До окончания текущего года ещё больше месяца, но кое-какие (печальные) итоги можно подвести уже сейчас, что собственно и проделал Александр Плеханов в предлагаемом материале. Ему и слово:
2025 год подходит к концу и, если честно, запомнился он отнюдь не радостными событиями в рок-музыке. Я даже не буду говорить про серьезное «усыхание» российского музыкального рынка, когда – в кои то веки – за некоторыми новыми (и не очень) дисками в прямом смысле пришлось побегать.
Так и хочется сказать – здравствуй Горбушка восьмидесятых-девяностых! Смех смехом, но в этом году побегать пришлось и на Горбушку, благо что ещё что-то похожее на неё сохраняется до сих пор. И после таких забегов, особенно безрезультатных, мне очень хочется встретить моего приятеля, одного из братьев Петровых – большого поклонника невидимой руки рынка и капитализма – и сказать ему, ну что, сукин ты сын, помогли тебе твои… не ляхи конечно, а либералы, которых ты возносил до небес и буквально молился на их «реформы»? К чему мы приплыли с твоими «реформаторами» – как приходилось доставать диски в 1985 году, так приходится доставать их и сейчас, причем по конским ценам. Жаль что этот вопрос горбифренику Петрову задать не получится…
Про братьев-бырыг Петровых я рассказывал в своей трилогии, под условным названием «Меломан и металлист», каждый раз отмечая их слепую веру в то, что придет добрый дядя-капиталист, даст пинка проклятой «совковой» плановой экономике и все деловые люди, типа Петровых, моментально ринутся в легальный бизнес и, конечно же, станут миллионерами. А то и миллиардерами.
Ага, стали…
Об этом можно рассуждать долго и нудно и знаю, что не всем это нравится, поэтому я лучше вспомню нашу замечательную группу Catharsis и их хит «Время потерь» с альбома «Зеркало судьбы». Есть в этой песне такая фраза: «наступает время потерь, ангелы добрые, где вы теперь?». Глядя на события уходящего года в рок-музыке так и хочется спросить у добрых ангелов – Хоспадя, да што же энто деится то?!
Время потерь не просто наступает, оно уже навалилось, в буквальном смысле, тяжеленной реальностью и что вчера казалось незыблемым и стабильным в мире рок-музыки, теперь ошарашивает переменами чуть ли не каждый день. Да какими переменами…
Когда я родился, Оззи Осборн и Black Sabbath организовались в серьезный коллектив и приступили к сочинению своего первого альбома. Когда я пошел в первый класс, Оззи и «саббаты» записали шедевральный альбом «Technical Ecstasy». Предвижу возмущение некоторых читателей, которые не согласны с определением «шедевральный», но это мнение не только с моего кожаного дивана, но и с дивана сэра Пола Маккартни, похвалившего данную работу «саббатов». Когда я тайком курил в школьном туалете, один сосед (а в нашей школе все были соседями по микрорайону) принес послушать кассету с альбомом Оззи Осборна «Bark at the Moon» - на мой взгляд лучшую работу старика Оззи и мнение насчет этого альбома у меня не меняется десятилетиями, что, вообще-то, мне не свойственно.
Затем, когда мы с моим другом Вольдемаром в 1996 году торговали продукцией немецкой химической промышленности оптом и в розницу, он подарил мне на ДР альбом «Ozzmosis», который я тоже считаю шедевральным и, увы, последней стоящей работой Осборна. Дальше у него попер откровенный коммерческий фастфуд, хотя и до середины восьмидесятых у него уже наблюдался ярко выраженный крен в коммерцию. А потом я, можно сказать, состарился, но всегда знал, что где-то там, на загнивающем Западе, живет весёлый старикан Оззи, который продолжает записывать новые альбомы и даже выступать, несмотря на убитое в хлам здоровье. Это я заметил ещё на концерте в Москве в 1989 году, где он уже двигался немного разбалансированно, хотя концерт отработал на все 100%.
И вот 22 июля сего года оглушило известие – старина Оззи приказал долго жить. И хотя я не являлся его поклонником, но известие реально оглушило. Как же так? Ведь Оззи был всегда и что же теперь? Больше не выйдет ни одного нового альбома Ozzy Osbourne и Black Sabbath? Насчет последнего коллектива не уверен, а вот сольное творчество Оззи однозначно завершилось. Ну потому что не может быть Queen без Фредди Меркьюри, не может быть Motorhead без Лемми Килмистера, Dio без Дио и Ozzy Osbourne без Оззи.
Вторая легенда моей юности – гитарист Kiss Эйс Фрейли приказал долго жить совсем недавно – 16 октября. В школьные годы он мне очень нравился, но потом, когда я увлекся гитаристами-виртуозами, Эйс, конечно же, со своей простецкой манерой игры моментально и напрочь был позабыт. И на жанровые рамки Kiss эту манеру не спишешь, он и в своем сольном проекте Frehley's Comet играл, мягко говоря, так себе. А его сольный альбом 1987 года на Горбушке однозначно входил в категорию «токсичных». Не дай бог было с ним связаться – продать его за нормальные, «живые» деньги было практически нереально. Если только обменять на что-то такое же неликвидное или пустить «в добив». Тем не менее, это был музыкант, который в юности вызывал симпатию, кроме того, я лично знаю нескольких гитаристов, кто осваивал премудрости электрогитары копируя соляки Фрейли. Так что влияние он оказал на многих, пусть и на начальном этапе. И вот не стало и Эйса…
Затем огорошил основатель и бессменный фронтмен Megadeth – Дэйв Мастейн. Нет, помирать он, слава богу, не собрался и страшные болезни его не терзают, он просто прикинул коммерческие перспективы и заявил, что в 2026 году Megadeth выпустит свой последний студийный альбом.
Про Мастейна я бы хотел поговорить особо. Я знаю, что моя точка зрения понимания не вызовет, но считаю, что у «Металлики» было два роковых поворота в её истории, благодаря чему она превратилась в абсолютно деградировавшую группу, пустую и выгоревшую ещё в начале девяностых. Правда, это не мешает им рубить бабло в промышленных масштабах, но только лишь благодаря «магии имён» и тому, что «пипл хавает». Ну и благодаря своим сверходаренным менеджерам.
Если как машина по вытрясанию бабла у бесхитростных буратин, Metallica не знает себе равных, то с точки зрения музыки – это давно мертвый коллектив. Недавно совершенно случайно столкнулся с нейросетевым «White album», так вот даже бездушная нейросеть смогла создать музыку на три порядка более слушабельную, чем та, что раз в пять лет вымучивает Metallica. А вымучивает потому, что в своё время из группы выгнали Дейва Мастейна, который не только был гораздо лучшим гитаристом, чем Кирк Хамметт, но и как композитор он был на голову выше всего коллектива.
«Отряд не заметил потери бойца», скажут некоторые читатели и где-то будут правы. Да, не заметили или сделали вид. Вот только когда из строя выбыл второй боец – бас-гитарист Клифф Бёртон, группа, по сути была уже обречена, так как потеряла процентов 70 своего творческого потенциала. Читатели опять-таки могут соглашаться или не соглашаться, но безупречный состав группы выглядел бы так: Хетфилд, Ульрих, Мастейн, Бёртон. Он так и выглядел, пока Хетфилд не обвинил Мастейна в пьянстве и не выгнал его из группы, хотя сам Хетфилд впоследствии неоднократно оказывался на реабилитации в разных дорогостоящих медучреждениях из-за чрезмерного закладывания за воротник.
Вот и получается, что абсолютно дохлая в музыкальном отношении «Металлика» и дальше будет штамповать пустопорожние металл-частушки и грести миллионы, а Megadeth становится достоянием истории. Если, конечно, Мастейн не передумает, а он вряд ли передумает, потому что творчество с каждым годом приносит…. Да ничего не приносит, во всяком случае не то, на что рассчитывают музыканты создавая новые альбомы.
Ну и самая свежая новость из мира рок-музыки – легендарный вокалист Deep Purple и основатель Whitesnake Дэвид Ковердейл объявил о завершении карьеры. По его словам, взвесив все за и против, он пришел к выводу, что настало время закругляться. Пацан сказал - пацан сделал? Очень может быть, если бы не одно но...
Как известно, многие рок-музыканты любят делать подобные заявления, отправляются в «прощальный тур», собирают хорошую кассу, а потом их замечают в студии где они записывают новый альбом и заявляют что: их неправильно поняли, слова выдернули из контекста или они так пошутили. Вспомним «шутников» Kiss или Scorpions и их «прощальные» туры. Не исключено, что и Дэвид Ковердейл вскоре заявит нечто подобное и вернется на сцену, хотя это мало что изменит. Потому что ему никогда и ни за что уже не создать музматериал хотя бы отдаленно похожий на культовый альбом «1987», благодаря которому весь мир, собственно, и полюбил Whitesnake. Судя по всему, Ковердэйл давно уже творчески выгорел да и в 74 года у него банально могли поменяться жизненные приоритеты. Не зря говорят, что годы берут своё. Вместе с тем не зря говорят, что бывших рокеров не бывает.
Как говорится, будем посмотреть, но тенденция не радует. «Время потерь» набирает обороты и страшно даже представить, кого этот неумолимый процесс выдернет из мира рок-музыки в ближайшее время. А он точно выдернет.
.