Найти в Дзене
Гайдай Центр

"Где есть юмор - там есть и правда" – 98 лет Эльдару Рязанову

В этот день почти век назад родился Эльдар Рязанов – один из главных режиссеров «эпохи застоя» и один из самых любимых творцов советского кино. В детстве Рязанов мечтал стать писателем, но «без богатого жизненного опыта это было невозможно». Работа моряком, по его мнению, для накопления опыта подходила большего всего. Поступить в Одесское мореходное училище не удалось, но за компанию с товарищем Рязанов сдал вступительные экзамены во ВГИК, куда его и приняли на режиссерский факультет.
Закончил обучение в 1950 году - в самый разгар сталинского «малокартинья». И, как и многие молодые режиссеры того времени, Рязанов начал с документалистики. В 1955 году на «Мосфильме» совместно с более опытным Сергеем Гуровым молодой режиссер снял музыкальный фильм «Весенние голоса». Тогда же к Рязанову с предложением снять новогодний фильм обратился директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Рязанов не хотел браться за очередную музыкальную кинокартину – он хотел снимать серьезное кино, но под давлением Пырьев

В этот день почти век назад родился Эльдар Рязанов – один из главных режиссеров «эпохи застоя» и один из самых любимых творцов советского кино.

В детстве Рязанов мечтал стать писателем, но «без богатого жизненного опыта это было невозможно». Работа моряком, по его мнению, для накопления опыта подходила большего всего. Поступить в Одесское мореходное училище не удалось, но за компанию с товарищем Рязанов сдал вступительные экзамены во ВГИК, куда его и приняли на режиссерский факультет.

Закончил обучение в 1950 году - в самый разгар сталинского «малокартинья». И, как и многие молодые режиссеры того времени, Рязанов начал с документалистики. В 1955 году на «Мосфильме» совместно с более опытным Сергеем Гуровым молодой режиссер снял музыкальный фильм «Весенние голоса».

К/ф "Карнавальная ночь"
К/ф "Карнавальная ночь"

Тогда же к Рязанову с предложением снять новогодний фильм обратился директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Рязанов не хотел браться за очередную музыкальную кинокартину – он хотел снимать серьезное кино, но под давлением Пырьева сдался. В 1956 году на экраны вышел его первый хит – кинокомедия «Карнавальная ночь», ставшая один из первых фильмов наступавшей «оттепели».

Следующими картинами режиссера станут лирическая комедия «Девушка без адреса» и совершенно уникальная для советского кино научно-фантастическая сатира «Человек ниоткуда». Именно из-за неё Рязанов впервые столкнулся с «недовольством сверху». Фильм очень быстро сняли с проката и убрали на полку.

К\ф «Человек ниоткуда»
К\ф «Человек ниоткуда»

В качестве реабилитации Рязанов снимает героико-музыкальную комедию «Гусарская баллада» (1962). Тогда же режиссер встречает двух главных своих соавторов: сценариста Эмиля Брагинского и композитора Андрея Петрова, с которыми создаст свои главные шедевры.

В 1966 году на экраны выйдет один из главных фильмов «оттепели» –
«Берегись автомобиля». Кинокомедия станет первым авторским фильмом Рязанова. В нем же впервые по-настоящему появится рязановский лирический герой в лице Юрия Деточкина.

На съемках к/ф "Берегись автомобиля"
На съемках к/ф "Берегись автомобиля"

Интеллигентные, добрые и в чём то беспомощные – эти герои стали главными в фильмах Эльдара Рязанова. Но самое точное слово, определяющее их – «порядочный человек». При этом режиссер не делал их шаблонно хорошими. В героях Рязанова при несомненной обаятельности и положительности есть и ложка дегтя.

К примеру, Юрий Деточкин, несомненно, вор, но при этом – «очень хороший человек». Точно так же позднее в «Стариках разбойниках» (1971), хорошие люди пусть и ради благой цели — крадут картину Рембрандта. А Женя Лукашин и Надя Шевелёва, соединившись друг с другом, разбивают сердца Ипполиту и Гале.

В конце 1960-х в жизни Рязанова появляется Нина Скуйбина, роман и последующий брак с которой станут золотыми годами в его творчестве. Вторая супруга режиссера принимала активное участие в съемках, была настоящей музой и опорой Рязанова.

На съемках к/ф "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"
На съемках к/ф "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"

Вечером 1 января 1975 года на телеэкранах впервые показывают лирическую комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», а два года спустя экраны выходит «Служебный роман». В 1979 году Эльдар Рязанов, снятым в рекордные сроки «Гаражом», очень остроумно прошелся сатирой по социалистическому обществу. Стоит отметить, что комедии Рязанова, стали настоящей энциклопедией советского быта и нравов, иногда очень колко их высмеивая.

«Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки».
На съемках к/ф "Вокзал для двоих"
На съемках к/ф "Вокзал для двоих"

Работы Рязанова 1980-х очень хорошо показывают меняющееся настроение режиссера. Лиризм и комедия сменяются на драму и трагикомедию – «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). Быть порядочным человеком становится все труднее и, самое страшное, напрямую вредно. Апофеозом этого стала трагикомедия «Земля обетованная», где единственным выходом для рязановского порядочного человека стало бегство с Земли.

Эльдар Рязанов так и не смог найти себя в новой действительности. Он, конечно, снимал кино, но, как отмечали критики и киноведы, его герои будто были уже никому не нужны. Последней работой мастера стал фильм-сказка «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

На съемках т/ф "Гараж"
На съемках т/ф "Гараж"

Эльдар Рязанов остается одним из самых любимых советских режиссеров. Для зрителей это не просто талантливое кино с великолепной музыкой, блестящими актёрами и замечательными историями, а связь с ушедшим временем.