Всё больше и больше «брожения» в Вооружённых Силах, всё ширится Перестройка, всё чаще «волнения» в национальных республиках, всё хуже дисциплина среди солдат.
Что- то зачастили приезжать к нам разные большие московские начальники, то ли настроения проверяют, то ли воинский дух поддерживают, непонятно. Вот приехал старенький уже генерал армии Сорокин, какую-то лекцию проводил «среди» лётчиков, за Перестройку агитировал, рассказывал, что не будут по всему Союзу военным пенсионерам квартиры давать, а построят под Тулой военный городок и там будут всех военных пенсионеров селить. Получается, что будет там этакая резервация.
Более или менее регулярно летаем, проблем с керосином особых нет. Я летаю регулярно на сложный пилотаж, уже, вроде, освоился и забыл про перерыв. Начали осваивать полёты этакой «парой» в режиме МСН (Меж Самолётная Навигация), это, когда ведущий и ведомый «видят» друг друга по азимуту и дальности РСБН и выдерживают дистанцию – интервал 2 – 3 км. Так в мае получился неплохой налёт 12 часов.
Очередная «новость» - 09.06.90 в аэропорту Батуми произвёл несанкционированную посадку западногерманский лёгкий самолёт. Пилот оставил на полосе букет цветов и улетел обратно в Турцию. До границы всего 20 км, Дежурные Силы, естественно, отреагировать не успели. Теперь в ДС вместо двух самолётов дежурят четыре.
Весь июнь я «просидел» в Дежурном Звене, за месяц был у меня один подъём, налетал один час сорок минут, это и был мой месячный налёт.
В июле продолжал дежурить, но немного и поучаствовал в плановых полётах, продолжал летать на сложный пилотаж и некоторые другие упражнения, необходимые для поддержания боевого уровня для Дежурного Звена. За месяц налетал аж четыре часа.
Ждём приезда к нам Главкома ПВО генерала армии Третьяка, никаких полётов, готовимся. Косим траву, красим бордюры, срезаем нижние ветки у деревьев, говорят, что Третьяк так требует. Несколько дней «в мыле» весь гарнизон, а Третьяк не приехал. Но летать так и не начали, отбиты полёты во всех Вооружённых Силах – где-то разбился Су-24, а при его поиске ещё и разбился поисковый Ми-8. Полёты запрещены на неделю для наведения порядка «на местах».
В августе у меня вышел срок очередного отпуска, уехали семьёй к моим родителям во Фрунзе. В августе там хоть и жарко, но в остальном всё отлично, - тихо, много фруктов, отдыхаем душой и телом. Отъедаемся, расслабляемся.
В сентябре вернулись в Гудауту, уже отвыкшие от напряжённой местной обстановки, снова окунулись в неё. Море, как и водится, в это время ещё тёплое, бархатный сезон, на «аэродромном» пляже немногочисленный народ по-летнему загорает и купается.
Ещё до окончания отпуска съездил в Тбилиси на ВЛК. Всю комиссию в госпитале прошёл за два часа. В Тбилиси на улице и на ЖД вокзале почти не слышна русская речь. Военных в форме не видно, я тоже ездил в «гражданке».
Вышел из отпуска на службу, взял в секретке почитать Руководство Су-27 и с удивлением заметил, что самолёт наш переименовали, теперь он не Су-27, а Су-27П! Оказывается, пока я был в отпуске, приезжали спецы из Комсомольска с завода и срочно сделали на всех самолётах доработку, заменили в кабине небольшой блок, на котором был переключатель и сигнальная лампочка «Спецзаряд». Так самолёт перестал быть «носителем». Это было связано с тем, что был заключён с американцами договор об ограничении количества наших самолётов-носителей в европейской части Союза.
Анатолий Сальников на рыбалке
Всё чаще наши лётчики уходят по замене, в основном на «север», вот и мой комэск Анатолий Сальников отправляется на Новую Землю. Оттуда, естественно, приходят другие лётчики. В полку за последнее время сильно изменился состав лётчиков, от «чукотцев» осталось буквально несколько человек.
В ноябре начал летать и сразу почувствовал «разницу», - в полку уже достаточно спарок и для восстановления я слетал целых три полёта на спарке, ещё в прошлом году «хватало» одного полёта. Простая, вроде, программа восстановления после отпуска, а разрослась до нескольких контрольных полётов. Так по этой программе я выполнил в ноябре восемь полётов и налетал пять часов.
Продолжаю летать разные упражнения, чтобы быть готовым к Боевому Дежурству. Летаю малые и предельно малые высоты, в простых и сложных условиях, днём и ночью, выполняю перехваты на малых высотах, полёты на разгон и потолок, перехваты на потолке. Этакий «джентельменский набор», чтобы потом «засесть» в Дежурное Звено. Но также летаю и на сложный пилотаж и фотострельбы.
Из окна квартиры видны «снежные вершины»
В декабре погода была не очень, много пасмурных дней, шли дожди, сырость кругом. Часто приходит мысль, что может лучше бы был снег и мороз, а не эта бесконечная сырость, когда обувь всё время мокрая, не успевает просыхать.
За декабрь налёт тоже небольшой, около четырёх часов. Таким образом и годовой налёт за 1990 год получился довольно скромным, но нормальным для дежурящего лётчика – шестьдесят часов.
Январь начался с череды партийных собраний на уровне эскадрилий, потом полковая «партконференция». На всех собраниях присутствовали полковники, представители «верхних» штабов. Обсуждалась животрепещущая в последнее время тема устранения партийных органов из армии. Видно, что верхние штабы это очень волнует и они имеют указания «сверху» отстаивать партийные органы. В основном все выступающие за то, что необходимо убирать партийные органы из армии, предлагают выходить из партии, если останутся парторганы. Начальники и «представители» убеждают, что без парторганов никак нельзя, а для пущей убедительности обещают увольнять из армии тех офицеров, кто только подумает о выходе из партии. На этих собраниях говорили и кричали много, но «общей линии» так и не выработали, все остались при своём мнении.
Командиры отправляют меня в "очередной" отпуск. Доктор выдал семейную путёвку в дом отдыха Подмосковье. Вот и хорошо, подышим морозным воздухом, походим на лыжах, может даже снеговика слепим?! В Гудауте вряд ли мы это сможем. К тому же в Москве можно погулять по заснеженным улицам и даже Красной площади, в московские магазины позаглядывать. Так всё примерно и получилось. Заодно совершили «путешествие» на поезде туда и обратно.
Только Москва встретила нас какая-то не нарядная, на улицах и в магазинах заметно много приезжих с сумками и рюкзаками. Всё больше людей едут в Москву за покупками, особенно за продуктами. В доме отдыха «прятались» от всей сегодняшней тревожной суеты.
Отпуск «закончился» как-то незаметно, вернулись в Гудауту к нашим бытовым, и не только, проблемам.
Перестройка шагает всё шире, уже начали в Гудауте отключать свет, в авиагородке включают дизель, но не всегда и не на долго. В нашем военторговском магазине мясо, масло уже давно продают по талонам, В Гудауте мясо с прилавков вообще пропало. Ездили в Адлер за продуктами, там тоже ввели талоны на основные продукты, но военным немного продают. Цены поднимаются и на продукты, и на электричество, и на многое другое.
Объявили, что к нам в полк собирается приехать комиссия из НАТО?! Будут проверять, носитель наш самолёт или нет. Да, из НАТО комиссий у нас ещё не было. С каждым днём всё больше разных неожиданных новостей, похоже, что лучше уже не будет. Воздух прямо пропитан тревожными ожиданиями. Просто какой-то разгул Перестройки…
20.11.2025 – Севастополь.