Найти в Дзене
Магистерия

Художники и деньги: случай Рембрандта

Как вы думаете, должен ли художник быть голодным, чтобы не разменивать свой талант на материальные блага? А может быть, вы сами занимаетесь искусством и сталкивались с подобной проблемой? Мы решили исследовать отношения художников с деньгами — и хотим поделиться с вами историей Рембрандта. Рембрандт с деньгами обращаться не умел. Даже не потому, что он был расточителен. Его не интересовала жизнь на широкую ногу, умножение богатства и власти. Однако у него была целая коллекция ценных и редких вещей: в описи имущества, предназначенного для аукционных торгов, были найдены предметы странного, явно не бытового назначения: сосуды из драгоценных металлов, большие куски ткани, причем очень дорогой – шелка, бархата, парчи. Скорее всего, это был реквизит: драпировки, которыми он пользовался, работая с натурщиками, предметы, которые необходимы были ему для того или иного сюжета, прежде всего сюжета библейского. На таких вещах он не экономил. У него была антикварная мебель, холодное оружие с драго

Как вы думаете, должен ли художник быть голодным, чтобы не разменивать свой талант на материальные блага? А может быть, вы сами занимаетесь искусством и сталкивались с подобной проблемой? Мы решили исследовать отношения художников с деньгами — и хотим поделиться с вами историей Рембрандта.

Автопортрет. 1659
Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606–1669
Автопортрет. 1659 Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606–1669

Рембрандт с деньгами обращаться не умел. Даже не потому, что он был расточителен. Его не интересовала жизнь на широкую ногу, умножение богатства и власти. Однако у него была целая коллекция ценных и редких вещей: в описи имущества, предназначенного для аукционных торгов, были найдены предметы странного, явно не бытового назначения: сосуды из драгоценных металлов, большие куски ткани, причем очень дорогой – шелка, бархата, парчи.

Скорее всего, это был реквизит: драпировки, которыми он пользовался, работая с натурщиками, предметы, которые необходимы были ему для того или иного сюжета, прежде всего сюжета библейского. На таких вещах он не экономил. У него была антикварная мебель, холодное оружие с драгоценными камнями и масса других, в общем-то, непрактичных предметов, которые привлекали его своим высоким качеством и эстетической ценностью.

Кроме того, он собирал первоклассную живопись, гравюры, созданные по картинам художников разных стран. Например, в его собрании был подготовительный рисунок Рафаэля с портрета Бальдассаре Кастильоне.

Рембрандт, не осознавая всей опасности своего финансового положения, влез в долги. Он, по всей вероятности, не мог удержаться от того, чтобы все время приобретать что-то новое для своей коллекции. К тому же у него не была выплачена ссуда за его богатый дом в престижном квартале. Проблема росла как снежный ком, и все кончилось банкротством.

Банкротство – большая беда для Рембрандта. Дело не только в элементарном достатке. Материальное благополучие считалось у голландских кальвинистов признаком божественного избрания. Финансовый крах заставлял усомниться в спасении души художника. Знание этих, а также многих других обстоятельств эпохи и биографии мастера, позволяет полнее и глубже увидеть его творчество.

Приглашаем на курс «Рембрандт. Свет во тьме» — вместе с искусствоведом Натальей Боровской вы узнаете много нового о величайшем голландском живописце, исследуете его удивительный творческий метод и тернистый духовный путь. Вас ждет погружение в творчество одного из лучших художников мира!