Найти в Дзене

МАТЕРИАЛЫ ПО ЕВАНГЕЛИЮ НЕДЕЛИ 24-Й ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ (ЛК. 10:25-37)

ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ ВСТУПЛЕНИЕ Евангелие этой Недели представляет нам одну из самых глубоких притч — о милосердном самарянине. Она возникает как ответ Господа Иисуса Христа на вопрос законника: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А затем — на вопрос: «А кто мой ближний?» Законник, как и многие из нас, хотел очертить для себя комфортный круг «ближних», тех, кого «обязан» любить. Но Христос в Своем ответе совершает переворот. Он показывает, что суть — не в том, чтобы вычислять, кто достоин нашей любви, а в том, чтобы самому стать ближним для любого человека, оказавшегося в нужде. Как пишет святитель Николай Сербский, «милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми». Эта притча — не просто история о добром поступке. Это откровение о том, что истинная любовь к Богу проверяется и воплощается в деятельном, жертвенном милосердии к человеку. И как подчеркивает святитель Амвросий Медиоланский, «не родство делает человек

ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Евангелие этой Недели представляет нам одну из самых глубоких притч — о милосердном самарянине. Она возникает как ответ Господа Иисуса Христа на вопрос законника: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А затем — на вопрос: «А кто мой ближний?»

Законник, как и многие из нас, хотел очертить для себя комфортный круг «ближних», тех, кого «обязан» любить. Но Христос в Своем ответе совершает переворот. Он показывает, что суть — не в том, чтобы вычислять, кто достоин нашей любви, а в том, чтобы самому стать ближним для любого человека, оказавшегося в нужде. Как пишет святитель Николай Сербский, «милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми».

Эта притча — не просто история о добром поступке. Это откровение о том, что истинная любовь к Богу проверяется и воплощается в деятельном, жертвенном милосердии к человеку. И как подчеркивает святитель Амвросий Медиоланский, «не родство делает человека ближним, но милосердие». Сегодня мы вместе пройдем путем этой притчи, чтобы понять, что же на самом деле значит заповедь о любви.

[БЛОК 1] ВОПРОС ЗАКОННИКА И СУТЬ ЗАКОНА (СТ. 25-29)

Текст:

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Параллельные места:

  • Втор. 6:5 — Источник первой и наибольшей заповеди, которую цитирует законник: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим...».
  • Лев. 19:18 — Источник второй заповеди: «...люби ближнего твоего, как самого себя».
  • Мф. 22:35-40 — Параллельный эпизод, где Христос Сам называет эти две заповеди основой всего закона.
  • Рим. 10:5-8 — Противопоставление праведности от закона и праведности от веры.
  • 1 Тим. 6:11 — Увещевание апостола Павла «гнаться» за любовью, что перекликается с мыслью свт. Феофана о любви как о результате духовного труда.

А. Фактические вопросы

1. С какой именно целью законник задал свой вопрос?

(Комментарий для ведущего: Вопрос был задан не для искреннего поиска истины, а с лукавым умыслом: «искушая Его». Толкования прямо указывают на это.)

  • Святитель Николай Сербский: «Искушая, он губит свою жизнь — и якобы желает наследовать жизнь вечную! На самом деле этот искуситель думал не о своей жизни, но о Христовой; то есть не о том беспокоился, как спастись, а о том, как подвергнуть опасности Господа. Он хотел найти во Христе вину... чтобы, обвинив Его, погубить, а самому прославиться».

2. На какие две ветхозаветные заповеди ссылается законник в своем ответе Христу?

(Комментарий для ведущего: Законник точно цитирует Писание, соединяя два стиха из разных книг. Это показывает его формальное знание Закона.)

  • Святитель Николай Сербский обращает внимание на «странность» этого ответа: «Довольно странно, что этот иудейский законник выделил именно сии две заповеди Божии как наиболее спасительные, странно по двум причинам: во-первых, в законе Моисеевом они не поставлены на первое место с другими главными заповедями; более того, они даже не стоят рядом, как их приводит законник, но одна из них дана в одной книге Моисеевой, а другая – в другой (Лев.19:18; Втор.6:5). Во-вторых, странно это и потому, что иудеи хоть сколько-нибудь старались выполнять другие заповеди Божии, но заповеди о любви – никогда. Они никогда не могли возвыситься до любви к Богу, но лишь до страха Божия. То, что законник все же объединил эти заповеди и выделил их как самые важные для спасения, можно объяснить только тем, что он узнал: Господь наш Иисус Христос заповеди о любви ставит на вершину лествицы всех заповедей и всех добродетелей». Он объясняет это тем, что законник, вероятно, знал о проповеди Христа, ставящей любовь во главу угла.

3. Какой вопрос задает законник, желая «оправдать себя»?

(Комментарий для ведущего: Вместо того чтобы принять слова Христа, законник пытается найти лазейку, сужая понятие «ближний».)

  • Святитель Николай Сербский: «Этот вопрос показывает его жалкое оправдание: он еще не знает, кто его ближний; из чего ясно, что он не выполнил заповеди о любви к ближнему».

Б. Вопросы по смыслу и толкованию

4. Почему Христос не дал прямого ответа, а спросил: «В законе что написано? как читаешь?»

(Комментарий для ведущего: Христос использует классический учительский метод — ведет собеседника к ответу через его же знания, обнажая при этом его внутреннее состояние.)

  • Святитель Феофан Затворник: «Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением».
  • Святитель Николай Сербский: «Господь проницает в сердце законника и, зная его злобу, не хочет отвечать ему на вопрос, но спрашивает о законе... Здесь два вопроса. Первый: знаешь ли, что об этом написано? И второй: как ты это написанное читаешь и понимаешь?»

5. «Кто не знает Христа, не знает и закона» (свт. Амвросий Медиоланский). Как диалог Христа с законником подтверждает эту мысль?

(Комментарий для ведущего: Законник, будучи экспертом по букве Закона, не видит его духа и цели — Христа. Его знание оказывается неполным и формальным.)

  • Святитель Амвросий Медиоланский: «...кто Христа не знает, тот и закона не знает. Как он может знать закон, когда не знает истины, раз закон возвещает истину?»
  • Святитель Кирилл Александрийский развивает эту мысль, говоря, что если бы законник понимал тайны Закона (Христоцентричность Ветхого Завета), он узнал бы в Иисусе Мессию и не искушал бы Его: «Тот, кто хорошо понимает тайну воплощения, может сказать: Если вы были искусными в законе и в значении его потаенного смысла, вы бы не забыли, Кем является Тот, Кого вы пытаетесь искушать. Вы думали, что Он просто человек, только человек, а не Бог, явившийся в человеческом облике, Который знает тайну и видит в сердцах тех, кто приближается к Нему».

В. Вопросы на связь с жизнью

6. Что мешает любви воцариться в сердце?

(Комментарий для ведущего: Это ключевой вопрос для самоиспытания. Святые отцы указывают, что главное препятствие — греховные страсти, которые вытесняют любовь.)

  • Святитель Феофан Затворник: «Сердце все зарощено злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви». Он приводит в пример слова апостола Павла из 1 Кор. 13: «Любовь милосердует... не завидует... не превозносится...», противопоставляя их страстям (равнодушию, зависти, гордости).
  • Он же объясняет, почему нельзя просто «взять и полюбить»: «Когда мысль и язык говорят; буду любить, сердце идет наперекор... Отчего так? — Оттого, что сердце сие закалено эгоизмом, гордостию, чувственностию, корыстию, которых не прогонишь одними новомодными фразами».

[БЛОК 2] ПРИТЧА (СТ. 30-35)

Текст:

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Параллельные места:

  • Быт. 3:1-24 — История грехопадения, где Адам, изгнанный из рая (прообраз Иерусалима), нисходит в мир скорби (прообраз Иерихона).
  • Ис. 53:4-6 — Описание Страдающего Раба, Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», как Самарянин, исцеляющий раны.
  • Флп. 2:7 — Уничижение Христа, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», подобно презренному Самарянину.
  • 2 Кор. 8:9 — «...Он обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Христос является для нас примером милосердия.
  • Ин. 4:9 — Упоминание о вражде между иудеями и самарянами, подчеркивающее провокационность выбора Христом героя притчи.
  • 1 Кор. 1:27 — Напоминание, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрые», что явлено в образе Самарянина.

А. Фактические вопросы:

1. Что сделали разбойники с путником и в каком состоянии его оставили?
(Комментарий для ведущего: Этот вопрос помогает участникам визуализировать драматизм ситуации. Путник был не просто ограблен, но и лишен возможности помочь себе — он был «полумертв» и абсолютно беспомощен.)

2. Как повела себя священник и левит? Была ли в их действиях, с их точки зрения, какая-то логика (например, ритуальная чистота)?
(Комментарий для ведущего: Здесь можно обсудить, что с формальной точки зрения у них могли быть «уважительные» причины: боязнь оскверниться от прикосновения к мертвому телу (если бы он умер), спешка на служение. Однако притча показывает, что никакие религиозные предписания не могут оправдать отсутствие милосердия к страждущему.)

3. Почему Христос избирает для Своего образа именно Самарянина, как относились к самарянам иудеи?
(Комментарий для ведущего: Иудеи презирали самарян как еретиков и людей второго сорта)

  • Культурно-исторический комментарий: «Евреи и самаряне испытывали давнюю неприязнь друг к другу; хотя насилие было скорее исключением, чем правилом, в литературе обоих народов звучали явно враждебные ноты по отношению друг к другу. Картина, нарисованная Иисусом, могла оскорбить Его еврейских слушателей, задевая их патриотические чувства, которые зиждились на религиозной основе».
  • Святитель Николай Сербский поясняет: «самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином». Избирая героем презираемого иноземца, Христос не только обличает национальную и религиозную гордость, но и смиренно отождествляет Себя с ним: «Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам».
  • Святитель Амвросий Медиоланский добавляет, что имя «самарянин» означает «страж», указывая на Христа: «слово самаритянин» означает «страж», таково его значение. Кто страж, как не Тот, о Ком сказано: Хранит Господь младенцев (Пс. 114:6)?»

4. Перечислите действия самарянина по оказанию помощи, описанные в тексте.
(Комментарий для ведущего: Попросите группу перечислить все шаги: сжалился, подошел, перевязал раны, возлил масло и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу, позаботился, заплатил деньги, дал гарантии на будущее. Это не просто спонтанная помощь, а продуманный, полный и жертвенный план спасения.)

  • Святитель Николай Сербский насчитывает здесь «десять дел», что символизирует полноту любви Христа: «Он увидел раненого, как увидел его и священник; и Он подошел к нему, как подошел и левит; но Он сделал нечто большее, намного большее, чем священник и левит. Он сжалился, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино, посадил его на Своего осла, привез в гостиницу, позаботился о нем, заплатил содержателю гостиницы за дальнейший уход за ним и обещал и в будущем оказывать помощь раненому и оплачивать расходы по его лечению. И, таким образом, если священник остановился на том, что только взглянул на раненого; если левит, взглянув, подошел и прошел мимо; то Мессия, Небесный Врач, сотворил для него десять дел – десять (число, означающее полноту чисел), чтобы этим показать полноту любви Господа и Спаса нашего, Его попечения и заботы о нашем спасении. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги, ибо это была бы не полная помощь. Он не просто привез его в гостиницу и уехал, ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным, и выкинул бы его на улицу. Поэтому Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. На этом бы остановился и самый милосердный человек. Но Господь идет еще дальше. Он обещает и в дальнейшем заботиться о больном и вернуться, чтобы его навестить, и отдать содержателю деньги, если тот издержит более. Вот полнота милосердия! А когда еще и известно, что это сотворил не брат брату, а самарянин иудею, враг врагу, тогда должно сказать: сие есть неземное, небесное, Божественное милосердие. Сие есть образ милосердия Христова к человеческому роду».

Б. Вопросы по смыслу и толкованию:

5. Кого символизируют в притче: человек, шедший в Иерихон, разбойники, священник, левит и самарянин, гостиница и два «динария»?
(Комментарий для ведущего: для раскрытия богословского смысла притчи используйте толкования святых отцов)

  • Человек в Иерихон: Адам и весь род человеческий. «Иерусалим означает небесное обиталище первого человека в райском могуществе и красоте, рядом с Богом и святыми ангелами Божиими. Иерихон – земную юдоль плача и смерти» (Свт. Николай Сербский). Свт. Амвросий развивает: «Иерихон — образ этого мира, куда из рая... спустился изгнанный за грех вероломства Адам».
  • Разбойники: бесы, злые духи и страсти. «Разбойники суть злые духи, бесчисленные слуги сатаны, который и навел Адама на грех непослушания Богу. Как величайшие враги рода человеческого, злые духи нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и пороками и затем временно удаляются, в то время как душа лежит в отчаянии у дороги жизни, не в силах двинуться ни вперед, ни назад» (Свт. Николай Сербский).
  • Священник и Левит: Ветхий Завет (Закон и Пророки), которые не могли исцелить главные, греховные раны человека. «Священник и левит обозначают Ветхий Завет, а именно: священник – закон Моисея, а левит – пророков. К избитому и израненному человечеству Бог послал двух врачей с определенными лекарствами: один из них – закон, другой – пророки. Но ни один из этих врачей не осмелился лечить главные и глубочайшие раны больного, нанесенные ему самими бесами. Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. Потому и сказано, что и первый, и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему, и лишь тогда прошли мимо. Пятикнижие Моисея описало болезнь человечества и провозгласило, что истинное лекарство от нее находится не на земле, но у Бога на небесах. Пророки ближе подошли к полуживой, издыхающей душе человечества, также подтвердили еще более усилившуюся болезнь и утешили больного, сказав ему: у нас нет лекарства, но вот, за нами идет Мессия, Небесный Врач. И они прошли мимо. Тогда и явился истинный Врач.» (Свт. Николай Сербский).
  • Самарянин: Сам Господь Иисус Христос. «Кто сей Самарянин? Сам Господь наш Иисус Христос. ... Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. Самарянин означало то же самое, что и грешник. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. Он входил под кров грешников, ел и пил с ними, Он даже открыто сказал, что ради грешников и пришел в этот мир – именно ради грешников, а не ради праведников» (Свт. Николай Сербский). Свт. Амвросий: «сошедший самарянин — а кто сходил с небес, если только не взошедший на небо Сын Человеческий?»
  • Перевязывание ран: «Перевязывание ран означает непосредственное соприкосновение Христа с больным родом человеческим. Своими пречистыми устами Он говорил человеческим ушам, Свои пречистые руки Он возлагал на слепые очи, глухие уши, на прокаженные тела и трупы. Бальзамом врачуют раны. Сам Господь есть небесный бальзам для грешного человечества. Самим Собою Он врачует человеческие раны» (Свт. Николай Сербский).
  • Масло и вино: означают милость и истину. «Масло и вино означают милость и истину. Благий Врач сперва помиловал больного, а затем дал ему лекарство» (Свт. Николай Сербский).
  • Осел: означает тело человеческое. «Осел означает тело человеческое, которое Господь Сам взял на Себя, чтобы быть ближе и понятнее. ... Тело человеческое рисуется здесь в виде скота, чтобы этим показать бессловесность самого тела без словесной души. Действительно, человек по телу своему есть скот, как и всякий другой скот. В такое скотское тело он облечен после прародительского греха. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Это произошло тогда, когда Адам из-за греха непослушания оказался наг и скрылся от лица Божия. По Своей бескрайней кротости и бескрайней любви к раненому и полумертвому человечеству Живый и Бессмертный Бог и Сам облекся в сию ужасную, кожаную, бессловесную одежду – плоть. Чтобы как Господь стать менее неприступным для людей; чтобы как Врач стать более доступным» (Свт. Николай Сербский).
  • Гостиница: Церковь Христова. «Гостиница означает Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (Свт. Николай Сербский).
  • Два динария: Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), две природы Христа (Божественная и человеческая), Тело и Кровь Христовы (Евхаристия). «Два динария, по некоторым истолкованиям, означают два Божиих Завета. Сие есть Священное Писание, Священное Откровение милости и истины Божией. Никто не может спастись от греха, от ран, нанесенных его душе, пока хоть сколько-нибудь не познает милость и истину Божию, открытые чрез Священное Писание. Как человек лишь при сильном свете яркого солнца видит пред собою все дороги и выбирает, куда ему направить стопы, так лишь при ярком свете Священного Писания он видит все пути добра и зла и отличает одни от других.... Также два динария означают две природы во Христе. Обе сии природы Господь принес с Собою в этот мир и поставил их на службу человеческому роду. ... Также два динария означают Тело и Кровь Христову, которыми исцеляют и питают привезенных в Церковь грешников» (Свт. Николай Сербский).
  • Содержатель гостиницы: Апостолы, пастыри и учители Церкви. Свт. Амвросий, говоря о Павле, называет его «добрым содержателем той гостиницы». «Церковь основана еще во время земной жизни Христа, ибо сказано, что Самарянин привез раненого в гостиницу и позаботился о нем. Господь есть Основатель Церкви и первый труженик в Своей Церкви. Пока Он лично трудился, ухаживая за раненым, о содержателе гостиницы не упоминалось. Лишь на другой день, поскольку Его земное время истекло, Он обращается к содержателю гостиницы и поручает больного его заботам». (Свт. Николай Сербский).
  • Возвращение Самарянина: Второе Пришествие Христово. «Когда возвращусь – эти слова означают второе пришествие Христово. Когда Он придет снова как Судия, не в смиренной скотской одежде, но облеченный в бессмертное сияние и славу, тогда содержатели гостиницы, пастыри и учители Его Церкви, узнают в Нем прежнего Самарянина, передавшему им на попечение больные души грешников. Но теперь Он будет не милосердным Самарянином, а праведным Судией, который каждому воздаст по делам его. Конечно, если бы Господь судил по чистой небесной правде, мало кто избежал бы вечного огня. Но Он, познав наши немощи и болезни, будет судить всякого, принимая во внимание многое – и даже чашу холодной воды, поданную во имя Его жаждущему, поставит в заслугу (Мф.10:42)» (Свт. Николай Сербский).

В. Вопросы на связь с жизнью:

6. В каких ситуациях мы, подобно священнику и левиту, оправдываем свое бездействие «благими» причинами?
(Комментарий для ведущего: Этот вопрос побуждает к саморефлексии. Участники могут привести примеры таких «популярных» оправданий. Например: «я слишком занят важными делами», «этот человек сам виноват в своих проблемах», «помочь — это сложно и потребует много времени/денег» и пр.. Притча показывает, что подлинное милосердие ломает эти «удобные» барьеры.)

  • Святитель Николай Сербский обличает законников и книжников, которые извратили заповедь о любви к ближнему, превратив её в инструмент корысти и выгоды: «Вы считаете ближним только иудея, потому что оцениваете по имени, по крови и по языку; даже и не всякого иудея вы считаете своим ближним, но лишь того, кто принадлежит к вашей партии, законнической ли, фарисейской или саддукейской; да и не всякого из своих сторонников, а тех из них, от кого вы имеете пользу, честь и похвалы».

[БЛОК 3] ПЕРЕВОРОТ В ПОНЯТИИ «БЛИЖНИЙ» И ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ (СТ. 36-37)

Текст:

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Параллельные места:

  • Ин. 13:34 — Новая заповедь Христа: «...да любите друг друга; как Я возлюбил вас...», где мерилом любви становится Его жертва.
  • 1 Ин. 4:7-12 — Богословское обоснование: любовь к ближнему как свидетельство рождения от Бога и познания Бога, Который есть Любовь.
  • Иак. 2:14-17 — Утверждение о том, что вера без дел (милосердия) мертва, что напрямую связано с призывом «иди, и ты поступай так же».
  • Мф. 25:31-46 — Суд по делам милосердия, где ближним оказывается всякий нуждающийся: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
  • Гал. 6:2, 10 — Призыв носить бремена друг друга, что конкретизирует заповедь о любви.
  • Евр. 13:1-2 — Напоминание о братолюбии и страннолюбии, ибо, оказывая гостеприимство, некоторые «не зная, оказали гостеприимство Ангелам».

А. Фактические вопросы:

1. Какой итоговый вопрос задает Христос законнику, какой ответ дает законник, и что говорит ему в заключение Христос?
(Комментарий для ведущего: Этот вопрос помогает зафиксировать кульминацию диалога. Важно отметить, что законник, даже не желая того, вынужден признать правду, а Христос заключает беседу прямым и личным призывом.)

Б. Вопросы по смыслу и толкованию:

2. В чем состоит коренной переворот, который Христос совершает в вопросе о ближнем? Почему важно не определять круг своих ближних, а самому становиться ближним для любого человека?
(Комментарий для ведущего: Это центральный богословский вывод притчи. Христос переворачивает вопрос с головы на ноги: суть не в том, чтобы найти «достойного» нашей помощи, а в том, чтобы самому стать тем, кто проявляет милосердие, независимо от личностей и границ.)

  • Святитель Николай Сербский: «Хотя законник ни в коей мере не понял глубину и широту этой притчи Христовой, но, настолько, насколько он ее понял, он не мог не признать ее истинности, конечно, лишь в ее внешнем образном смысле. Он вынужден был подтвердить, что милосердный Самарянин был истинным и единственным ближним избитому и израненному человеку у дороги. Он не мог сказать: священник был ему ближний, ибо и священник, как и он, был иудей. И он не мог сказать: левит был ему ближний, ибо и тот, и другой принадлежали к одной расе, одному народу и говорили на одном языке. Это слишком противоречило бы даже и его бессовестной совести. Бесполезно родство по имени, расе, национальности, языку там, где необходимо милосердие, и одно лишь милосердие. Милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми. Законник этого не увидел; но то, что понял его ум из этого конкретного случая, он вынужден был признать».
  • Святитель Амвросий Медиоланский: «Не родство делает человека ближним, но милосердие, потому что милосердие согласно с природой. Свойственно природе человека помогать тому, с кем у него единая природа».

3. Святитель Николай Сербский пишет, что во Христе две заповеди любви сливаются в одну. Как можно это понять?
(Комментарий для ведущего: Это глубочайшая мысль о христоцентричности всей любви. Любить Бога и ближнего по-настоящему можно только во Христе и через Христа, Который является воплощением обеих этих любвей.)

  • Святитель Николай Сербский: «Самый близкий из всех наших ближних есть Господь наш Иисус Христос, а чрез него ближними для нас становятся и все остальные люди, находящиеся в беде, которым мы своим милосердием во имя Господне можем помочь. Над каждым из нас склонился Господь, и каждому из нас Он оставил два динария, чтобы мы лечили, пока Он не придет. Пока Он не придет в сердца наши, так что мы больше не будем видеть Его, склонившегося над Нами, но вселившегося в наши сердца и живущего в них! И лишь тогда мы будем здоровы, ибо источник здравия будет в наших сердцах. Но взгляните, как сею притчей Господь соединяет обе заповеди о любви в единое! Любя Его как своего ближнего, мы тем любим и Бога, и Человека и, таким образом, одновременно исполняем обе заповеди о любви. До прихода Господа нашего Иисуса Христа в мир эти две заповеди были разделены. Но с Его приходом они слились воедино. В действительности совершенная любовь не может быть разделенной и не может относиться к двум предметам. В Ветхом Завете они были разделены, поскольку Ветхий Завет есть подготовительная школа для великой школы любви. В подготовительной школе расчленены предметы, органически соединенные. Когда этот объединенный и воплощенный организм любви был явлен в Господе нашем Иисусе Христе, тотчас расчлененность и раздвоенность исчезли, словно их и не было. Иисус Христос есть воплощенная любовь и к Богу, и к человеку. Ни в одном мире – ни временном, ни вечном – нет большей любви. Так принесено в мир новое, совершенно новое начало любви, новая и единая заповедь о любви, которую можно выразить так: возлюби Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; возлюби Его, как самого себя. Чрез ту любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога, и людей. Оставь ложную надежду, о смертный человек, что когда-нибудь ты сможешь любить Бога без Христа и вне Его. И не обманывайся, полагая, что когда-нибудь ты сможешь любить людей без Христа и вне Его. Он сошел с небес и склонился над тобою, раненым и больным. Взгляни в лицо Его и познай свой прообраз! Взгляни на главного и самого близкого своего Сродника! Лишь чрез него ты можешь стать истинным сродником Богу и милосердным сродником людям. И когда ты познаешь свое родство с Ним, всякое другое родство земное будет для тебя лишь тенью и образом истинного и бессмертного родства. Тогда и ты пойдешь и будешь поступать так же, как Он; то есть считать бедных, несчастных, нагих, раненых, избитых и брошенных у дороги самыми близкими своими сродниками, более близкими, чем все остальные. И тогда ты будешь склонять над ними не столько свое, сколько Его лицо, перевязывать им раны Его бинтами и возливать на них Его масло и вино».

В. Вопросы на связь с жизнью:

4. Согласны ли вы с мыслью, что знание заповедей без исполнения не только бесполезно, но и усугубляет нашу вину? Почему?

(Комментарий для ведущего: Этот вопрос вытекает из слов Христа «так поступай, и будешь жить» и толкований на них. Он помогает задуматься об ответственности за полученные знания.)

  • Святитель Николай Сербский: «Никто не спасется одним знанием воли Божией, но исполнением ее. Напротив, много познавшие, но мало исполнившие будут осуждены страшнее, чем и знавшие, и исполнившие мало. Потому Господь и сказал законнику: так поступай, и будешь жить. То есть: «Я вижу, что тебе известны сии великие заповеди о любви, но в то же время вижу, что ты их не выполняешь; поэтому бесполезно учить тебя чему-либо новому, пока ты не исполнишь уже известное тебе».
  • Можно подвести группу к мысли, что знание обязывает к действию, и если действия не следует, наше знание становится нам судом.

5. Действия самарянина требовали времени, сил, денег и личного участия. Что значит «поступать так же» в XXI веке?
(Комментарий для ведущего: Этот вопрос переводит евангельский идеал в практическую плоскость. Речь идет не о разовом поступке, а о образе жизни, требующем жертвенности. Святые отцы подчеркивают, что это трудный путь, но единственно верный.)

  • Святитель Феофан Затворник «Но помни, что путь к полной совершенной любви не близок и не легок. Потому, слушая разглагольствие юных филантропов, не поддавайся легкомысленно обольстительному кличу; все прочь, — довольно одной любви. — Подожди принимать все прочь. Прежде пройди терпеливо все, предлагаемое тебе правилами благочестивой жизни в св. Церкви, — все от мала до велика. Чрез это достигнешь истинной любви. Любовь же истинная, пришедши, сама научит тебя, что сделать со всем тем, что не нужным считает незрелая и неопытная филантропия». Свт. Феофан напоминает, что любовь — это не сентиментальное чувство, а плод Церковной жизни, духовного труда и борьбы со страстями.
  • Святитель Николай Сербский в своем заключении дает сильный образ для подражания: «Тогда и ты пойдешь и будешь поступать так же, как Он; то есть считать бедных, несчастных, нагих, раненых, избитых и брошенных у дороги самыми близкими своими сродниками... И тогда ты будешь склонять над ними не столько свое, сколько Его лицо, перевязывать им раны Его бинтами и возливать на них Его масло и вино». «Поступать так же» — как Христос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Итак, притча о милосердном самарянине — это не просто пример доброты или урок морали. Это вызов, брошенный Христом каждому из нас. Вызов, который переворачивает привычную логику: мы не должны спрашивать «Кто мой ближний?», а должны сами становиться ближними для всякого, кто нуждается в нашей помощи, так же, как это сделал Христос по отношению к нам.

Любовь измеряется не словами или благими чувствами, а конкретными делами. Как мы видели, самарянин не просто почувствовал жалость — он потратил свое время, силы, средства и лично участвовал в судьбе израненного человека. В этом образе мы узнаем Самого Господа, Который, как толкуют святые отцы, склонился над израненным человечеством, чтобы исцелить его.

Христос показывает нам, что именно такое деятельное милосердие и есть подлинное исполнение закона и путь к наследованию жизни вечной. Быть ближним — значит, подобно самарянину (а в его лице — Самому Христу), увидеть боль другого, сжалиться, подойти, перевязать раны и понести бремя этого человека вместе с ним.

И здесь притча открывает нам свою главную тайну. Как пишет святитель Николай Сербский, во Христе две величайшие заповеди — о любви к Богу и к ближнему — сливаются в одну. Мы не можем по-настоящему любить невидимого Бога, не проявляя милосердие к видимому брату. И мы не можем исполнить заповедь о любви к ближнему, черпая силы лишь из человеческих ресурсов — только любовь Христова, излитая в наши сердца, делает это возможным. Он — единственный источник и мера этой любви.

Таким образом, быть ближним — значит позволить Христу действовать через нас. Это значит увидеть боль другого Его глазами, сжалиться Его сердцем и послужить страждущему Его руками. «Иди, и ты поступай так же» — этот заключительный призыв Спасителя есть призыв к уподоблению Ему.