Найти в Дзене
Православная Жизнь

Почему богатые не ходят в храм?

– Представляешь, – сказала Люба, ставя чайник, – я сегодня на работе услышала фразу: «Ну, а что им в храме делать? У них и так все есть». И вдруг подумала: а правда? Почему людей с деньгами почти не видно в церкви? – Видеть-то видно, – ответил Сергей, взяв кружки из шкафчика. – Но реже. И правда, интересно: почему? Неужели достаток делает человека самодостаточным? – Похоже на то. Хотя странно: деньги ведь не решают одиночество, болезни, страхи. – Они дают иллюзию, что все под контролем, – сказал Сергей. – Человеку кажется, что он сам справится. Он может купить помощь, может отгородиться от неприятностей. И пока эта иллюзия работает, он не ищет Бога. Люба присела на табурет: – А когда перестает работать? – Вот тогда и приходят. Когда медицина разводит руками, когда брак не спасают красивые вещи, когда дети идут своим путем, и деньги уже ничем не помогают. Богатые – такие же люди. Только их запас прочности чуть больше. И надежда на себя – тоже. Люба вздохнула: – А я думала, им просто неи

– Представляешь, – сказала Люба, ставя чайник, – я сегодня на работе услышала фразу: «Ну, а что им в храме делать? У них и так все есть». И вдруг подумала: а правда? Почему людей с деньгами почти не видно в церкви?

– Видеть-то видно, – ответил Сергей, взяв кружки из шкафчика. – Но реже. И правда, интересно: почему? Неужели достаток делает человека самодостаточным?

– Похоже на то. Хотя странно: деньги ведь не решают одиночество, болезни, страхи.

– Они дают иллюзию, что все под контролем, – сказал Сергей. – Человеку кажется, что он сам справится. Он может купить помощь, может отгородиться от неприятностей. И пока эта иллюзия работает, он не ищет Бога.

Люба присела на табурет:

– А когда перестает работать?

– Вот тогда и приходят. Когда медицина разводит руками, когда брак не спасают красивые вещи, когда дети идут своим путем, и деньги уже ничем не помогают. Богатые – такие же люди. Только их запас прочности чуть больше. И надежда на себя – тоже.

Люба вздохнула:

– А я думала, им просто неинтересно. Ну знаешь, храм – про другое: про нужду, про смирение, про поиск смысла…

– А разве у них нет нужды? – Сергей улыбнулся. – Просто не материальной. Иногда даже сильнее, чем у тех, кому действительно не хватает. Я видел людей, у которых все было – кроме покоя. Они вкладывают силы в контроль, в накопление, в то, чтобы не потерять. А душа все равно остается пустой.

– Получается, богатство – не причина, а ширма?

– Скорее, защита. Деньги дают человеку возможность долго не сталкиваться с собой. Очень долго. Поэтому он не спешит искать то, что не купишь. А храм – как раз про это: про то, что не купишь.

Люба задумалась:

– Интересно… То есть иногда бедность прямо толкает к Богу, а богатство – оттягивает этот момент?

– Может быть. Но не потому, что одно лучше другого. Просто в бедности человек быстрее понимает пределы своих сил. А богатый живет дольше без этого понимания. Как будто у него запас свечей – и он думает, что сможет подсвечивать свою жизнь бесконечно.

– Но в итоге же все равно все приходят к одному и тому же вопросу: кто управляет моей жизнью?

– Да. И когда человек с достатком задает этот вопрос, он переживает его очень остро. Потому что рушится идея, что "я сам". И тогда путь к Богу часто бывает труднее, но и глубже.

Люба улыбнулась:

– Странно. Мы все время думаем, что деньги решают проблемы. А получается, что они просто откладывают встречу с собой.

– Да. А храм – это как раз то место, где человек перестает прятаться. Неважно, сколько у него на счету.

Свет на кухне был мягким и теплым. Люба налила чай и сказала:

– Знаешь, я сейчас поняла одну вещь. Богатые не ходят в храм не потому, что им "не надо". А потому что им кажется, что они еще какое-то время справятся сами.

– А главное – никто из нас не знает, в какой момент поймет обратное.

Они неспеша пили чай. И каждый подумал о своем: как легко поверить, что жизнь держится на собственных силах – и как быстро эта вера рассыпается, когда человек понимает, что силы – это самое ненадежное, что у него есть.

🌿🕊🌿