Наряду со служилыми татарами во второй половине XVII в. в Предволжье переселялись и основывали деревни представители другой сословной группы татарского общества – ясачные татары, то есть татары-крестьяне, платившие государству ясак – натуральный или денежный налог.
Ясачные татары были обязаны передавать часть своей продукции – в основном пушнину, меха, а также другие продукты сельского хозяйства в казну. Кроме ясака, они выполняли в пользу государства различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую и др.
В «Строельных книгах по Симбирску» 1649-1654 гг. – первом наиболее значимом комплексе документов, в котором описано население Симбирского уезда, рассмотренный нами ранее, отсутствуют какие-либо сведения о селениях ясачных татар. Это объяснимо, так как данные документы писцового делопроизводства были направлены на выполнение конкретных задач по описанию верстанных по Симбирску служилых людей, проживавших здесь горожан и жителей слобод.
К счастью, до наших дней сохранился другой не менее ценный источник – «Приходно-расходная книга Синбирской приказной избы» 1665–1667 гг. обнаруженный в делах архива министерства юстиций дореволюционным краеведом А.Н. Зерцаловым (опубликован отдельным изданием в Симбирске в 1896 г.). В связи с тем, что главной целью составления приходно-расходных книг была фиксация налоговых поступлений (ясачных и окладных сборов) и расходов в уезде, в этих документах подробно описывались группы тяглого населения. Кроме того, в книги вносились и служилые люди, а также духовенство бравшие в аренду у государства промысловые и иные владения за выплату в казну фиксированного оброка.
Итак, в рассматриваемом источнике («Приходно-расходной книге Синбирской приказной избы»), выражаясь современной терминологии были записаны основные группы налогоплательщиков Симбирского уезда в том числе ясачные татары, а также служилые татары «на оброке». Согласно этому источнику в середине 1660-х гг. в северной части Симбирского уезда (совр. Дрожжановский и Буинские р-ны РТ, Цильнинский р-н Ульяновской обл.) существовало 23 татарских аула.
Среди них 12 селения ясачных и служилых татар Дрожжановского края:
1. Деревня Тюка, на речке на Тюке (совр. д. Татарские Тюки Дрожжановского р-на РТ) с 8 дворами с полудвором платившие ясак 2 руб. 13 алтын 2 деньги, а также оброк: с промысловых вотчин – 1 руб. и 3-х мельниц – 8 алтын 4 деньги. В их числе «целые дворы»: Яныша Муратова, Уразбая Уразлина, Янгальдея Алеева, Ишмамета Илиордонова (?); «полудворники»: Тивиша Черемышева, Емехмета Енашева, Мурзаная Накеева, Алкаша Хайкова, Быбая Бактюрина, Ахтубая Шеморданова, Сарыбулата Сараева, Васки Еирмышева.
В этом же ауле было записано 19 дворов служилых татар, вносивших в казну оброк в размере 6 алтын 2 деньги.
2. Деревня Старый Кувай с 10 дворами с полудвором, платившие ясак в 3 рубля 5 алтын, с пустопорожней земли – 10 алтын, а также оброк с промысловых вотчин 11 руб. 48 алтына 4 деньги. Я их числе дворы: Янмурата Казанбаева, Байегета Болдачена, Айболата Безгитова, Ахпулата Чюваева, Досая Агеева, Токбая Сатаева., Яштугана Толубаева, Шаймурзы Шатаева, Крышбулата Бизубитова, Демеша Янбулатова, Ящура Тушева; «полудворники»: Айбулата Базичитова.
3. Деревня Акса, что вышли из деревни Старых Кувай (д. Большая Акса Дрожжановского р-на РТ), «а в ней татаровя» 7 ясачных дворов плативших 2 руб. 3 алтына 2 деньги ясака, а также оброка 3 руб. 56 алтын 4 деньги за вотчины и мельницы. В том числе домохозяйства: Айтута (?) Уракова, Айтугана Толубаева, Теникея Тойгильдина, Кайбулата Теребердеева, Ахперда Кабалина (?), Бесеура Чакаева, Багая Бехтемурова, Алекея Тараева.
4. Слобода Чекурская Чуракачка, Семенов Вобаторов она же, на речке на Аксе (совр. д. Старая Чекурская Дрожжановского р-на РТ) с 3 ясачными дворами с полудвором татар и чувашей, в том числе двором ясачного татарина Ишметки Урманчина, платившие 32 алтына, и с вотчин 6 алтын 4 деньги.
5. Деревня Четкас (совр. д. Чепкас-Ильметьево Дрожжановского р-на РТ) с 14 дворами с полудвором платившие ясак в размере 4 руб. 11 алтын 4 деньги. В то числе домохозяйства: Кунака Андреева, Яшигита Кардина, Ахтулла Топтуллина, Урмета Чюракаева, Ахкуза Акифаева, Елдаша Тинибякова, Тугая Тонтаева, Кулмамета Ахманеева, Максика Иванова, Алмамета Тайгильдина, Юшмурсы Азбурдинова, Тойгилта Пибарсова, Бузеняйя Андреева, Илетки Тягесева, Толбулата Кабаева, Ирмея Тюмакова, Ахмета Бекеева, Бигилды Бибарсова, Мамета Болтаева, Канмураса Шемеева, Чюрекея Агитова, Аликея Енегерова, Янгилды и Бикмурзы Тютикова, Тойдеряка Байтерякова, Аклыча Алсараева. Токсубая Тогомашева, Ирбулата Бимурзина.
6. Деревня Чюкал (совр. д. Новые Чюкалы Дрожжановского р-на РТ) «татар 26 дворов, а оброку платить с Малмадышевской земли по семи рублев по 10 алтын по 4 деньги, да с вотчины за четверть батмана меду с Чюкальской земли оброчных денег по два рубли по 31 алтыну з деньгою». Среди них отмечены дворы: Некая Мартынова, Якая Худякова, Ураза Уракчеева, Авая Сармакова, Досая Мартынова, Уразгилдея Аваева, Кантукая Чапкунова, Булата Нряева, Кабыша Уразгильдеева, Бигая Ембулатова, Уразая Матвеева, Бигая Утещева, Маляя Ишмаметьева, Янтуда Васкина, Ждана Маметьева, Инай Кочкаров, Урмай Елбаков, Ирей Янбахтин, Сафар Тахбулатов, Янгикайко Биграшев, Клевлей, Утет Утещев, Сава Булатов, Урмат Тонбулатов, Алмет Каилмакаев, Токай Ижбулатов. Наряду с служилыми татарами в данном селении в это время проживала мордва – Нажданко Лукштанов «с товарыщи» платившие оброк 10 рублей 15 алтын 1 деньгу.
7. Деревня Шатрашан Кайбычки Кормамашева, на речке Шатрашан и на речке Якле (совр. д. Татарские Шатрашаны Дрожжановского р-на РТ) в которой было записано 6 дворов служилых татар: Кайбыча Карамышева (основатель деревни), Бегита Тогарина, Алмайя (Урмая) Бигинитова, Яигура Янгурчина, Пиктыша Петрова, Нурмета Кадыкова.
Также в этой деревне фиксируются ясачные люди из татар и чувашей 9 дворов с четью, платившие 2 руб. 25 алтын 5 деньги ясака и 36 алтын 12 деньги оброка. В том числе татарские дворы: Уразая и Емекеея Еникеева, Тагая Баранчеева.
8. Деревня Бюстерлей враг (совр. д. Шланга Дрожжановского р-на РТ) с 14 дворами служилых татар плативших оброк в 4 алтына 4 деньги.
9. Деревня Мочалей (совр. д. Мочалей Дрожжановского р-на РТ) с 23 дворами служилых татар плативших оброк 8 алтын 4 деньги.
10. Деревня Новая Чекурская (совр. одноименная деревня Дрожжановского р-на РТ) 22 двора служилых татар плативших оброк 7 алтын 2 деньги.
11. Деревня Какерли, что на вершине речки Какерли (совр. д. Старые Какерли Дрожжановского р-на РТ) 28 дворов служилых татар плативших оброк 9 алтын 2 деньги.
12. Деревня Новый Четкас (совр. тер. Дрожжановского р-на РТ) 30 дворов служилых татар плативших оброк 10 алтын.
Таким образом в середине 1660-х гг. на территории совр. Дрожжановского района было записано 6 деревень ясачных татар. Из них в 3-х (д. Татарские Тюки, Новые Чукалы, Татарские Шатрашаны) ясачные татары проживали совместно со служилыми татарами.
В 2-х населенных пунктах (д. Старая Чекурская, Татарские Шатрашаны) ясачные татары жили вместе с ясачными чувашами. Как показывают данные рассматриваемого исторического источника в этом регионе ясачные чуваши в численном отношении превалировали над другими группами тяглого населения (второй по численностью группой были ясачные татары, третьей –ясачная мордва).
При этом согласно «Приходно-расходной книге» именно на 1660-е гг. пришелся пик миграционного движения чувашей и их хозяйственно-экономического освоения Предволжья. Так, наряду с осевшими здесь чувашами в документе зафиксировано большое количество «новоприбылых» чувашских дворов, незаписанных или вновь записанных в ясак. Дальнейшая хозяйственная экспансия чувашского населения привела к тому, что во многих татарских деревнях региона появляются чувашские общины, некоторые из них становятся чисто чувашскими (например д. Большая Акса).
«Приходно-расходная книга Синбирской приказной избы» 1665–1667 гг. позволяет сделать некоторые выводы о структуре татарского общества Дрожжановского края этой эпохи, а также хозяйственной культуре сельского населения. В рассматриваемое время четко обозначилось численной доминирование служилого татарского населения над ясачным (при этом надо учитывать, что в этом источнике указаны не все селения и дворы служилых татар, существовавших в это время, а лишь те, кто вносил в казну оброк).
В хозяйственном отношении и служилые и ясачные татары были сельскими жителями занимавшиеся сельскохозяйственным производством. Основой их земельных владений были пашни и сенные покосы, за которые они должны были служить или платить ясак.
Также существенное значение играли промысловые вотчины (в основном бортные ухожеи (лесные участки для добычи дикого меда), рыбные ловли и бобровые гоны) за которые вносился оброк в казну.
Для жителей некоторых деревень (Старый Кувай, Большая Акса) присваивающие формы хозяйствования и эксплуатация оброчных вотчин играли значительно большую роль нежели земледелие. В связи с этим сумма оброка, взимавшаяся с них, была выше суммы ясака.
Ясачные татары этих селений владели данными землями «исстари», по всей видимости еще до образования Симбирского уезда, о чем недвусмысленно говориться в источнике (вотчины «отцов» и «дедов»). До строительства Симбирской черты и образования Симбирского уезда эти вотчины использовались сезонно «наездами». Позже здесь основываются деревни ясачных татар.
Радик Исхаков.