Кинематографисты решили, что просто напугать нас скримером из шкафа — это моветон. Нет, теперь нам подавай "глубокую философскую подоплеку", размышления о горе и принятии неизбежного, завернутые в обертку сурового сурвайвал-хоррора.
Именно таким позиционирует себя фильм "На высоте страха" от режиссера с звучной фамилией Кейзер. Задумка амбициозная: стереть грань между реальностью и галлюцинациями, заставить зрителя дрожать не только от холода на экране, но и от экзистенциального ужаса.
На бумаге это звучит как "Выживший" встречает "Реинкарнацию". На деле же мы получаем мрачную, эмоционально тяжелую (иногда даже слишком душную) картину, которую на своих хрупких, но спортивных плечах тащит Элла Балинска.
Спойлер: тащит она её по очень красивым, но абсолютно безжалостным пейзажам, от которых хочется закутаться в плед и никогда не выходить из комнаты.
Если вы искали легкое кино под попкорн, закрывайте вкладку. Здесь у нас "стекло", драма и снег. Очень много снега.
Во все тяжкие ради сестры
Давайте разберем, что же заставило нашу героиню променять уютный британский чай на обморожение.
Знакомьтесь, Эбби. Молодая, красивая, но с глазами, полными вселенской скорби. У Эбби есть сестра Бет, и у Бет всё плохо. Она тяжело больна, медицина выставляет счета с количеством нулей, превышающим бюджет небольшой африканской страны, а семья в тупике.
Отец семейства поступил как типичный уставший от жизни персонаж драмы — опустил руки и смирился. "Судьба", — говорит он. "К черту судьбу!" — говорит Эбби. Она включает режим "Я всё исправлю" и отказывается принимать реальность. Её мотивация понятна, благородна и... толкает её на самую идиотскую авантюру года.
Бизнес-план Эбби:
- Покинуть Британию.
- Полететь к черту на кулички — на границу с Грузией (география тут работает на атмосферу, а не на логику).
- Забраться в тайгу.
- Найти рудник.
И знаете что? Ей везет! (Ну, как везет... по законам жанра это начало конца). Она находит какой-то "экстраординарный" кусок гладкого черного минерала. Этот камень, по её мнению, стоит целое состояние и спасет Бет.
Счастливая Эбби с рюкзаком, полным надежд и фонящих камней, садится в вертолет. И тут сценаристы достают методичку "Как снимать фильмы о выживании".
- Пункт 1: Вертолет должен упасть.
- Пункт 2: Пилоты обязаны погибнуть сразу, чтобы не отвлекать внимание от главной героини.
- Пункт 3: Героиня выживает посреди бескрайнего "ничего".
Бабах! Эбби оказывается одна. Вокруг — красота неописуемая: угольно-черные хребты, ледяной туман, снег. Картинка — мое почтение, оператор явно заслужил свою зарплату. Но природа здесь не друг, она — холодный маньяк, который просто ждет, пока ты замерзнешь.
Чтобы Эбби совсем не сошла с ума от монологов с самой собой (и чтобы зритель не уснул на 20-й минуте), ей подкидывают рояль в кустах... точнее, рацию.
Она связывается с пилотом по имени Джон. Джон — это такой товарищ по несчастью, который тоже где-то разбился неподалеку.
Их диалоги — это стержень фильма. Джон становится её якорем, её надеждой и, по сути, единственным NPC в этой игре на выживание. Но мы-то с вами, искушенные зрители триллеров, сразу начинаем подозревать неладное, да?
А дальше начинается то, за что фильм хочется и хвалить, и ругать одновременно. Эбби идет. Идет долго. Идет упорно. Ей холодно, страшно, а вокруг — зловещая тишина и намеки на то, что в горах она не одна (мистика подмигивает из-за угла).
Чтобы разбавить эту снежную тоску, режиссер щедро сыпет нам флешбэки.
И вот тут контраст бьет по глазам.
- Реальность: Ледяной ад, кровь, выживание.
- Воспоминания: Реклама йогурта или страховой компании. Эбби и Бет собирают цветочки, смеются за ужином, танцуют в лучах закатного солнца. Льняные занавески развеваются, на столе стоят идеальные декоративные камни (ирония, да? камни дома, камни в горах). Это всё выглядит настолько приторно-идеально, что начинает подташнивать. Эти сцены кричат нам: "СМОТРИТЕ, ЧТО ОНА ПОТЕРЯЛА!". Мы поняли, Кейзер, мы поняли. Бет готова уйти, она смирилась, но Эбби держит её мертвой хваткой своей любви.
Что мы имеем к середине? Отличное, бодрое вступление, которое быстро объясняет, почему героиня оказалась в этой ледяной заднице мира. Четкая мотивация. Но потом фильм попадает в ловушку собственного жанра. Большая часть хронометража — это красивое, но затянутое путешествие из точки А в точку Б. Ты смотришь на пейзажи — "Вау!". Ты смотришь на Эбби, которая страдает — "Верю!". Ты смотришь на часы — "А долго еще?".
Несмотря на заявленный жанр триллера, самое страшное здесь — это темп повествования в середине. Сверхъестественное вплетается тонко, но иногда кажется, что режиссер сам забыл, снимает он мистику или документалку о туризме в экстремальных условиях.
Хронометраж — наш главный враг. Почему ради 15 минут правды пришлось смотреть 90 минут красивого туризма?
Итак, мы вместе пережили падение вертолета, поиск минералов и час медитативной ходьбы по самым фотогеничным, но безжалостным горам мира. Фильм "На высоте страха" зацепил нас обоих своей идеей безусловной сестринской любви и суровой атмосферой, но, давайте будем честны: визуальное богатство оказалось не спасением, а, скорее, костылем для слабой драматургии.
Мы с моим партнером сошлись на главной, зубодробительной проблеме: затянутости. Это не просто "немного провисает", это ощущение, что Кейзер нашел идеальную, мощную идею, а потом, не придумав, как ее развить, решил: "Растянем на полный метр! Камера, снимай туман!".
Кажется, у режиссера был челлендж: как снять фильм, где действие длится 15 минут, но платить за него надо как за полуторачасовой сеанс. Ответ: добавить много-много красивых, но пустых кадров.
Давайте сразу расшаркаемся перед Робби ван Брюсселем. Этот человек — настоящий художник. Он с любовью снимает дикие горные пространства. Холодные тона, невероятные широкие планы, ощущение отчуждения и безысходности — все это работает на атмосферу бескомпромиссного, враждебного мира.
Мой партнер подметил идеально: Эбби на фоне этих угольно-черных гор и бескрайних лесов выглядит такой маленькой. Этот масштаб кричит о безысходности и величии Природы, которую тут, кажется, уважают больше, чем сценарий.
Но вот критика: Визуальное богатство здесь порой нагло подменяет драматическое наполнение. Мы любуемся кадром, камера медленно плывет над хребтами... и мы ждем, что вот-вот произойдет прорыв. Но нет. Действие буксует. Напряжение держится не на внутреннем конфликте или диалоге, а на том, что на улице просто очень холодно. Это внешняя, холодная обстановка, и это единственный двигатель сюжета в середине фильма.
К счастью, фильм спасает Элла Балинска. Ее выступление — это практически моноспектакль на тему "Как выжить после того, как твой режиссер решил тебя заморозить".
Балинска не просто играет, она страдает на экране. Она мерзнет на ветру (так, что ты чувствуешь этот холод через экран), падает в ледяное озеро, кутается, греет руки о тлеющие угли. Ее игра настолько безупречна, что проникаешься сочувствием к героине, хотя, положа руку на сердце, мы слишком мало времени провели с "домашней" Эбби до катастрофы. Персонаж, по сути, абстрактный (она просто "сестра-спаситель"), но Балинска делает его живым.
Кстати, идея общения с незнакомцем по рации могла бы стать сильной психологической игрой, но, увы. Диалоги с Джоном остаются довольно однообразными и не цепляют. Еще один потенциально сильный элемент, который просто потерялся в общем, неспешном темпе.
Самая сильная часть — это финальная десятка минут. И вот здесь Кейзер, наконец, раскрывает карты, за что ему стоит сказать спасибо.
Мой партнер высказался очень точно: "Перед ней стоял тяжёлый моральный выбор, либо собственный хеппи-энд, не настоящий, но манящий... Но смогла выбрать жестокую реальность, это сильно по моему".
Этот момент, когда Эбби отказывается от сладкой иллюзии ради принятия жестокой правды, раскрывает главную, философскую идею фильма: борьба ради близкого человека превращается в борьбу за собственную способность принять его уход.
Это мощный, горький и абсолютно некомфортный финал. Он вытаскивает фильм из болота "Симулятора ходьбы" и придает смысл всем страданиям.
"На высоте страха" — это фильм, который невероятно красив и эмоционально силен, но только в своем начале и финале. Большая, скучная середина, жертвующая драматургией ради красивых, но пустых кадров, — это его проклятие.
Смотреть или нет?
Если вы:
- Фанат Эллы Балинска и готовы смотреть, как она замерзает, лишь бы увидеть ее безупречную игру.
- Любите очень медленное, медитативное кино, где горы — это главный герой.
- Готовы терпеть час провисания ради сильного, горького эмоционального финала.
Тогда — да, вперед. В противном случае, лучше посмотрите трейлер (он весь состоит из начала и конца) или выберите что-то покороче.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!