Найти в Дзене
Кинопарадокс

Новое кино#1 Франкенштейн (2025) — Гильермо дель Торо устанавливает новый стандарт для готического ужаса

Гильермо дель Торо больше 30 лет создает собственные мрачные миры и фантастические существа. Поэтому неудивительно, что роман Мэри Шелли 1818 года стал его личной навязчивой мечтой второй по значимости после неснятых «Хребтов безумия» Лавкрафта. С раннего детства дель Торо был очарован образом Бориса Карлоффа из фильма 1931 года, и только Netflix позволил режиссеру наконец реализовать задуманное, снять "Франкенштейна", который сложно будет превзойти. Режиссер вносит изменения, но не ломает первоисточник. Это все та же история, однако дель Торо адаптирует ее под собственное видение атмосферное, эмоционально насыщенное и визуально цельное. Какие именно детали отличаются от книги, заметнее поклонникам оригинала, но все изменения выглядят органично и не противоречат духу романа Шелли. Фильм открывается в суровой Арктике. Экспедиция обнаруживает раненого Виктора Франкенштейна (Оскар Айзек), за которым охотится его Существо (Джейкоб Элорди). Пытаясь спастись, команда возвращается на кораб
Оглавление

Гильермо дель Торо больше 30 лет создает собственные мрачные миры и фантастические существа. Поэтому неудивительно, что роман Мэри Шелли 1818 года стал его личной навязчивой мечтой второй по значимости после неснятых «Хребтов безумия» Лавкрафта. С раннего детства дель Торо был очарован образом Бориса Карлоффа из фильма 1931 года, и только Netflix позволил режиссеру наконец реализовать задуманное, снять "Франкенштейна", который сложно будет превзойти.

Новый взгляд дель Торо

Режиссер вносит изменения, но не ломает первоисточник. Это все та же история, однако дель Торо адаптирует ее под собственное видение атмосферное, эмоционально насыщенное и визуально цельное. Какие именно детали отличаются от книги, заметнее поклонникам оригинала, но все изменения выглядят органично и не противоречат духу романа Шелли.

Начало в Арктике: сцена, которая сразу задает тон

-2

Фильм открывается в суровой Арктике. Экспедиция обнаруживает раненого Виктора Франкенштейна (Оскар Айзек), за которым охотится его Существо (Джейкоб Элорди). Пытаясь спастись, команда возвращается на корабль, но Существо успевает убить нескольких членов экипажа. Уже здесь визуальный уровень поражает, работа художника-постановщика Тамары Деверелл и оператора Дэна Лаустсена (оба работали над Формой воды и Аллеей кошмаров) создает картинку, где каждый кадр похож на отдельную иллюстрацию.

Происхождение Виктора

-3

История возвращается в детство Виктора:

  • теплая, любящая мать (Миа Гот),
  • холодный и властный отец (Чарльз Дэнс),
  • смерть матери, ставшая отправной точкой для одержимости воскрешением мертвых.

Во взрослом возрасте Виктор учится медицине в Эдинбурге и демонстрирует комиссии свои эксперименты по оживлению трупов. Комиссия в ужасе, называет работу аморальной. Но один человек проявляет интерес оружейный магнат Генрих Харландер (Кристоф Вальц).

Харландер — дядя Элизабет (Миа Гот), невесты брата Виктора. Он финансирует эксперименты, а Виктор всё больше увлекается и наукой, и самой Элизабет что неизбежно ведет к трагедии.

Когда Виктор начинает собирать своё творение, фильм выходит на новый уровень. Существо создано из тел преступников и солдат с Крымской войны. Рождение в вспышках молний, как и положено классике. Но внешний вид абсолютно новый: благодаря пластичности Элорди образ напоминает живой манекен, движущийся с резкой, почти балетной точностью.

Главная идея дель Торо Существо не монстр, а эмоциональное и любознательное создание, отчаянно ищущее признания. Его первое слово Виктор. Худшее, что делает Франкенштейн, не создание монстра, а отказ от него.

Вторая часть истории — глазами Существа

-4

В отличие от большинства экранизаций, здесь значительная часть развивается от лица Существа. Это добавляет глубину и делает повествование более трагичным.

Существо скрывается в лесу и сближается со слепым стариком (Дэвид Брэдли), который читает ему Книгу Бытия. Так он узнаёт историю Адама и Евы и проводит параллель: он тоже отвергнут своим Создателем.

Эта часть заканчивается жестоко сцена расправы над волками демонстрирует истинный масштаб силы Существа.

Смысл: история не про монстра, а про ответственность

-5

Дель Торо делает историю более приземлённой и эмоциональной.

Это не просто готический роман, а притча об ответственности.

Виктор создает жизнь, но отказывается от нее. Его путь не путь безумного гения, а путь человека, который боится последствий собственных действий. Существо же всего лишь пытается понять, кто оно и где его место.

В финале Виктор и Существо сталкиваются лицом к лицу. Вместо привычной трагедии между ними появляется признание боли и попытка прощения. Потеря никуда не исчезает, история остаётся печальной, но дель Торо добавляет мотив искупления — того, чего не было в книге.

Самый визуально мощный Франкенштейн за десятилетия

Фильм кажется медленным, но темп оправдан, он позволяет полностью погрузиться в мир, созданный дель Торо. Даже по собственным стандартам режиссера это одна из его самых визуально сильных работ.

Если будет возможность увидеть фильм в кино в рамках ограниченного проката это идеальный вариант. Но даже домашний просмотр не помешает оценить масштаб.

🔥 Рад, что дочитали до конца. Делитесь мнением в комментариях, а подписка и лайк помогут каналу расти. До скорого!