От Южно-Сахалинска до Быково отходят автобусы с центрального автовокзала, но не так часто, как хотелось бы. Можно и на перекладных – до Долинска, и там пересесть на общественный транспорт.
До Долинска дорога асфальтированная, региональная. А от него, до некогда рабочего поселка городского типа (с 1947 по 2005 гг), порядка 20 км. Нынче это село. Село Быков. Из Долинска автобус сворачивает и едет в западном направлении. По пути встречаешь скромные, небогатые селения с неброскими, невысокими, двухэтажными блокированными домами самого различного назначения: село Покровка (до 1905 года называлось – Покровское), названное в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и деревянным одноименным храмом, село Сосновка, Октябрьское. Самым крупным транзитным населенным пунктом считается некогда рабочий поселок Углезаводск (когда-то Отрадное), ныне тоже село. Названо по расположенному заводу, где производилось искусственное жидкое топливо из угля. Быков замыкает цепочку населенников - дальше по этой ветке нет людей.
Участок до Покровки (а это порядка 7 км) находится в низине, поэтому его постоянно топит весной, когда разливается Найба и ее притоки. Тогда почти на неделю все села оказываются отрезанными от «большой земли» и оказываются на острове.
Когда-то нынешняя вереница сел закладывались ссыльнокаторжанами еще в конце XIX века, в 1895 году, по долине реки Найбы, по левому берегу, вверх от Долинска (тогда Галкино-Врасского) — Николаевское, Романовское, Казанское, Отрадное. По правому — Покровское, Спасское, Надеждинское. Нынче часть стерлась с карт.
Конечная. Зелени вокруг по горло, причем в обеих смыслах. На дальних цветущих сопках аккуратно легли бронзовые облака. Ощущается безмятежность, дикость и простор.
Люди в Быково отзывчивые попались. Мальчишка, которого я любезно попросил предоставить мне телефон местного такси, услужливо откликнулся на просьбу. Дал целых два номера. Первый молчал подобно брянскому партизану, по второму ответили не сразу, зато огорчили оперативно. Не возит местный таксист, как оказалось, до Быковских порогов, только по окрестным населенникам. 4 км по грунтовой лесной дороге ему показалось чрезмерным. Для меня, кстати, тоже. Тем более одному, встретиться с медведем в мои планы не входило. Ни в какие.
Пришлось воспользоваться приложением от Яндекса. Но и тут мою заявку долго не хотели брать, пока, по всей видимости, смелый узбек не соизволил меня отвезти до порогов и обратно. Ехал из Долинска, приличную сумму запросил. Ожидание составляло порядка получаса.
Ожидание - не самый лучший мой конек, но времени зря и не терял. Рассмотрел ближайший район села. Внимательно изучил белоснежную бетонную автобусную остановку на хорошо асфальтированном пятачке, довольно-таки цивильная: тут и лавочка, и мусорный бак, стены большими буквами ZVO. Здесь же деревянные столбы электропередач, трансформаторная будка. Здесь несколько пятиэтажек- хрущевок обложены сайдингом: крыша и балконы вишневого цвета, а основной фасад – в бледно-желтом решении. Но взгляд приковывают не они все же, а длинная вереница металлических гаражей, казалось, уходящих куда-то в сахалинскую тайгу. Несмотря на это, припаркованных автомобилей все равно порядочно, у каждого дома, а вдобавок хватает и «брошенок»: грузовиков, легковушек и даже снегоуборочная машина.
И тут до меня кое-что дошло. В этих гаражах, надо полагать, живут не автомобили, а различные вещи, не помещающиеся в квартире, но чрезвычайно важные для хозяев. Рядом с некоторыми гаражами, сооружена будка, в которой, как ни сложно догадаться, живет злая собака. Охраняет! Оригинальное решение. А за гаражами протянуты провода, облюбованные голубями.
- А зачем вы фотографируете тут? – спросил плотный мужчина, выйдя из гаража с собачей миской в руках.
Вначале я растерялся, признаться, но потом нашел силы что-то ответить:
- Так, интересно… Жду такси. Уже подъезжает…
- Ясно. До порога?
- Да!
- Вы бы пешочком, много интересного увидели бы.
- А как же медведи?
- А что медведи? Сейчас они не голодны, идти можно спокойно.
- Все же я на такси…
Такси приехало. Оперативно прыгнув в далеко не чистый салон «Тойоты», мы тронулись в сторону порогов. Быковские пороги – одна из природных достопримечательностей Сахалина.
Дорога проходила по сахалинской тайге. Грунтовая дорога не без выбоин, как и положено в лесу, но ничего страшного для подвески, как мне показалось, не было. И вот перед капотом автомобиля появилось информационное табло «Быковские пороги». Тут находился и площадка для парковки машин. В нашем любопытстве мы были не одиноки: еще парочку машин уже стояло на парковке. Таксист решил прогуляться со мной.
Дальше пешком до тропы-спуска, а это примерно метров сто. А дальше нужно быть аккуратным. Склон крутой. Забурлило внизу. Кстати, совсем забыл добавить – место туристическое, поэтому власти добавили цивилизации: скамью-качели для отдыха, беседку. На крыше беседки - стол, скамьи, где можно посидеть, попить и поесть.
Идти предстояло по камням, залез даже на скалу посреди реки. Страшновато, но непревзойденное зрелище того стоит, главное, равновесие не потерять, иначе могут потом не собрать.
Быковские пороги — это целая лестница из небольших каскадов, которые заканчиваются небольшим, но оглушающим водопадом. Воды горной реки Красноярке, являющейся притоком Найбы, торопились, бурно бежали по скалистому дну. Завораживает. Интересно.
Когда-то тут был внушительных размеров водопад, но в советское время он был взорван для того, чтобы по реке шёл лосось на нерест. Результат оказался неудачным - активно рыбка туда не пошла. А огромная скала, служившая когда-то естественной дамбой для водопада, нынче служит зевакам в качестве смотровой площадки. Признаться, отлично справляется с новой ролью. Прекрасно видны потоки.
Чтобы спуститься к водопаду надо пройти по очень отвесной тропинке по краю небольшой пропасти над водопадом. Удалось даже умыться, вода оказалась довольно-таки теплой, но нырять все-таки не стоит. В этом месте довольно много скал, торчащих под водой, но вода добросовестно их скрывает.
Осмотр порогов занял порядка двадцати минут. Далее, в очередной раз, прыгнув в салон к таксисту, поехали назад. К месту, откуда начинается Быков.
Начинается нынешнее село с оригинальной стелы с названием поселка «Быков», надписью с изречением В.И. Ленина «Уголь — это настоящий хлеб промышленности», а основание сделано из какого-то механизма шахтного оборудования.
Шахта нынче не работает. Отсюда, со стелы видны разрушающиеся мосты через Найбу и японские бетонные трубы — безмолвные памятники прошлого. Немало домов брошено и приходят в негодность – люди ищут в ином месте кров.
Быков открывается с дороги сразу, целиком среди величественных сопок, поднимаясь уступами вверх по склонам.
Перед Долинским хребтом, в который упирается Сусунайская долина, Найба здесь пробила себе ход, круто повернула, не хуже реки Колорадо, и вырвалась на простор из зажатых теснин. За хребтом как раз и находится Быков, зажатый между хребтами в долине Найбы. Большая часть населенного пункта находится на правом берегу, на высоких речных террасах и предгорьях хребта, образованного совместными усилиями тектонических сооружений, названных именами Шренка и Мицуля. Верхушки хребтов имеют 500 и более метров. Узкие и глубокие долины рек и ручьев прорезают весь тектонический блок, каньонами и расщелинами, образуя сеть водных потоков, больше походящую на паутину.
Вглубь долины теперь ведет только одна дорога — автомобильная, подобно игольному ушку проскользнула по берегу Найбы и ушла дальше к Быкову. Здесь ценили каждый метр, и лепили на склонах и косогорах домишки, огородики и сарайчики. Ныне погибает, зарастает гречихой, белокопытником и крапивой, поглощается сахалинским гумусом.
До 1945 года Быков принадлежал японскому губернаторству Карафуто и именовался Найбути (яп. 内淵). После передачи Южного Сахалина СССР посёлок 15 октября 1947 года переименован в честь командира партизанского отряда капитана Василия Петровича Быкова, успешно действовавшего на Южном Сахалине во время Русско-японской войны, хотя изначально предполагалось назвать Найборецк, в честь той самой бурной реки.
Стоит отметить, что история поселка началась в позапрошлом веке, в 1868 году геолог Лопатин, поднимаясь вверх по реке Найбучи, нашел здесь уголь, однако к его разработке приступили только в начале 40-х прошлого века. На шахте «Найбучи» применялся рабский труд корейских рабочих. Тогда же рядом с шахтой, в Хигаси-Найбучи (ныне Углезаводск) началось строительство коксохимического завода с побочной сухой перегонкой угля, для производства жидких фракций углеводородов. Изначально, завод был рассчитан на переработку 2000 тонн угля в сутки, но в связи с войной введен в эксплуатацию не на полную мощность — всего 700 тонн в сутки. К 1945 году завод выпускал ежесуточно 420 тонн полукокса, 5,6 тонны бензина, 70 тонн смолы. После 1945 года здесь помимо всего перечисленного, перерабатывая уголь, начали выпускать дизтопливо, крезол, парафин, мазут, пек, каустическую соду и серную кислоту.
С 1947 года село получило статус рабочего посёлка. Тогда же население посёлка составляло около 7 тыс. чел. В посёлке, в основном, продолжала вестись добыча угля. Градообразующим предприятием являлось непосредственно шахта, переименованной в «Долинская», а месторождение стало Лопатинским. Шахта выдавала на-гора порядка 1 млн тонн в год.
Стал строиться шахтерский поселок, увеличивалась добыча угля, и к 60-м годам в этой части возникла небольшая промышленная агломерация, которая была образована шахтами в Загорском, Быкове и коксохимическим заводом в Углезаводске. Имея большие зарплаты, даже по сахалинским меркам, шахтеры жили безбедно, «Жигули» были практически в каждой семье и на хлеб с маслом всегда хватало. В 80-х провели модернизацию шахт — заменили рельсовую колею, внедрили мощные механизированные комплексы и горнопроходческие комбайны, оснастили предприятие аэрогазовой аппаратурой и другим отраслевым оборудованием, что позволило выйти на миллион тонн добычи ежегодно. Развал Советского Союза и развал отрасли привели к агонии угледобычи и банкротству предприятия.
Во время собрания акционеров в зале заседаний бывшего бумагоделательного завода Долинска в 1999 году было признано, что разведанных запасов угля шахты, порядка около 300 млн тонн и администрация шахты, для сохранности предприятия как основного налогоплательщика района, предложила перенести районный центр в пгт. Быков, но идею не поддержали. В 2006 году шахта в Быкове закрывается, а еще раньше, в 2005 году Быков меняет статус – становиться селом. И даже железную дорогу в 2019 году до Быкова разобрали.
Шахта по-прежнему в селе стоит. На нее еще можно посмотреть…Умирает. Жизни в ней минимум. Невзрачные металлические трубы, какие-то работающие помещения, на входных воротах почти полностью облупилась краска желтого цвета, сразу и не разберешь, что написано «Шах… Долинск…». Но главный символ ушедшей эпохи расцвета – четырехэтажное, заброшенное, где-то с заколоченными, а где-то с выбитыми окнами административное здание, в котором когда-то кипела работа. Особую боль, как символ разрухи, вызывает яркая, одинокая бетонная доска почета, пока еще подающая признаки жизни, но ставшей уже никому не нужной, сохранившиеся с советских времен. Ее время ушло. Изюминкой доски почета является ее мозаика, на которой изображены шахтеры, добывающие тот самый уголь с инструментами в рука – элементы, конечно, осыпаются, но рисунок читаем. Конец прекрасной эпохи.
Быков разделен на два совершенно не равные части. Внушительная часть находиться на правом берегу Найбы, а соединяет их единственный мост, по которому ездят машины, ходят люди.
Мост с виду крепкий. Современный, но рядом присутствуют опоры старого моста, японского. Отголоски прошлой жизни. Рядом в русле реки торчат опоры старой японской узкоколейки.
Несмотря на то, что небо заволокло туманом, на мосту можно было разглядеть более ранние труды человека: остовы японских сооружений, принадлежащих когда-то шахте, например, котельная с характерными трубами.
Гигантизм чувствуется во всей своей широте, но даже сквозь сахалинскую дикую листву просачиваются заброшенки, мутные воды Найбы, где-то в этих окрестностях люди пятилитровыми баклажками берут воду, бьющей из родника.
Здесь же ряд предприятий, располагающихся в совсем неприглядных двухэтажных панельных зданиях еще раннего, советского периода, без громоздких вывесок. Чтобы прочитать, кто тут базируется, нужно либо очки хорошие иметь, либо ноги, дабы подойти поближе.
Единственная пятиэтажка в этой части нынешнего села укрыта сайдингом, чтобы, безусловно, придает свежести дому. Тут же и остановка с буквой «Z» и… Петропавловская церковь.
Церковь находится на улице Набережная, 1 и основана в 1993 году как православный приход Южно-Сахалинской епархии. Первоначально богослужения проводились в приспособленном жилом доме. Нынче и сейчас храм не напоминает наш традиционный, как и многие на Сахалине.
В центре села - пятиэтажки, ныне большинство облачено в сайдинг с разным цветовым решением. А на одном из них, по доброй сахалинской традиции – мурал, на котором изображены быковские пороги. Имеются и трехэтажки, но они обделены сайдингом, внешний вид удручающий. На севере бывшего посёлка - частный сектор. Село остается зеленым, правда, много дикороса. Гаражи расставлены по всему селу.
Порой внешний вид села напоминает населенный пункт, переживший небольшую локальную войны, правда без единой стрельбы и тяжелого вооружения. Но тем не менее, пациент скорее жив, чем мертв. Он не чувствуется безжизненным, хотя очевидно, загибается. Умирает, но еще бодрячком держится. Здесь несколько локальных продуктовых магазинов имеется, федеральные сети до сюда не добрались; банька, библиотека, аптека, сбербанк, больница и ряд других социальных объектов.
Помимо всего даже наподобие смотровой площадки имеется, на высокой террасе в гордом одиночестве на грунтовке стоит лавчонка. Не какая-нибудь с загогулинами – а простая, деревянная. Можно посидеть, отдохнуть. Лицом лавка повернута в сторону природы: прямо перед носом молоденькие сахалинские березки, где-то вдалеке сопки, а ниже по террасе – здание неработающей шахты да гаражи. Суровые и печальные виды.
Нужно добавить, что в Быкове разбит сквер, посвященный Великой Отечественной войне. Сквер самый обычный, главная доминанта (в центре круга): гранитный памятник, на котором изображен серп и молот, а также надпись: «Участникам Великой Отечественной Войны. 1941-1945 гг.». Вокруг уложено мелкой плиткой, установлены лавочки с урнами возле каждой, да фонари.
Яркость скверу добавляет окрашенная стена нежилого дома, которая боковым фасадом смотрим прямо на сквер. Стена красная, на ней георгиевская лента, серп с молотом и 9 мая!
Должный уход в Быкове получает местный дом культуры. Возле него чистота, порядок, а также установлен, пожалуй, единственный памятник – бюст Василия Быкова, того самого, в честь которого был и назван поселок. Инициатива принадлежит жителям села, которые решили открыть бюст к 75-летию русского офицера. И здесь стоит немного рассказать о нем.
Быков Василий Петрович (1858-?) — капитан, из дворян Черниговской губернии. Детство и юность провел в имении в лесах современной Брянской области, поэтому отлично ориентировался в тайге. Службу в армии начал рядовым, затем закончил Киевское пехотное юнкерское училище. С 1904 года — в действующей армии в Маньчжурии, командир роты 1-го пехотного Сибирского полка. В январе 1905 года направлен на Сахалин командиром партизанского отряда. В 1906 году уволен со службы с производством в подполковники. На момент боевых действий ему было 47 лет, возраст не капитанский.
Итак, села в этой местности в 1905 году стали мышеловками для японских пехотинцев. И расставлял эти капканы капитан Быков. Имея место постоянной дислокации в районе Найбинского поста, Быков контролировал северную часть Сусунайской низменности, с частью долины реки Найбы. Был он охотником. Местность он успел изучить, поэтому, как только появились японцы, двигающиеся на север, капитан сразу начал организовывать на них охоту, устраивая засады. В Романовском под раздачу попали 19 кавалеристов (японцев закопали, лошадки разнообразили питание, «Арисаки» заменили старые «Берданы»), через несколько дней в Отрадном, японцы потеряли уже более сотни пехотинцев. Перевооружив 1/3 отряда японскими «Арисаками», и добавив в ряды полусотню партизан отряда капитана Полуботько, не пожелавших вместе с командиром сдаться японцам, капитан Быков решил не дожидаться больших сил противника. Японцы же, получив два вежливых отказа от Быкова на предложение сложить оружие, загрустили и начали шерстить тайгу, но у них ничего не получилось. Немного позднее они капитулировали.
На этом обзор считаю завершенным.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.