Оценка по моей трёхбальной шкале - 3. Объяснение: 1 - навоз на палке. 2 - на любителя (не факт, что другим не понравится, если мне не нравится, и наоборот). 3 - плюсую люто! :-)
Страна - Германия, Австрия. Режиссёр - Оскар Рёлер. Год выхода на экраны - 2010.
Фильм рассказывает о создании антисемитского пропагандистского фильма "Еврей Зюсс" и был впервые показан 18 февраля 2010 года на 60-м Берлинском международном кинофестивале. Регулярный прокат в Германии начался 23 сентября 2010 года, в Австрии – на день позже.
Сюжет и персонажи
В конце 1930-х годов, когда карьера австрийского актёра Фердинанда Мариана (Тобиас Моретти) пошла в гору, министр пропаганды Йозеф Геббельс (Мориц Бляйбтрой) лично выбирает его на заглавную роль в художественном фильме "Еврей Зюсс". Ловелас сначала отказывается от предложения, но затем поддаётся соблазну сделать быструю карьеру. Во время съёмок под руководством режиссёра Файта Харлана (Юстус фон Донаньи) Мариан начинает меняться, что приводит к ссоре с его еврейской женой Анной (Мартина Гедек). "Еврей Зюсс" впервые был показан в начале сентября 1940 года на Венецианском кинофестивале и спустя несколько дней вышел в немецкий прокат. Там антисемитский пропагандистский фильм находит многомиллионную аудиторию, и Мариана с тех пор отождествляют с ролью устрашающе выглядящего еврейского финансиста Йозефа Зюсса Оппенгеймера, и он получает новые роли в кино.
Ставший известным в рейхе австрийский киноактёр Фердинанд (Фердль) Мариан начинает осознавать угрозу, исходящую от национал-социалистов, которые вынудили многих его коллег эмигрировать. Спрятанный в садовом домике Мариана и выдававший себя за садовника еврейский актёр Вильгельм Адольф Дойчер (Хериберт Зассе) был выдан домработницей Бриттой (Анна Унтербергер), с которой у Мариана была связь, её другу-эсэсовцу Луцу (Роберт Штадлобер). После этого Мариан находит утешение в алкоголе и изменяет своей жене с чешкой Властой (Эрика Марожан). Чтобы вернуть контроль над актёром, Йозеф Геббельс приказывает депортировать Анну. Однако это имеет обратный эффект.
Мариан переживает Вторую мировую войну, но запрещено работать из-за съёмок в фильме "Еврей Зюсс". В то же время он видит, как многие его коллеги по профессии были несправедливо реабилитированы, в том числе и режиссёр "Еврея Зюсса" Файт Харлан. Позже переживший концлагерь Вильгельм Адольф Дойчер сообщает Мариану о смерти его жены Анны. Мариан срывается, когда узнаёт, что любовница Власта изменяет ему с американским солдатом. Он садится в машину и совершает самоубийство.
История создания
Сценарий фильма под рабочим названием "Еврей Зюсс! – симпатия к дьяволу" (или "Еврей Зюсс – симпатия к дьяволу") был разработан Клаусом Рихтером и основан на биографии Мариана "Я был евреем Зюссом" Фридриха Книлли. Сценарий, разработанный Михаэлем В. Эссером и агентством "Драмауоркс", был готов уже в конце 2006 года, и позже его доработали Оскар Рёлер и Франц Новотный. О том, что на роли утверждены Тобиас Морети, Мартина Гедек и Армин Роде, стало известно в конце 2008 года. Моретти уже играл роль Адольфа Гитлера в 2005 году в трёхсерийной телевизионной драме "Шпеер и Он". В начале июля 2009 года стало известно, что Мориц Бляйбтрой получит роль Йозефа Геббельса. Рёлеру при утверждении на роль Бляйбтроя, которого он почитает как одного из величайших немецкоязычных актёров, пришлось, среди прочего, пойти против собственных продюсеров. "Он блестящий комик, в нём есть невероятная трагичность, он прекрасный имитатор. Посмотрите на него всего три минуты в роли Геббельса – и вы полностью забудете, кто это играет", – сказал Рёлер. Так и есть. Мне доводилось видеть записи Геббельса. Моритц Бляйбтрой сыграл роль министра пропаганды блистательно.
Прокат оригинального фильма "Еврей Зюсс" 1940 г. в Германии запрещён. Публичные показы разрешены только с сопровождающим комментарием и при соблюдении строгих условий, установленных Фондом имени Фридриха Вильгельма Мурнау, немецкого режиссёра эпохи немого кино, одного из крупнейших мастеров киноэкспрессионизма. Поэтому Рёлер приказал переснять множество сцен из "Еврея Зюсса". "Есть несколько сцен, которые мы восстановили один в один. Другие мы даже в цифровом виде скопировали в оригинал", – сказал режиссёр. Одна из оцифрованных сцен – финальная сцена "Еврея Зюсса", в которой главный актёр Тобиас Моретти в роли заглавного героя, запертый в клетке из проволоки, умоляет о пощаде.
На съёмки фильма, который поддерживал Фонд кинематографии Северного Рейна-Вестфалии, в студиях MMC в Хюрт-Эфферене под Кёльном, в Мюнхене и Венеции было отведено 40 съёмочных дней. С 23 июля 2009 года съёмки продолжились в Вене, где старое здание зерновой биржи было переоборудовано под имперское министерство пропаганды и народного просвещения в Берлине.
Обращение с историческими фактами
В действительности Фердинанд Мариан был женат на актрисе Марии Бык (гражданское имя Альбертина Хашковец, урождённая Аннемари Альбертина Бёк), которая в фильме, в отличие от реальности, названа Анной Мариан. Соответственно, персонаж также отличается от исторической фигуры: Бык не была полуеврейкой, а состояла в первом браке с еврейским режиссёром Юлиусом Гелльнером, и от этой связи у неё была дочь наполовину еврейского происхождения. В отличие от фильма, Бык не была убита нацистами в концлагере, а умерла в 1949 году, то есть через три года после Фердинанда Мариана. На процессе против Файта Харлана в 1948 году она давала показания в его пользу.
В фильме Фердинанд Мариан совершает самоубийство, направив машину на высокой скорости в дерево. Хотя Мариан действительно погиб в разбитой машине, неясно, совершил ли он самоубийство или потерял контроль над управлением из-за опьянения или других причин.
Кроме того, в одной из сцен фильма Харлан указывает на то, что Фейхтвангер написал роман. Однако в то время он этого вообще не знал. В другом эпизоде, ещё во время производства "Еврея Зюсса", ненадолго появляется персонаж Фрица Хипплера. Его представляют словами: "Он снял фильм "Вечный жид". Однако "Вечный жид" вышел в прокат значительно позже, чем "Еврей Зюсс".
Также не соответствует реальности персонаж еврейского актёра Вильгельма Адольфа Дойчера, который в фильме является другом Мариана, и якобы они вместе выходили на сцену в Немецком театре в "Отелло" (Дойчер в роли Отелло). То, что Мариан играл Яго, исторически верно. Киноперсонаж Дойчер объединяет – символически, в том числе, в комбинации трёх частей имени "Вильгельм", "Адольф" и "Дойчер" – различных партнёров Мариана и различные аспекты германского духа. В постановке "Отелло" 1939 года в Немецком театре в Берлине роль Отелло исполнял Эвальд Бальзер.
Приём зрителями
Специалист по медиаисследованиям и эксперт по "Еврею Зюссу" Фридрих Книлли упрекнул фильм в неточностях и фальсификациях, которые способствуют созданию легенд. Рёлер в ответ на критику Книлли в программе "Культурцайт" на канале 3sat. В частности, он заявил: Who the fuck is Knilli? (с англ. – "Кто такой Книлли, бл@дь?").
На премьере на Берлинском международном кинофестивале 2010 года во время демонстрации для прессы несколько раз раздавался свист.
В культурной программе "аспекте" на канале Цет-Дэ-Эф (ZDF) фильм был назван "неопределённой, утрированной мелодрамой". Критика также обрушилась на изображение Геббельса в исполнении Морица Бляйбтроя ("попросту карикатура, как, впрочем, и все нацисты в этом фильме").
Разгромную рецензию опубликовало и издание "Шпигель Онлайн". В ней говорится, что фильм "проваливается как мелодрама о соблазнённом", предлагает "критикуемые искажения биографии Мариана" и "вместо исторически точного анализа есть лишь бульварный роман: Эх, как же буйно веселилась имперская столица!"
На сайте critic.de Торстен Функе назвал фильм "странно пустым": "Это фильм, как заглавная история в издании "Шпигель". Точный в деталях, но в то же время преследуемый странной фанатичной одержимостью своим предметом".
Однако "Штутгартер Цайтунг" похвалила фильм: «Тобиас Моретти в роли Фердинанда Мариана просто сенсационен. На самом деле здесь мы видим достойного претендента на приз за лучшую мужскую роль в субботу. В остальном же актёрский состав превосходен. Тридцать лет назад Райнер Вернер Фассбиндер снимал свои мелодрамы о горькой немецкой истории. Оскар Рёлер – достойный преемник".
Мюнхенская "Абендцайтунг" также нашла добрые слова: "Но всегда рискующий Рёлер снял вовсе не байопик и не историческую документалку. Здесь речь идёт о кино – сочном, ярком, безудержно развлекательном. Настоящий фильм Рёлера с великолепной командой актёров, в первую очередь, Тобиасом Моретти и Морицем Бляйбтроем, коварным юмором, язвительным сарказмом и эмоциональной насыщенностью в тихих, напряжённых сценах".
По словам "Ляйпцигер Фольксцайтунг", которая дала рецензию к началу проката: "Скандальный фильм? Вряд ли, но лучший немецкий фильм года".
Журнал "Синема" заключил: "Угнетающая, блестяще сыгранная история о податливости отдельного человека к соблазну в диктаторском обществе. Обязательно к просмотру: захватывающий урок истории".
Журнал "Тэ-Фау Шпильфильм" вынес вердикт "Безвкусный и раздражающий: "Гибель" Рёлера", фильм "полностью провалился и с точки зрения кинематографии, и с точки зрения вкуса". Выдержки из кинорецензии: "Рёлер, конечно, не симпатизирует безрассудной нацистской пропаганде. Тем хуже, что режиссёр "Элементарных частиц" и "Неприкасаемой" в своём фильме использует каждый, абсолютно каждый клише нацистов о евреях. Прекрасный в других ролях Мориц Бляйбтрой изображает такой пародийный образ Геббельса, что это повергает в шок. Рёлер проваливается по всем направлениям".
Новостной портал news.de особенно похвалил актёрскую игру. Выдержки из рецензии: "Тому, кто хочет насладиться хорошим немецким актёрским мастерством, этот фильм рекомендуется от всего сердца. Но Тобиас Моретти затмевает их всех. Моретти использует весь свой арсенал и показывает в этом фильме, какой он великий актёр".
Награды
Премьера фильма состоялась в конкурсной программе 60-го Берлинского международного кинофестиваля. Режиссёр Оскар Рёлер в третий раз после 2003 и 2006 годов боролся за "Золотого медведя".
Фильм также был приглашён на Фестиваль немецкого кино в Людвигсхафене в июне 2010 года. Мориц Бляйбтрой получил там приз за актёрское мастерство.
При первом вручении Австрийской кинопремии в 2011 году последовали номинации в категориях "Лучший актёр" (Мориц Бляйбтрой и Тобиас Моретти), "Лучший грим" и "Лучшая работа художника-постановщика". В том же году костюмы и грим были номинированы на Германскую кинопремию.
За операторскую работу кинооператор Карл-Фридрих Кошник в 2011 году получил премию "Роми".