Найти в Дзене
Познающий

Принцип Ширки: институты будут пытаться сохранить проблему, решением которой они являются

Принципу Ширки предполагает, что организации, технологии или системы часто настолько переплетаются с проблемами, которые они стремятся решить, что непреднамеренно стремятся к сохранению или даже обострению этих проблем. Если вы всё ещё не поняли, о чём идёт речь, вот вам пример из моего личного опыта. В своё время, обучаясь на права в автошколе, я заметил, что мой автоинструктор намеренно затягивает процесс моего обучения в рамках базового курса, чтобы как оказалось позднее "развести" меня на оплату дополнительных занятий. Узнал я об этом пообщавшись со своими одногрупниками, который столкнулись с такой же проблемой. Короче говоря, автоинструктор сохранял проблему (неумение водить), решением которой он являлся, ради собственной выгоды. Думаю, многие из вас сталкивались с такой же проблемой. Принцип Ширки впервые был упомянут в блоге Кевина Келли, редактора журнала Wired, в 2010 году. Он основал его на материалах и выступлениях учёного Клея Ширки. Келли предлагает три формулировки прин
Оглавление

Принципу Ширки предполагает, что организации, технологии или системы часто настолько переплетаются с проблемами, которые они стремятся решить, что непреднамеренно стремятся к сохранению или даже обострению этих проблем.

Если вы всё ещё не поняли, о чём идёт речь, вот вам пример из моего личного опыта. В своё время, обучаясь на права в автошколе, я заметил, что мой автоинструктор намеренно затягивает процесс моего обучения в рамках базового курса, чтобы как оказалось позднее "развести" меня на оплату дополнительных занятий. Узнал я об этом пообщавшись со своими одногрупниками, который столкнулись с такой же проблемой.

Короче говоря, автоинструктор сохранял проблему (неумение водить), решением которой он являлся, ради собственной выгоды.

Думаю, многие из вас сталкивались с такой же проблемой.

Происхождение

Принцип Ширки впервые был упомянут в блоге Кевина Келли, редактора журнала Wired, в 2010 году. Он основал его на материалах и выступлениях учёного Клея Ширки.

Келли предлагает три формулировки принципа Ширки, которые различаются тонкими, но важными моментами:

  • Первая формулировка — «Институты будут пытаться сохранить проблему, решением которой они являются» — относится к институтам и подразумевает, что они будут пытаться сохранить проблемы и делать это намеренно.
  • Вторая формулировка — «Комплексные решения (например, компания или отрасль) могут стать настолько преданными проблеме, решением которой они являются, что своими действиями часто непреднамеренно увековечивать имеющуюся проблему» — относится к сложным решениям и подразумевает, что они будут делать это непреднамеренно.
  • Третья формулировка — «Каждый субъект имеет тенденцию продлевать проблему, которую он решает» — согласно которой институты будут продлевать проблемы, не делая никаких заявлений о своих намерениях.

Примечание: в своём блоге Келли утверждает, что наблюдение Ширки напоминает ему...

«...о ясности принципа Питера, который гласит, что сотрудник в организации будет повышен до уровня своей некомпетентности, то есть до уровня, на котором его прошлые достижения не позволят его уволить, но его некомпетентность перед лицом новых задач не позволит ему получить дальнейшее повышение».

Предостережения

Важно помнить о некоторых оговорках относительно принципа Ширки:

  • Принцип Ширки — это лишь общее наблюдение. Поэтому существует множество ситуаций, при которых он будет неверен.
  • Принцип Ширки может распространяться на различные типы субъектов. Хотя наиболее известная формулировка принципа Ширки относится к «институтам», он может применяться к различным типам субъектов, включая как отдельных людей, так и небольшие социальные группы.
  • Принцип Ширки может иметь различные причины. Например, одна компания может непреднамеренно продлевать существование проблемы, действуя пассивно или по инерции, в то время как другая компания может продлевать существование проблемы намеренно, движимая жадностью или чувством самосохранения.
  • Принцип Ширки может подразумевать различные модели поведения. Например, одна компания может продлевать существующую проблему, не выделяя ресурсы на разработку новых решений, в то время как другая компания может активно мешать другим организациям в разработке таких решений.

Кроме того, модели поведения, связанные с принципом Ширки, могут различаться и другими способами.

Например:

  • Субъект может не только сохранить существующую проблему, но и усугубить её.
  • Субъект может создать проблему, которая ранее не существовала, если он может стать её решением.
  • Субъект может увековечивать проблему, от которой он получает выгоду, даже если на самом деле он не является решением проблемы, хотя и может делать вид, что это так.

Исходя из этого, более широкую версию принципа Ширки можно выразить следующим образом:

«Субъекты часто сохраняют проблемы, от которых они получают выгоду».