Опрос: "Образ Патриарха Тихона и его восприятие в молодежной среде и исторической памяти современного российского общества"
В России на протяжении всей тысячелетней истории проживают представители многих конфессий. В развитие нашей страны внесли свой вклад представители всех народов и религий. В каждой конфессии есть имена тех, кого особо почитают, память об их подвижничестве хранится и передается из поколения в поколение.
Необходимость сохранения духовных ценностей в период социальных трансформаций, вызовов и угроз, с которыми сталкивается наша страна подчеркивает важность обращения к изучению исторического прошлого, ключевых деятелей, внесших значительный вклад в сохранение и развитие России.
Речь пойдет о деятеле Русской православной церкви — Патриархе Тихоне. Период патриаршества выпал на трагический период российской истории — Первая мировая война, революционные потрясения, гражданское противостояние и антирелигиозная кампания.
Основу российской идентичности составляет система российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, объединяющая многонациональный народ нашей страны. Какие именно ценности объединяют наше общество? Эти понятия известны каждому из нас: жизнь и достоинство, права и свободы человека, патриотизм и служение Отечеству, милосердие и справедливость, историческая память, крепкая семья и единство народов России.
Религия играет системообразующую роль, определяет контуры формирования культурной и цивилизационной основы общества, а также имеет важное значение в процессе коллективного самоопределения — формулирования образа коллективного «мы». Религия создает предпосылки для определенного образа мышления, восприятия мира и установления норм взаимодействия в обществе. В общественных процессах значимое место занимают религиозные институты. Религиозный аспект российского общества является одной из основ российской идентичности. Историческое и духовное наследие России составляют христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, оказавшие значительное влияние на формирование ценностных основ российского общества. Результатом межрелигиозного взаимодействия стала выработка принципов гармоничного сосуществования, появление общих для всего многонационального народа духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, чувство ответственности за судьбу страны.
Жизненный путь Патриарха Тихона представляет собой уникальный пример истинного служения своему народу и стране, сохранения культуры и традиций. В условиях гонений и преследований он сумел сохранить единство Церкви и защитить её от полного уничтожения. Его деятельность служит образцом стойкости духа и верности своим принципам и идеалам. Восстановление патриаршества и избрание Патриарха Тихона.
Василий Иванович Беллавин родился 31 января (19 — по старому стилю) 1865 года в деревне Клин Псковской губернии в семье священника. В 1891 году принял монашество и получил имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского. За годы своего служения Тихон возглавлял Русскую миссию в Северной Америке, позднее был переведен на Ярославскую кафедру. В 1913 году был назначен архиепископом Виленским и Литовским. В июне 1917 года был избран на Московскую кафедру, и несколько позднее был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. В 1917–1918 гг. в Москве проходил Всероссийский Поместный Собор. Это было историческое событие, завершавшее 200-летний синодальный период в истории Русской церкви. Наиболее известным деянием Собора стало восстановление патриаршества. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание патриарха. Путем жеребьевки патриархом стал митрополит Московский Тихон.
На фоне разворачивающихся событий Октябрьской революции, вооруженных столкновений на улицах самой Москвы, Русская православная церковь обрела патриарха.
"В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная…», — такие слова звучат в послании Патриарха Тихона о вступлении на Патриарший Престол Православной Российской Церкви.
На другой день после настолования Патриарха митрополит Арсений отметил: «восстановление Патриаршества есть великое историческое событие, значение которого мы, может быть, теперь ясно не сознаем, а оценят его наши потомки, для которых раскроется весь смысл происходящего в настоящий момент, подобного которому навряд ли что было в нашей истории».
Отношения между властью и религией в первые годы существования советской власти были напряженными и конфликтными. Приход большевиков к власти сопровождался радикальной секуляризацией государственных и общественных институтов, а также целенаправленной деятельностью по минимизации влияния церкви на общество.
Политика новой власти носила антирелигиозный характер, основанный на научном атеизме. Теоретики марксизма считали, что религия закономерно отомрет в бесклассовом коммунистическом обществе. Формулируя программные установки партии по отношению к религии, В.И. Ленин еще в 1905 году писал в работе «Социализм и религия»: «Полное отделение церкви от государства вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви».
Политический курс новой власти привел к глубоким изменениям в российском обществе. Был принят ряд документов, низводящих положение церкви в обществе до минимального: Декрет о земле, Декрет о гражданском браке, Постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению, Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Конституция РСФСР 1918 года гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
В документах устанавливалось положение, согласно которому гражданин самостоятельно определяет свою религиозную принадлежность, либо отсутствие таковой. Это обеспечивалось полным отделением церкви от государства и школы. В действительности религиозные учреждения полностью исключались из сферы гражданско-правовых отношений, были лишены прав юридического лица, их имущество объявлялось «народным достоянием». Реально складывавшиеся условия были далеки от простого отделения. В новых политических условиях само существование исторического и традиционного института российского общества — православной церкви оказалось под угрозой. По словам Патриарха Тихона, в стране происходила «переоценка ценностей».
Гражданская война в России (1918 – 1922 гг.) стала периодом глубоких социальных потрясений и политических конфликтов, затронувших всё население, включая Русскую православную церковь. Церковь оказалась втянутой в политические процессы, несмотря на стремление оставаться вне конфликта. Разрастание насилия, хаос, царивший в стране в условиях разгоравшейся гражданской войны, коснулся и церкви. В этих условиях нередкими были разграбление церквей и монастырей, убийства и надругательства над священнослужителями. Патриарх Тихон выступал против насилия и призывал все стороны прекратить кровопролитие, стремился поддерживать согласие среди народа, не занимал чью-либо сторону в гражданском противостоянии. Однако сложившиеся условия и действия сторон конфликта делали такую позицию крайне сложной. Советская власть видела в церкви противника своей политики. «…ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному...», — говорится в послании Патриарха Тихона от 19 января 1918 года. Патриарх сурово осудил происходящее беззаконие и насилие: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».
В начале 1918 года патриарх Тихон сравнил состояние России с переживаниями прокаженного: «Все тело ее покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного, отпадают части ея — Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя…». Существенной угрозой сохранению страны выступала длившаяся на тот период Первая мировая война. Вражеские войска продвигались по территории России, положение на фронте было крайне тяжелым.
В марте 1918 года был подписан Брестский мирный договор. Договор включал комплекс политических, экономических, финансовых и правовых условий крайне невыгодных для России, обязывал советское правительство сделать множество территориальных уступок. От России отторгались Украина, Привислинские губернии, Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, Финляндия, Карсская и Батумская области на Кавказе. В сферу влияния Германии попадала территория площадью около 1 млн. км², на которой жили более 50 млн человек. Также Россия должна была демобилизовать армию и флот, выплатить 6 млрд. марок в качестве контрибуций (по добавочному договору от 27 августа). Условия этого соглашения были подвергнуты резкой критике со стороны патриарха Тихона. В опубликованном послании условия договора были оценены крайне негативно: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери...».
Заключение мирного договора завершило участие России в Первой мировой войне, однако не дало покоя самой России, где война трансформировалась в гражданское противостояние. Кроме этого, серьезным вызовом стала иностранная военная интервенция на территорию России. Антицерковная кампания. Кампания по устранению церкви из сфер общественной жизни и снижению ее влияния включала целый ряд мер, в том числе: лишение государственной поддержки, ликвидацию монастырей, изъятие имущества, вскрытие святых мощей, переустройство культовых сооружений под иные цели — киноклубы, лектории, школы, медицинские учреждения, приюты.
В 1919 году советскими властями было принято решение произвести вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх Тихон в обращениях к председателю СНК В.И. Ленину просил принять законные меры о недопущении вскрытия мощей. «Для чего это новое оскорбление веры, которое еще более должно растравить раны души верующих и вызвать в русском народе раздражение и обиду? Для чего это после неоднократного заявления власти о свободе веры народа и о свободном удовлетворении его религиозных нужд? Для чего это в то время, когда власть призывает всех к единению и сплочению в деле строительства и победы над невзгодами и ужасами, созданными многолетней войной и экономическим разрушением» (Заявление председателю СНК В.И. Ленину о предполагаемом изъятии мощей преподобного Сергия от 24.03.1920 г.).
Однако вскрытие мощей Сергия Радонежского было произведено, а сделанная видеохроника использовалась в атеистической пропаганде. Однако в широких народных массах данные акции воспринимались далеко неоднозначно. Троице-Сергиева Лавра имеет особое значение в истории России. Священник Павел Александрович Флоренский писал: «Здесь ощутительнее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое». В 1892 году выдающийся историк Василий Осипович Ключевский в речи, произнесенной на мероприятии в честь 500-летия памяти Сергия Радонежского, охарактеризовал историческое и духовное наследие преподобного. В заключении он отметил: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятям и срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва ; в них его корни; оторвите его от них – оно завянет как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
31 мая 1920 года в Троицком храме лавры было совершено последнее богослужение перед закрытием собора. По декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР на территории лавры был устроен историко-художественный музей. В 1921–1922 годах значительную часть страны охватило бедствие — массовый голод. Советское правительство инициировало кампанию по принудительному изъятию церковных ценностей, мотивируя это необходимостью оказания помощи голодающему населению. Эта деятельность сопровождалась грабежами храмов, монастырями и угрозами священнослужителям, приводила к столкновениям и насильственным действиям. Патриарх Тихон обратился с призывом к народам мира помочь бедствующему населению. На местах духовенство инициировало сбор средств. Патриарх Тихон допустил пожертвования церковного имущества, однако выступил против изъятия освященных предметов: «Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов неосвященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, освященных предметов, употребление которых не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею, как святотатство, мирянин – отлучением от Неё, священнослужитель – низвержением сана».
В начале изъятий на местах вспыхнуло протестное движение: крупное столкновение в ходе изъятия церковных ценностей произошло в городе Шуя 15 марта 1922 г. Противодействие кампании по изъятию ценностей было расценено как контрреволюционная деятельность. Священнослужители и миряне, вставшие на защиту церкви и святынь, были подвергнуты репрессиям. Было принято решение привлечь «гражданина Белавина» (патриарха Тихона) к суду за «сопротивление» изъятию церковных ценностей. Патриарх был арестован и обвинён в антисоветской деятельности. Судебный процесс вызвал широкий резонанс как внутри страны, так и за рубежом. Обновленческое движение. В первой половине 1920-х годов некоторые члены духовенства инициировали создание обновленческой церкви, лояльной режиму. «Обновленцы» получали поддержку от правительства. Советское государство первоначально поддерживало движение, надеясь таким образом ослабить влияние церкви. Однако это движение встретило сильное противодействие среди верующих. Патриарх Тихон отстаивал сохранение единства Церкви и заявлял о недопустимости нововведений, нарушающих каноны и традиции. Обновленчество было оценено как внецерковное и безблагодатное явление.
Период революций и гражданской войны в России оставил важный, но противоречивый след в отечественной и мировой истории. Трагедия расколотой страны, в которой брат шел на брата, а между враждующими сторонами разверзлась непреодолимая пропасть, несовместимость взглядов на развитие страны, на оценку ее прошлого, построение настоящего и видение будущего. По своей сути это был глубокий кризис национальной идентичности. В этом кризисе часть общества использовала все возможные методы для утверждения своей позиции, несмотря на человеческие жертвы и скатывание страны в гражданскую катастрофу. На этом фоне фигура патриарха Тихона оказывается уникальной. Он пытается остановить стихию, отстоять то, на чем исторически строилась Россия, защитить ценности, которым жил ее народ. Подчеркивая необходимость защищать как единство страны, так и единство Церкви, патриарх исполнил свое служение. «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза», — эти слова сказаны патриархом в годы гонений. Однако история распорядилась иначе.
В 1989 году патриарх Тихон был канонизирован Русской православной церковью и сегодня память о Святителе сохраняется в российском народе.