Найти в Дзене
МВК

НДС и УСН с 2026 года: что делать предпринимателям прямо сейчас

Екатерина Нудьга, основатель аудиторской компании «Аудит-Картель», о грядущих налоговых изменениях, рисках для бизнеса и конкретных шагах подготовки. С января 2026 года российский бизнес столкнется с масштабными изменениями в налоговом законодательстве. Речь идет о снижении лимитов по упрощенной системе налогообложения и корректировке ставок НДС. Эти изменения затронут практически каждую компанию – от микробизнеса до среднего предприятия. Я поговорила с Екатериной Нудьгой, основательницей аудиторской компании по бухгалтерскому сопровождению «Аудит-Картель», чтобы разобраться, что конкретно меняется, кого это коснется и что делать уже сейчас. Екатерина, что именно меняется с января 2026 года в отношении НДС и лимитов по УСН? И почему законодатель идет на эти изменения сейчас? Важно понимать: закон еще не подписан. Было только первое чтение, второе намечено на 10 ноября, и только после третьего чтения будет согласована окончательная сумма. Даже те, кто связан с принятием решений, пока не

Екатерина Нудьга, основатель аудиторской компании «Аудит-Картель», о грядущих налоговых изменениях, рисках для бизнеса и конкретных шагах подготовки.

С января 2026 года российский бизнес столкнется с масштабными изменениями в налоговом законодательстве. Речь идет о снижении лимитов по упрощенной системе налогообложения и корректировке ставок НДС. Эти изменения затронут практически каждую компанию – от микробизнеса до среднего предприятия. Я поговорила с Екатериной Нудьгой, основательницей аудиторской компании по бухгалтерскому сопровождению «Аудит-Картель», чтобы разобраться, что конкретно меняется, кого это коснется и что делать уже сейчас.

Екатерина, что именно меняется с января 2026 года в отношении НДС и лимитов по УСН? И почему законодатель идет на эти изменения сейчас?

Важно понимать: закон еще не подписан. Было только первое чтение, второе намечено на 10 ноября, и только после третьего чтения будет согласована окончательная сумма. Даже те, кто связан с принятием решений, пока не знают точно, как все будет выглядеть. Поэтому делать однозначные прогнозы рано: будет лимит 10 миллионов, 30 или 15, будет поэтапное снижение или резкий переход – пока непонятно.

Но предварительная информация такая: лимит по НДС снизят до 10 миллионов. Это произойдет точно, вопрос только в сроках. Может быть, в этом году, может в следующем, может через год. Возможно, будет поэтапное снижение – сначала до 30, потом до 15, потом до 10. То же самое касается патента – там будет аналогичное снижение лимитов. Плюс некоторые виды патентов уберут, но пока неясно, какие именно.

Если говорить простым языком – кого в первую очередь коснутся эти изменения?

Изменения всегда касаются конечного потребителя. То есть нас с вами – обычных людей, которые ходят в магазин, покупают чай, кофе,заправляют свою машину бензином. В первую очередь коснется именно нас, потому что вырастут цены на все.

Но затронет это абсолютно любой бизнес. Если кто-то думает, что его это не коснется – это не так. Мне люди говорят: «Я на основной системе, меня это не касается». Конечно касается, потому что поднимутся цены на 1С, на аренду, на Битрикс, на все услуги без исключения.

Насколько масштабны эти изменения по сравнению с предыдущими корректировками налогового законодательства?

Сейчас это самое масштабное изменение за всю историю. Настолько много корректировок одновременно еще не было ни разу. Первый раз такое количество изменений происходит в один момент.

Представим компанию, которая работает на УСН и близка к лимиту по доходам. Что произойдет, если она превысит новый лимит?

Если она превысит лимит в 2025 году, с ней не произойдет ничего, потому что законы не меняются задней датой. У нас есть правило: налоги обратной силы не имеют.

А вот в 2026 году она начнет платить НДС с первого рубля. Если у нее был патент – взять его на следующий год она уже не сможет.

А что с теми, кто совмещает УСН и патент или имеет несколько юридических лиц?

Форма не важна – гибридная система или нет. Главное: при нескольких системах налогообложения нужен раздельный учет. Надо четко понимать, сколько денег приходит по каждому виду деятельности.

Если вы слетаете с упрощенки, то автоматически слетаете и с патента, потому что лимит там единый. То есть если компания применяла УСН и патент для разных видов деятельности, на следующий год у нее останется только упрощенка без патента, и она будет платить НДС с первого рубля.

А как новые правила повлияют на компании, работающие с государственными контрактами, где в условиях тендеров прописаны налоговые режимы?

Отличный вопрос. У нас есть законодательство, и любой договор, противоречащий ему, не имеет юридической силы. Поэтому в следующем году все компании с долгосрочными договорами должны будут переподписать допсоглашения – даже если это госконтракт.

То есть это касается и госконтрактов, и обычных договоров с поставщиками?

Совершенно верно.

Что предпринимателю нужно сделать прямо сейчас, чтобы подготовиться?

Начну с главного. Мое глубокое убеждение: самое важное в бизнесе – это управленческий учет. Без него невозможно держать руку на пульсе и оперативно реагировать на изменения.

Первое – создайте финансовую модель управленческого учета. Хотя бы простую. Если нет денег на эксперта, сделайте сами: укажите доходы, расходы, даты платежей. Пусть это будет примитивно, но такая форма поможет понять, сколько вы теоретически будете зарабатывать в следующем году. Желательно сделать несколько вариантов: если вы на НДС, если на УСН 6%, если на УСН 15%. Это можно сделать даже по банковской выписке – ничего сложного.

Второе – пересмотрите все договоры. С клиентами, с поставщиками: на какую сумму подписано, где отсрочки платежей, где постоплата. Проведите аудит договорной базы и посмотрите, жизнеспособна ли ваша модель. Условно: если у вас все договоры с клиентами – с постоплатой, а с поставщиками – с авансом, и по финмодели видно, что в следующем году будет разрыв, значит, договора надо пересматривать. Проверьте дебиторку, кредиторку – после такого аудита сразу станет ясно, что нужно делать.

Третье – проведите аудит компании. Многие бухгалтерские и аудиторские фирмы, чтобы показать экспертность, делают экспресс-аудит бесплатно. Мы тоже так делаем. Это поможет увидеть риски: что хорошо, что плохо, что можно улучшить. Рекомендую проводить такой аудит раз в год. Если бюджет позволяет – закажите полноценный аудит финансовой отчетности. Если денег нет – проведите бесплатные аудиты в 10 разных компаниях и сложите результаты.

Четвертое – сделайте внутренний аудит документов. Проверьте, с кем подписаны документы, с кем нет, есть ли закрывающие документы, может ли кто-то подать на вас в суд, как хранятся документы.

И последнее: если у вас нет бухгалтера и базы 1С, а в следующем году вы слетите на НДС – бухгалтер нужен обязательно. Выставлять счета-фактуры, вести учет, составлять декларации самостоятельно не получится.

Лучше брать бухгалтера в штат или на аутсорс?

Я не очень люблю штатных бухгалтеров. По моей практике, большинство клиентов, которые приходят к нам на восстановление учета, – это как раз те, у кого бухгалтер был в штате. Как бы парадоксально это ни звучало.

Аутсорсер заинтересован в том, чтобы клиент работал с ним долго, и он любыми способами выполнит задачу. Штатный бухгалтер часто руководствуется принципом «солдат спит – служба идет». А предприниматель без аудита не может проверить качество работы своей бухгалтерии.

Сколько раз мне доказывали, что у них все в порядке, потому что есть штатный бухгалтер, а не какой-то там аутсорсинг. Открываешь базу – и собственники хватаются за голову. Но даже если не брать этот аспект – все зависит от конкретного человека, а не от формы работы.

У бухгалтера на аутсорсе больше насмотренности. Есть исследования, показывающие, что более 50% бухгалтеров не знают НДС. Если берете в штат – как проверите, что человек действительно умеет работать с этим участком? То, что в резюме написано про счета-фактуры и авансы, не означает компетентности.

Аутсорсинг отвечает деньгами и репутацией, все прописано в договоре. Это люди, которые точно работают на результат. Плюс штатного человека не всегда сразу можно загрузить работой.

Когда нужно принимать решение о бухгалтере – уже сейчас или можно в 2026-м?

Чем раньше, тем лучше. Бухгалтеру нужно время на подготовку: сделать начальные остатки, внести все в базу. Да и саму базу 1С еще нужно приобрести – она не у всех есть.

То есть без 1С уже не обойтись?

Да, именно так.

Есть ли сейчас всплеск обучения бухгалтеров работе с НДС? Больше вакансий с таким требованием?

Вакансий появилось значительно больше. В следующем году будет огромный дефицит хороших, качественных бухгалтеров.

Сколько времени нужно бухгалтеру, чтобы стать нормальным специалистом по НДС?

Хотя бы лет пять. За это время накапливается достаточно кейсов.

Получается, многие компании просто не смогут найти специалиста?

Именно так. Ситуация непростая.

Какие самые распространенные ошибки вы видите у предпринимателей? Что точно не стоит делать?

Первое – когда человек думает: «Меня пронесет, никто не проверит, буду работать как раньше». Второе – когда решает: «Сам буду выставлять счета-фактуры, справлюсь». Вот такие вещи делать категорически нельзя.

Некоторые, наверное, попытаются уйти в дробление бизнеса?

Да, но это бесполезно. Сейчас все алгоритмы настроены так, что все работает практически в режиме онлайн. Весь путь движения денег просчитывается. Скрыть что-то уже невозможно.

Что грозит компании, которая не успеет подготовиться?

Во-первых, может банально не хватить денег на уплату налогов. Во-вторых, когда придется срочно сдавать отчетность или выставлять счета-фактуры, можно не среагировать вовремя или сделать это некорректно – и получить налоговые требования или блокировку счета. Это очень легко. Поэтому лучше начинать готовиться заранее, иначе последствия могут быть серьезными.

Говорят, что часть бизнесов может закрыться, особенно микробизнес.

Это уже происходит. По статистике, уже сейчас каждый день закрывается или подает на банкротство большое количество компаний. Очень печально. Но чтобы ваша компания не оказалась в их числе, готовиться нужно прямо сейчас.

В каких отраслях больше всего пострадают компании?

В основном торговля и общепит. Эти две отрасли максимально подвержены любым изменениям рынка, плюс у них супернизкая наценка. Выживут те, у кого наценка значительно выше средней – от 100% и больше.

А где более высокая маржинальность?

Точно IT. Хорошо себя будет чувствовать недвижимость. Все, что связано с программным обеспечением, где минимизирован ручной труд. Новые профессии, связанные с искусственным интеллектом. Коммерческая аренда – хотя там непросто, но выживаемость неплохая. И медицина – эта отрасль точно должна устоять.

Это разовая корректировка или начало системных изменений?

Пока это все. Не думаю, что после этого будут еще глобальные изменения.

И последний вопрос. Один главный совет предпринимателям, которые сейчас в растерянности?

Точно подготовиться к следующему году. Проверить управленческий учет. Не думать, что все пройдет само собой. Не надеяться, что вас это не коснется. Проводите аудит, готовьтесь, привлекайте специалистов и точно знайте: рано или поздно это коснется всех — если не в этом году, то в следующем.

Откройте глаза, посмотрите на реальность. Мы уже взрослые люди, пора понимать, что жить по принципу «авось пронесет» больше невозможно. Тогда шансы пройти этот период с минимальными потерями значительно возрастут.

Екатерина, большое спасибо за интервью. Тема действительно острая и волнует сейчас очень многих предпринимателей. Уверены, ваши рекомендации помогут нашим участникам и посетителям выставок лучше подготовиться к грядущим изменениям и пройти этот непростой период с минимальными потерями.

Соцсети и ресурсы компании:

https://www.kartelltd.ru/
https://t.me/audit_kartelltd
https://vk.com/kartelltd
https://rutube.ru/channel/44633646