Найти в Дзене

Торговый дом Марсеру

Добрый день! Давайте продолжим разговор о торговле фарфором, а именно, о торговом доме А. Марсеру из Санкт-Петербурга. Основанием торгового дома А. Марсеру можно считать 1860-х гг., когда уроженец Парижа Артур (Петр) Марсеру (1830-1884) прибыл в Петербург и открыл магазин шляп на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. В 1873 г. магазин переехал на Большую Конюшенную - 29, где и находился до 1914 г. В 1882 г. купец второй гильдии Артур Марсеру переориентировался на торговлю фарфором и фаянсом. После его смерти в 1884 г. дела перешли его супруге Адели, а в 1898 г. - сыну, Павлу Петровичу Марсеру (1860-1920). П. П. Марсеру, окончивший Императорскую Академию Художеств, известен не только как успешный предприниматель и поставщик Двора, но и как автор статей по истории искусства. Он был членом комитета Общества поощрения художеств, Кружка русских изящных изданий и казначеем Петербургского общества архитекторов; входил в редакционную комиссию журналов «Зодчий», «Художественные сокровищ

Добрый день! Давайте продолжим разговор о торговле фарфором, а именно, о торговом доме А. Марсеру из Санкт-Петербурга.

Основанием торгового дома А. Марсеру можно считать 1860-х гг., когда уроженец Парижа Артур (Петр) Марсеру (1830-1884) прибыл в Петербург и открыл магазин шляп на углу Невского проспекта и Михайловской улицы.

В 1873 г. магазин переехал на Большую Конюшенную - 29, где и находился до 1914 г. В 1882 г. купец второй гильдии Артур Марсеру переориентировался на торговлю фарфором и фаянсом.

После его смерти в 1884 г. дела перешли его супруге Адели, а в 1898 г. - сыну, Павлу Петровичу Марсеру (1860-1920).

-2

П. П. Марсеру, окончивший Императорскую Академию Художеств, известен не только как успешный предприниматель и поставщик Двора, но и как автор статей по истории искусства.

Он был членом комитета Общества поощрения художеств, Кружка русских изящных изданий и казначеем Петербургского общества архитекторов; входил в редакционную комиссию журналов «Зодчий», «Художественные сокровища России», «Рулевой» (выходил в 1913-1916 гг.) и комиссию по изданиям Общины Святой Евгении.

-3

Петербургский художник и историк искусства Александр Бенуа, характеризуя П. П. Марсеру писал, что «….хоть трудно было отделить в нем коммерсанта (магазин Марсеру славился своей чудовищной дороговизной) от художника, то все же можно было вполне его считать "художественной натурой"».

-4

«Художественная натура» П. П. Марсеру отражалась на ассортименте его торгового дома. Известен эскиз столового сервиза, который был получен Музеем школы Нанси от потомков одного из ведущих представителей стиля ар-нуво Эмиля Галле (1846 - 1904). Эскиз содержит рукописную помету А. Марсеру / 29 Б. Конюшенная СПбург.

Историк и культуролог В. Байдин полагает, что его автором был П. П. Марсеру, а Э. Галле, владевший в 1880-1890-х гг. керамической мануфактурой в Нанси, возможно, собирался использовать данное изображение для последующего воплощения материале.

-5

Это позволяет предположить, что в числе поставщиков фарфоровой продукции, реализуемой торговым домом «А.Марсеру», было предприятие Галле.

Торговый дом А. Марсеру к началу ХХ века специализировался не только на изделиях из фарфора: в адресной книге Санкт-Петербурга он упоминается и как склад завода Баккара - одного из ведущих мировых производителей хрусталя.

-6

Некоторые фарфоровые изделия из собрания Государственного музея Санкт-Петербурга, датируемые концом XIX в., происходят из ассортимента магазина Марсеру: они имеют на донце надглазурную марку голубого цвета в виде монограммы, как на фото ниже.

-7

Порой в литературе можно встретить ошибочную трактовку этой марки: ее считают маркой фабрики Марсеру. Но у семьи Марсеру не было своего производства. Как правило, предметы заказывались на заводах Кузнецовых и Эссена, а также порой во Франции.

-8

Еда
6,93 млн интересуются