Под конец года авторы нажали - попаданцы пошли валом. Обозрели 7 новинок, в листе ожидания еще с дюжину.
1. Павел Первый. Другая история.
ТМВ
АННОТАЦИЯ. Попаданец которому повезло попасть в самого императора Российского. Да, повезло... Если бы этим императором не оказался Павел Первый, а датой попадания не был бы март тысяча восемьсот первого года... Да и с памятью, что досталась от императора большие проблемы. Да ещё и международная обстановка не самая, далеко не самая простая. Ну а так, действительно повезло...
ПРИМЕЧАНИЕ. И что мы имеем тут? Первое - попаданец, нормальный такой, переживает, боится, а еще не помнит ни обстоятельств переноса, ни весь тот день. Нормальная подводка, веришь герою, его растерянности. Тем более, что ни ноутбука под рукой, ни учебника истории, а собственная память касательно правления Павла даёт всего одну подсказку - убьют нахрен!
Описание мысленных метаний человека, попавшего не туда, занимают еще пару глав. И всё очень убедительно, но из приключений только разговор со слугой. Ну и споткнулся на ступенях нелетально. Что поделать, герой боится быть убитым и не знает, что делать с Англией, с Наполеоном опять же. А еще не знает никого из своих подчиненных. Прямо, хоть от трона отказывайся в пользу сына Александра. Но с трона слезать неохота.
Зато в четвертой главе… Кого я обманываю? В четвертой тоже без экшена, по ходу его тут совсем нет, или он случится позже. А пока мысли и разговоры с самим собой о своей судьбе и судьбах России. Я бы тоже скорее всего боялся и не делал резких движение на месте попаданца. Реализм, туды его сюды! Что дальше? Без выстрелов и отчаянной рубки на саблях, без крови, заливающей ступени Михайловского замка “Павел 1” купирует заговор. Всё тот же реализм.
Автор ухитряется обойтись без описания интерьеров и прочих милых сердцу заклепочника мелочей. Ну разве что с собственным пистолетом косяк - герой не в курсе, что надо ежедневно обновлять порох на затравочной полке, так что с готовность к выстрелу вопрос. А еще путает Палена с Паниным - промахивается палец мимо буквы? Только фамилии, только мысли и редкие разговоры. Опечатки, описки, неправильное использование фразеологизмов - всё это мешает читателю, так вот этого в книге нет. Зато есть запятые и правописание на уровне. Я так не умею…
О достоинствах книги поговорили, теперь о недостатках. Меньше 10 авторских листов, без продолжения, даже без надежды на проду… Разве к такому чтению готовила нас судьба? Троечку бы томов хотя бы. Короче, я читаю дальше, а вы как хотите.
2. Выход из-под удара, или новый путь
КЛК
АННОТАЦИЯ. В нашей реальности в конце 13 столетия отряды Делийского султаната завоевали провинцию Гуджарат. В одном из бесчисленных ответвлений это тоже произошло, но там случилось и другое событие, положившее начало гораздо более глубоким историческим переменам. А именно, перед самым вторжением несколько парсских селений на территории Гуджарата «пропали неведомо куда», как думали поначалу. Но они не исчезли бесследно, а — переместились в Новый Свет. А точнее — в район залива Гуаякиль на севере нынешней Перу.
ПРИМЕЧАНИЕ. Давненько у нас не было попадалова целых стран. Если вы любите читать о том, как кто-то страдает от перемены климата, отсутствия привычных специй и полнейшего непонимания между культурами, то эта книга – просто находка! Меня поразила скрупулезность, с которой автор перечисляет всевозможные сельскохозяйственные невзгоды и ботанические аномалии. Почти чувствуешь запах гниющих финиковых пальм! Это, знаете ли, прямо-таки "энциклопедия выживания для зороастрийцев в незнакомых джунглях", только без практических советов.
Если вы ждете захватывающего повествования, то будете разочарованы. Это не книга, это... отчет. Отчет о работе исследовательского института "Ахурамазда и его подопечные: Проект Переселение". Мы читаем о том, что произошло, но не чувствуем как это произошло. Эмоции? Характеры? "Не слышал о таких". Персонажи здесь – это "парссы", "мобеды", "чиму", "испанцы". Ни одного имени, ни одной живой души, лишь функции, выполняющие предписанные им действия. Это как смотреть хронику новостей, где диктор монотонно перечисляет бедствия, не дрогнув ни единым мускулом.
Динамика событий. Она... отсутствует. Вместо того, чтобы рассказывать историю, автор устраивает спринт через века, обрушивая на читателя факты со скоростью пулемета. Вот вам годы, вот десятилетия, вот века. Для кого это произведение? По первым главам, для самых отбитых любителей аи, которым пофиг на художественную составляющую ¯\_(ツ)_/¯
3. Назад в Русь
Айылчиев Артур
АННОТАЦИЯ. Алчное увольнение приводит к краже документации машины времени и её постройки для заработка криминальным способом, из-за этого и произошедшей череды событий сложилась альтернативная история, в которой оказалась так что Адольф Гитлер стал главой СССР и приблизился к тому чтобы выиграть Вторую мировую войну, а Наполеон стал правителем Российской империи и может выиграть Отечественную войну, если это случится история человечества придет к краху. Главный герой Максим Лётнёв и его друзья должен свергнуть власть Гитлера и Наполеона и не дать им выиграть их войны. В конфликт альтернативной истории так же попали: Ломоносов, Кулибин и другие...
ПРИМЕЧАНИЕ. Опять, давненько у нас не было фантасмагорий. Ибо принимать всерьез “Назад в Русь” очень и очень сложно. Краткое содержание. Все начинается с детской «войнушки» во дворе, где десять-одиннадцатилетние мальчишки, не мудрствуя лукаво, делятся на «Красную Армию» и «Вермахт» ради спасения девочки-шпиона. Среди них — будущие столпы научно-технической мысли Максим Лётнёв и Боря Костев. В этом эпическом противостоянии Боря даже умеет «оживать из мёртвых благодаря неведомой силе», что, согласитесь, сразу настраивает на глубоко реалистичный лад.
Спустя три главы про неистовую любовь к радио, клятвы "делать добро" (которые, как мы вскоре увидим, оказались прочнее снежинок на горячей плите) и нелепое увольнение Бори из-за кумовства, Максим, наш главный герой и непризнанный гений, изобретает машину времени. Нет, не так. Он строит её в своей квартире за «несколько часов», видимо, с помощью магии и той самой «неведомой силы», что воскрешала Борю в детстве.
Поначалу друзья решают использовать чудо-агрегат для благородных целей – посмотреть Бородинское сражение, а Максим и вовсе задумывается о спасении человечества от неизлечимых болезней. Но, как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад», а иногда и в Гохран СССР. Безработица, череда неудачных собеседований (потому что все работодатели, видимо, сговорились быть «скверными»), и внезапное прозрение жены Бори, Иры, ведут к гениальному плану: украсть документацию машины времени у Максима, чтобы с её помощью опустошить советские золотовалютные резервы. Что они с триумфом и проделывают, перетаскивая «несколько тонн золота» в свою «двухкомнатную квартиру», а затем покупают имение в 18 веке вместе с крепостными.
Так, из-за алчного увольнения и внезапного превращения Бори и Иры в криминальных гениев, история «судеб» начинает трещать по швам. А мы, читатели, затаив дыхание, ждем, как Максим, этот «самый великий русский гений», будет спасать мир от последствий такого увлекательного развития событий.
Сюжет полон дыр, словно швейцарский сыр. Начальник Сергей знает о машине времени Максима до того, как Максим её кому-либо показал. Машина времени, которая телепортирует тонны золота из Гохрана в квартиру мгновенно. Читаешь все это и глаза на лоб лезут. Кому можно порекомендовать Назад в Русь? Наверное, эстетам-мазохистам, любителям низкобюджетного трэша в стиле "это так плохо, что уже хорошо".
Гордей Торн
АННОТАЦИЯ. В 2025 году инженер-проектировщик Илья Рубцов становится свидетелем странной аварии в московском метро. В последние секунды жизни он видит то, чего не должно существовать: тоннель, который «расслаивается», свет из бокового хода, которого нет на карте… и ощущение, будто сама подземка дышит.
Очнувшись в 1983 году, в теле своего почти двойника — инженера-метростроевца — Илья понимает: это не просто перемещение во времени. Метро выбрало его.
Советский метрополитен оказывается вовсе не тем, чем кажется.
Под привычными линиями существует то, о чём не знают даже в КГБ: Запретные Кольца — глубокие уровни, где пространство и время подчиняются иным законам. Тоннели здесь растут, сдвигаются, залечивают себя… и наблюдают за теми, кто осмелился войти.
ПРИМЕЧАНИЕ. В Энциклопедию попаданцев этот роман у нас не идет - слишком много мистики, мы такие произведения не включаем. Увы. Но раз уж открыли - обозрим. Итак, перед нами предстала грандиозная задумка, завернутая в скромный, но до боли знакомый фантик от жвачки Лав из. «Первое кольцо» — это обещание невероятных приключений в самых недрах московской подземки, но пока, увы, оно больше напоминает пожелтевшую схему метро, где станции есть, а поезд всё никак не может тронуться с места.
Начнем с плюсов. Идея живого, дышащего, разумного метро – это, бесспорно, сочная мякоть. Даже если подан этот концепт с деликатностью слона в посудной лавке. В эпоху, когда каждая вторая книга – про гномов или попаданцев в ментов, метро с собственными "нервами" и "кольцами" ощущается глотком свежего воздуха, пусть и затхлого, как в старом тоннеле. Архитектор Лена. Вот кто действительно добавил книге щепотку нужной остроты! Её наблюдательность, её способность сходу "просканировать" главного героя - все это добавляет роману живости.
Теперь к минусам. Экспозиция, или «Давайте, господа, всё разжуем». Боже мой, да когда же авторы перестанут так отчаянно рассказывать вместо того, чтобы показывать? Каждая важная деталь, каждый намёк на «Первое кольцо» и мистическое метро вываливается на героя (и читателя) в удобном диалоге или через услужливо подсунутую бумажку. Санитар Егор, врач, прораб, дед Трофим, и даже сама Лена – все они, словно сговорившись, выдают порции "секретной информации" с такой непринужденностью, что хочется крикнуть: "Элементарно, Ватсон, но, может быть, хотя бы иногда мы догадаемся сами?". Мистический аспект, призванный интриговать, пока что выглядит как плохо прописанная метафора. "Тоннель нервничает", "он не любит, когда поздно ходят… и когда много думают", "метро забирает не только грунт, но и людей". Всё это звучит как попытка придать банальным происшествиям глубинный смысл, но пока что это лишь вилами по воде. Хочется большей конкретики, а не этих расплывчатых намёков. Наконец, скорость развития сюжета. Три главы, и мы всё ещё топчемся у порога тайны, пережёвывая одну и ту же информацию, которая могла бы уместиться в одном динамичном эпизоде. Это как ехать на медленной электричке, когда за окном проносятся куда более интересные пейзажи. Решайте сами - читать или нет.
5. Внедрение
Прилипко Павел
АННОТАЦИЯ. Сердце не выдержало, когда узнал, что на Украине в 2023 году два его сына погибли в один день воюя друг с другом. Но судьба дает тебе шанс спасти детей, тем более, что ты попал в тело “Железного Шурика”.
На дворе ноябрь 1961 года и у Шелепина есть три года, до отставки Хрущева. В октябре 1964 Шелепин поддержал заговорщиков и спустя несколько лет проиграл Брежневу в борьбе за власть. Вроде бы логично помешать заговору, но как тогда остановить Хрущева от развала экономики и угрозы голода?
ПРИМЕЧАНИЕ. Если коротко, то картон фабрики имени Урицкого. Персонажи – это функции, картонки с именами. "Железный Шурик" – это просто ярлык. У него нет внутренних конфликтов (кроме легкого "второе Я", которое моментально гасится), нет сложных мотиваций, только миссия. Николай Шелепов, оплакивающий сыновей, сливается с Шелепиным, организующим похороны Сталина, с такой легкостью, будто переключил канал на телевизоре. А уж "животный страх" Мжаванадзе и истеричные рыдания Джавахишвили и Шверника у гроба Сталина – это уже такая театральщина, что даже Станиславский бы сказал "Не верю!" и ушел в запой. Предложения тяжеловесны, описания громоздки и полны штампов. Диалоги звучат неестественно, как реплики из школьного спектакля, где каждый персонаж обязан отчитаться о своих действиях и намерениях. Кроме того, напрягают повторы и общая неряшливость текста. "Сердце не выдержало... резко защемило сердце... резко заболело сердце... резкая боль пронзила гркдину (да-да, именно "гркдину")". Сердце героя страдает больше, чем читатель от этой прозы. Не говоря уже о грамматических ошибках ("обильный осенних дождей", "будем вас избрать") и опечатках. Впрочем, пока выложено всего 3 главы и сразу заявлен цикл (а как же иначе…). Может дальше будет поживее.
Александр Яманов, Игорь Подус
АННОТАЦИЯ. Иннокентий Белый выиграл всероссийское шоу «Бойня экстрасенсов». Казалось, он поймал удачу за хвост и обеспечил себе безбедную жизнь. Ведь звание лучшего экстрасенса страны – это толпы клиентов и горы денег. Даже если у тебя нет настоящего таланта. Однако конкуренты Белого думали иначе. Он умер и оказался в СССР 1979 года. Судьба дополнительно пошутила, отправив героя в родной городок, о котором он пытался забыть, ещё и в тело обычного рабочего. Но вместе с тем Кеша получил то, о чём мечтал всю свою жизнь. Сможет ли он воспользоваться вторым шансом?
ПРИМЕЧАНИЕ. Боже, сколько уже можно этих попаданцев в СССР?! Они истоптали уже все десятилетия и даже пятилетки - от и до. Текст щедро усыпан жанровыми штампами, которые, кажется, выписаны из справочника "Как написать бестселлер для массового читателя за неделю". Где оригинальность? Где тот "неожиданный поворот", который заставит меня воскликнуть "ОГО!", а не "О, опять это?"
Бесит всезнайка-недоучка. Наш герой, вчерашний "потомственный" аферист, а ныне студент-медик-переросток, с лёгкостью диагносцирует аневризмы и межпозвоночные грыжи, лечит их дистанционно, словно хирург, прошедший Гарвард и Тибетскую академию одновременно. Так это уже все было в Экстрасенсе Дроздова! Даже названия похожи. И зачем мне это читать по второму кругу?? Плюс "Рояли в кустах" размером с танк. Выигрыш в моментальную лотерею, подслушивание мыслей кассирши, которая тут же соглашается на аферу ради гэдээровской железной дороги для сына... Знахарка, которая "всё видит" и сразу же берёт героя под крыло. Каждый раз, когда Иннокентий попадает в передрягу, ему немедленно подкидывают "козырь" из рукава. Это не сюжет, это сборник чудес! "Пилите, Шура, пилите, – они золотые!".
7. Резидент КГБ
Петр Алмазный, Лев Светлов
АННОТАЦИЯ. Оказавшись в теле советского разведчика, я попал в самый эпицентр противостояния спецслужб.
Контрразведка идёт за мной по пятам. Двойные агенты, вербовка, предательство... Каждый шаг может стать последним, каждое неосторожное слово — ловушкой. Но у меня есть то, чего нет ни у ЦРУ, ни у МИ-6 — знание будущего.
ПРИМЕЧАНИЕ. Мы все любим про джеймсбондов, особенно, если они штирлицы. А тут сразу — резидент КГБ! Ну как не залезть внутрь?
Что имеем:
Орфография, стиль и пунктуация — на четверку. Портят впечатление залежи “былов” (штук по 25-30 на главу), внезапное новообразование “столбычивший”, и хитровывернутые фразы типа “В шпионской теме я и сам в некотором роде не то чтобы совсем чужой”, в которую прямо напрашивается добавка “как бы порой”.
В остальном вполне читабельный текст.
Место действия — неизбитое, Скандинавия, но описания слабоваты, представить картинку не очень получается.
Детали вызывают вопросы. Ну ладно офицеры резидентуры не знают, что такое курвиметр и меряют расстояние по карте нитками, так они еще и по званиям друг к другу обращаются! И это не в ГРУ.
Ну ладно в 1977 году употребляют термин “внешняя разведка” — чего не напишешь для понятности. Ну ладно из заместителя резидента делают председателя парткома совзагранколонии — нужно для отображения “руководящей и направляющей роли КПСС”, а также партийного гнобления инициативы.
Но сами же авторы пишут “Нельзя быть похожими на шпионов, как их показывают в кино”, после чего…
После чего описывают оперативную работу майора Смирнова как череду драк. В Швеции, Дании, в портовом кабаке, на крыше, в сортире и так далее. Советский разведчик шатается с отмычками, бегает по крышам, вламывается в чужие квартиры, участвует в разборках с наркомафией и так далее.
В общем, в части оперработы — развесистая клюква, ПГУ негодуэ.
Но если принять, что от шпионского боевичка не требуется точное изложение действий бригады наружного наблюдения, то читать вполне можно — наши всех победят и выведут на чистую воду.
Но вот сам я, наверное, воздержусь.
В некотором роде.