- Исследователи истории купечества (или предпринимательства) редко задумываются о важности и ценности фигуры приказчика в этой деятельности. Между тем, именно эта профессия играла ключевую роль в формировании региональных рынков и развитии торговых связей. Так тогда называли доверенных лиц предпринимателей. Они работали в конторах и лавках, выполняли разные функции. Это были торговые представители, продавцы, бухгалтеры и т.д. Попробуем разобраться каким образом складывался их профессиональный путь и какую пользу приносили они владельцам предприятий. Применительно к истории татар, естественно.
- Обязанности приказчика
- Какие качества были необходимы хорошему приказчику?
Исследователи истории купечества (или предпринимательства) редко задумываются о важности и ценности фигуры приказчика в этой деятельности. Между тем, именно эта профессия играла ключевую роль в формировании региональных рынков и развитии торговых связей. Так тогда называли доверенных лиц предпринимателей. Они работали в конторах и лавках, выполняли разные функции. Это были торговые представители, продавцы, бухгалтеры и т.д. Попробуем разобраться каким образом складывался их профессиональный путь и какую пользу приносили они владельцам предприятий. Применительно к истории татар, естественно.
Обязанности приказчика
Главная задача приказчика состояла в ведении хозяйственной части предприятия: контроле над товарами, продажами, учётом прибыли и расходования средств. В дополнение к основной деятельности, приказчики нередко выполняли религиозные обряды, особенно если предприятие принадлежал мусульманину.
Например, в Тепловской суконной фабрике Агишева и Терегулова в Сызранском уезде Симбирской губернии на рубеже XIX-XX вв. мусульманские обряды проводил приказчик предпринимателей.
Такая форма сочетания административных и религиозных функций обеспечивала высокую степень доверия среди местных жителей и гарантировала рост лояльности покупателей.
Помимо контроля за материальным состоянием, приказчики активно участвовали в переговорах с партнёрами и покупателями, поддерживая деловые контакты. Их навыки коммуникации и дипломатичности являлись залогом успешного функционирования торговых точек.
Какие качества были необходимы хорошему приказчику?
- Честность и надежность.
- Грамотность и хорошие коммуникативные способности.
- Способность быстро адаптироваться к новым условиям.
Важность образования
Образовательный фактор играл существенную роль в профессиональном росте приказчика. Детей из татарских семей традиционно отправляли получать образование в медресе. И приказчики учились там же. Появление джадидских (новометодных) медресе с преподаванием, в том числе русского языка, арифметики и других полезных предметов, благоприятно влияли и на подготовку приказчиков. Теперь выпускники медресе могли служить не только муллами, но и часто выбирали коммерческую сферу. Но навыков нужных все равно еще не хватало. Поэтому некоторые из них, например, проходили специальные курсы.
Ярким примером служит известная школа Николая Смирнова в Казани, где будущие приказчики и купеческие сыновья совершенствовали навыки владения русским языком. Кстати, Смирнов сам был преподавателем местной духовной семинарии. К 1909 г. желающих обучаться у него стало так много, что он решил юридически согласовать свои частные занятия с органами власти. В том же году Н.Смирнов получил разрешение на учреждение курсов по изучению русского языка. Основной контингент учеников состоял из «мусульман-приказчиков».
Дополнительную ценность представляет система специализированных школ и курсов. Здесь передавали секреты торговли и бухгалтерского дела, позволяя молодым специалистам приобрести необходимые компетенции. Стоит вспомнить, что такие курсы получили распространение ещё в конце XIX века, когда многие крупные торговые дома осознавали важность качественной подготовки сотрудников.
Например, в 1878 г. лекции и курсы по бухгалтерии работали при Вспомогательном обществе приказчиков г. Казани, а в 1906 г. уже Общество приказчиков выступило с ходатайством о необходимости открытия новых торговых классов в Казани.
Реальные истории
Одна из наиболее интересных судеб принадлежит будущему известному деятелю искусств Кариму Тинчурину. В начале своей карьеры, выпускник медресе "Мухаммадия" тоже сначала работал приказчиком. Начинал "мальчиком" в лавке Арслановых в Казани, потом служил "конторщиком" у разных купцов. Наконец, окончил специальные бухгалтерские курсы в Казани и стал работать бухгалтером (конторщиком-счетоводом) у купцов Садыка Мусина, Садыка Галикеева. Татарские баи очень ценили своего сотрудника, т.к. бухгалтер-татарин в ту пору встречались не так часто и это были штучные специалисты.
Тинчурину позволяли приходить в контору позже всех и даже курить в кабинете. Лишь бы счета были правильными. Параллельно с работой приказчика (бухгалтера) Карим Тинчурин начал увлекаться и театральным делом и в один прекрасный день он окончательно сменил счет и цифры на татарские спектакли и труппу "Сайяр".
Приказчиками начинали свой трудовой путь и другие татарские артисты. Например, актер труппы «Нур» Гиляз Казанский (1891-1938). В его официальной биографии нет сведений об этом, однако в мемуарах открывается немного другая картина его трудовой жизни в начале ХХ века, где была работа у разных татарских купцов.
Иногда бывшие приказчики делали головокружительную карьеру коммерсантов. Одна из таких историй - это путь купца Садретдина Назирова. Длительное время (почти тридцать лет) он служил приказчиком у влиятельного казанского купца Салиха Губайдуллина (деда историка Газиза Губайдуллина). Позднее, получив опыт и необходимые знания, он самостоятельно организовал торговое дело в Уфе, став заметной фигурой региональной экономики.
Он и его брат Бадретдин были одними из крупнейших торговцев в Уфе. Назировы был родом из Заказанья, но головокружительный бизнес построили именно в Уфимской губернии. При этом бывший приказчик, Садретдин-бай был известен еще и как благотворитель. Он открывал в Уфе татарские школы, помогал медресе "Галия", поддерживал мулл и т.д. Его история демонстрирует, как многие успешные татарские купцы того времени начинали с малого и добивались успеха, вкладывая затем средства в развитие татарской культуры и образования.
Приказчики в дореволюционной России играли исключительно важную роль не только в экономике, но и в общественной жизни. Особенно это характерно для татарской культуры, где в тот период границы между торговлей и культурой были очень размытыми. Днем приказчик стоял за прилавком, а вечером играл в татарском спектакле. Кстати, неслучайно и билеты на эти представления распространялись через эти самые лавки. Или начинал приказчиком, а потом тот же человек нашел себя в издательском деле.
Опыт и навыки, полученные ими в условиях торговли, дали толчок к дальнейшему профессиональному росту и формированию творческого потенциала. Таким образом, профессия приказчика не ограничивалась рамками сугубо экономической деятельности и это, на мой взгляд, еще один любопытный феномен татарской культуры начала ХХ века.