половина. И дистанционка вся. И контроль. Нам када мех с первого…

- Отстанешь когда-нибудь, умник?

Издевательски хихикая, таинственная сила со зловещей неумолимостью заставляла людей принимать неверные решения.

Кто знает, может и правда - бесы тешатся?

«Штиль» - система аварийной защиты реактора, хладнокровно и невозмутимо, независимо от людей и сторонних сил, строго по регламенту расхолаживала реактор. Наперекор всему! Только не вмешивайтесь, не мешайте! Севшие на нижние концевики стержни аварийной защиты и компенсирующей решётки ускоренно, через систему безбатарейного расхолаживания, гасили ядерный огонь.

- Уровень воды в компенсаторе объёма девятнадцать процентов! Степень расхолаживания глубокая! Контроль всех параметров устойчив!

- Есть!

И не связанная с комплексом автоматики система аварийного продувания (*) осталась неподвластной опасному воздействию слепого фатализма.

Сноска:

(*) - в одной из средних групп ЦГБ стояли пороховые газогенераторы, предназначенные для экстренного создания положительной плавучести (аварийного продувания) на больших глубинах, при поступлении забортной воды внутрь прочного корпуса.

Глава 16.

Душил сухой кашель. Быстро натянули маски индивидуальных средств защиты. Включились в шланговые дыхательные аппараты, привязав себя полутораметровыми гофрированными шлангами к раздатчикам воздуха стационарной дыхательной системы.

Далеко не отойдёшь.

- Тушить пожар ВПЛ!

Вычислитель Женя Умнов быстро, точно бармен бутылку портвейна, торцовым ключом-«полумесяцем» откупорил пульт, поддев, отбросил в сторону крышку. Пламя, хищно облизываясь, тянулось горячими лапами к освободителю.

- Шланг ВПЛ тяни!

Диспергатор, выдавив презрительный тошнотворный плевок, зашипел, словно старый гусь.

- Пены нет! Да почему, чёрт?! Нет пены! Система разряжена!

- Пенообразователь через клапан седьмого стравился! Швелёв, наверное, не закрыл!

- Огнетушитель! Быстрее!

Прыгая по настилу, грохотал под ногой кастрюльным звоном пустой огнетушитель. Вместо эмульсии - пшик. Хрустнула под каблуком Яшина пластмассовая бирка с исправленной датой фиктивной проверки. Куда ещё злобу выплеснуть? Кто выступает в роли Мефистофеля?

- Басанец, ссука! Ог… Ъ…огнетушитель тебе в за… Ъ…задницу! - крутил головой и злобно икал Соколов.

- Первый, перезарядить ВПЛ! - пытался орать, грозя в микрофон кулаком, механик, да только пыхтел тяжело, сокращая до предела великий и могучий. - Куда смотрели? Быстрее! Я вам бль…!

- Есть! - проглатывая мат, багровел лицом старшина команды торпедистов Григорьев. Не уследил! Срывал на подчинённых зло.

Под напором команд центрального поста в первом забегали. Торопились, нервничая. Хватали канистры с пенообразователем, пополняя дозатор.

- ВВД сто пятьдесят! Тащмичн! Падает!

- Да хрен с ним! Вторую канистру! Живо! Вошкайтесь быстрее! - скрипел языком по пересохшему нёбу. - Следи по уровню! На дозатор, на дозатор смотрите! Что руки дрожат?

- Нагружай!

Шипел воздух.

- Пятнадцать килограмм!

- Стоп!

- Что там? Спрашивал помощник на мостике выскочившего наверх командира гидроакустической группы.

- Дышать нечем! «Аметист» горит! - промывая глаза свежим ветром, хлопал по-жабьи губами Рябинин.

- Сильно?

Капитан-лейтенант махнул рукой, хватанул про запас свежего морского воздуха и юркнул вниз.

Не только из-за дымящего «Аметиста» было нечем дышать.

Гарь седьмого вдавливалась в аппарат поглощения двуокиси углерода (*) через незакрытые разобщительные клапаны на трубопроводе отсоса и расползалась по кораблю.

Только в первом догадались их перекрыть!

Через электропневмоуправляемые клапаны четвёртой перемычки и клапан-переключатель третьего отсека по воздушному трубопроводу управления угар поступал в трюм центрального и шипел с присвистом на закопченном пульте дистанционного продувания среди по-змеиному перевившихся толстых труб.

Клапан-переключатель вот он, рядом. Только руку протянуть! И бирка на нём с надписями! Повернёшь рукоятку вправо - газ пойдёт в центральный. Влево - в первый. Поставишь прямо - никуда не пойдёт!

«Направо пойдёшь…»

Умели читать богатыри! Грамотными были, любознательными!

Не прочитали в трюме и руку не протянули!

С раздатчика кислорода седьмого отсека по трубопроводу раздачи сизый джинн проникал во второй и выползал из кислородного коллектора.

- Аварийная тревога?

И задыхавшиеся вместе со всеми забывшие о клапанах раздачи химики обесточили распределительный щит номер семь. На тренировках так делали.

В пятом, сквозь непрерывный треск телефонной трубки Ковалёв разобрал, что в центральном посту возник пожар:

- Обесточить распределительный щит номер шесть!

- Обесточен!

Тоже по инструкции действовали.

- Остановлен вентилятор боевой информационной системы! - кукарекает молодым петушком вычислитель Третьяков.

- Что с насосом охлаждения дизель-генератора? - тревожно спрашивает Пенкин.

- Остановился! - растерянно кричит боец.

- Тьфу, ёпть!

- Готовьте систему вентиляции!

- Приготовить вытяжные магистрали носового и кормового колец общесудовой системы! Открыть первый и второй запоры!

- Гиропост! - кричит штурман в свой микрофон. - Аварийная тревога! Пожар в третьем отсеке! Горит пульт управления «Аметист»!

- Есть! - отвечает штурманский электрик Коньков. - У нас пропала вентиляция комплекса!

- Горит сигнал «Превышение температуры», - добавляет «радости» Радченко своему начальнику. Адреналин щекочет нервы. - Прошу дать питание на РЩН-шесть-один и семь-один!

Центральный, запитайте основное кольцо вентиляции! - выглядывает из рубки штурман Сидоров.

- Штурмана, знаете, чем механики от штурманов отличаются?

- Чем?

- Вы моете руки после гальюна, а мы перед посещением! Чистоплюи!

- Да пошли вы на хер!

Сноска:

(*) - УРМ 180/12 - углекислотный регенератор морской, способный поглощать до 180 литров двуокиси углерода в час.

Рисунок создан нейросетью. / Из личной коллекции автора блога.
Рисунок создан нейросетью. / Из личной коллекции автора блога.

.

Историю рассказал © Олег Борисович Фадеев.

.

20.11.2025

.