Найти в Дзене
Гербарий

Хризантемы Кейка Хасэгава: японский взгляд на осенний цветок (галерея)

В Японии хризантема — символ долголетия и совершенства. Изображение «кику» украшает императорскую печать, ассоциируется с ясным умом, идеальным порядком в саду и в голове. Предлагаю "полистать" книгу «Сто хризантем» 1893 года. Это серия цветных ксилографий японского художника Кейка Хасэгава: одновременно ботанический альбом, альбом для созерцания и собрание идей для декоративного искусства. Ниже добавлю галерею в хорошем качестве, но сначала — немного контекста: пару слов об авторе, как устроена книга и чем она интересна тем, кто любит цветы, рисунок и эстетику. О самом художнике известно удивительно мало. В японских и музейных каталогах фигурирует только имя 長谷川 契華 (Hasegawa Keika), примерные даты активности (около 1892–1905 годов) и список изданий. При этом пол художника до сих пор не установлен. Одни англоязычные сайты пишут he (он), другие так же уверенно указывают she (она), а японские и музейные карточки аккуратно обходятся без указания пола. Имя выглядит женским по современным
Оглавление

В Японии хризантема — символ долголетия и совершенства. Изображение «кику» украшает императорскую печать, ассоциируется с ясным умом, идеальным порядком в саду и в голове.

Предлагаю "полистать" книгу «Сто хризантем» 1893 года. Это серия цветных ксилографий японского художника Кейка Хасэгава: одновременно ботанический альбом, альбом для созерцания и собрание идей для декоративного искусства.

Ниже добавлю галерею в хорошем качестве, но сначала — немного контекста: пару слов об авторе, как устроена книга и чем она интересна тем, кто любит цветы, рисунок и эстетику.

Кто такой (такая?) Keika Hasegawa

О самом художнике известно удивительно мало. В японских и музейных каталогах фигурирует только имя 長谷川 契華 (Hasegawa Keika), примерные даты активности (около 1892–1905 годов) и список изданий.

  • Кейка работал(а) в эпоху Мэйдзи и специализировался(лась) на декоративных и ботанических мотивах.
  • Помимо «Сто хризантем», сохранилось несколько книг с орнаментами и узорами для текстиля и прикладных искусств, например, «Kyōka zuan» (1905). Такие книги служили каталогами для мастеров кимоно, керамики и лаковой посуды, тканей, васи-бумаги, оформления интерьеров.

При этом пол художника до сих пор не установлен. Одни англоязычные сайты пишут he (он), другие так же уверенно указывают she (она), а японские и музейные карточки аккуратно обходятся без указания пола.

Имя выглядит женским по современным ассоциациям (похоже на Кэйко), но формально оно унисекс и исторически не привязано к полу (все-таки, мы говорим о человеке эпохи Мэйдзи).

Известно, что, например, японская художница Сэйко Окухара (1837–1913) в начале пути сменила явно женское имя Setsuko на гендерно-нейтральное Seiko — чтобы подпись читалась прежде всего как подпись автора, а не «женщины». В случае Кейка Хасэгава у нас нет таких прямых свидетельств: есть только редкое унисекс-имя и отсутствие биографии. Поэтому максимум, что мы можем себе позволить, — аккуратную гипотезу: если автором была женщина, нейтральное имя могло быть осознанным выбором, но однозначно утверждать что-либо о поле художника нельзя.

Итак, перед нами художник-гравёр, стоящий на пересечении ботанической иллюстрации и прикладного дизайна. Это хорошо видно именно в «Сто хризантем».

«Сто хризантем»

Серия вышла в Японии в 1893 году в виде трёхтомника. Каждому сорту посвящена отдельная страница: на светлом фоне — один стебель, крупный цветок или группа цветков и характерная листва.

Техника: цветная ксилография (оттиск на тонкой японской бумаге с деревянной печатной формы). Листы формата около 37 × 31 см.

Структура: три тома, в каждом десятки сортов. Иногда особенно крупные хризантемы развёрнуты на две страницы: художник буквально «раздвигает» книгу под размер цветка, чтобы передать реальный масштаб.

Многие хризантемы на иллюстрациях проявляют самый насыщенный цвет на верхней стороне лепестка, а нижняя остается более светлой или другого оттенка. Из-за закручивания лепестков зритель видит оба цвета одновременно.

В результате серия работает и как исторический объект, и как набор референсов для иллюстраторов, и как простое упражнение на внимательность: смотреть на одно и то же растение в ста вариациях.

Галерея

А дальше логично перейти к самому приятному — самим гравюрам. Не "100", но какое-то количество отборных сканов я всё-таки принесла. Смотрим?

А вы любите хризантемы?