Найти в Дзене

БЕРМАМЫТ

Есть в Карачаево-Черкессии высокогорное плато, Бермамыт. Мы слышали про его великолепные виды на Эльбрус от нескольких человек и решили-таки на него подняться. О, если б мы знали, что это будет за поездка, наверное 100 раз подумали и наверняка бы отказались. Но мы не знали...  Подъём на Бермамыт начинается в Кисловодске. С вполне приличного шоссе в горы ведёт грунтовая дорога. Да, так сразу: асфальт - поворот - грунтовка. И длится она минут 30. Это самый приличный участок пути, хотя по началу и он кажется не очень хорошим из-за тряски.  Дальше дорога удивляет все больше и больше. В обе стороны раскатаны глубокие колеи, а так как в горах уже есть снег и на солнце он плавится, вниз стекают небольшие ручейки, создающие из плодородной высокогорной земли месиво. Земля тут Особенная: жирная, плодородная, поэтому весь тёплый сезон на этих великолепных лугах пасется скот. Поднимаясь наверх, мы наблюдали и стада, и отары, и табуны. Как прекрасны карачаевские лошади! Черные, но не вороные, а с

Есть в Карачаево-Черкессии высокогорное плато, Бермамыт. Мы слышали про его великолепные виды на Эльбрус от нескольких человек и решили-таки на него подняться. О, если б мы знали, что это будет за поездка, наверное 100 раз подумали и наверняка бы отказались. Но мы не знали... 

Дорога в облака
Дорога в облака

Подъём на Бермамыт начинается в Кисловодске. С вполне приличного шоссе в горы ведёт грунтовая дорога. Да, так сразу: асфальт - поворот - грунтовка. И длится она минут 30. Это самый приличный участок пути, хотя по началу и он кажется не очень хорошим из-за тряски. 

Дальше дорога удивляет все больше и больше. В обе стороны раскатаны глубокие колеи, а так как в горах уже есть снег и на солнце он плавится, вниз стекают небольшие ручейки, создающие из плодородной высокогорной земли месиво. Земля тут Особенная: жирная, плодородная, поэтому весь тёплый сезон на этих великолепных лугах пасется скот. Поднимаясь наверх, мы наблюдали и стада, и отары, и табуны. Как прекрасны карачаевские лошади! Черные, но не вороные, а с шоколадным отливом - они просто невероятные. 

-2

Примерно через час подъёма я, уже порядком уставшая от тряски, начала задумываться, зачем мне все это надо? Я не адреналинщица, я люблю спокойный отдых, а тут им даже близко не пахло. 

Эльбрус уже и отсюда хорошо видно, но нет, мы едем дальше...
Эльбрус уже и отсюда хорошо видно, но нет, мы едем дальше...

Это был сложнейший подъём. Да, и на машине бывает сложно, теперь я это точно знаю. В итоге расстояние в 28 км мы преодолевали... почти три часа. Да-да, черепашьим шагом, по полному "кишкотрясу". Мы видели машины, которые не решались ехать дальше и их пассажиров, решивших, что и тех видов, что уже им открылись, вполне достаточно, но с завистью провожающих нас глазами. Мы ехали вверх по бездорожью и ждали, что Бермамыт вот-вот откроется. Когда навигатор показывал "ещё чуть-чуть" и казалось, что мы уже у цели, за очередным холмом открывалась новая дорога, за ней ещё и ещё... 

Когда мы, наконец, добрались до самого плато, усталость была такой, что я смотрела вокруг и думала о том, что эти виды не стоят проделанного пути. Да, нам повезло с погодой, и Эльбрус был виден прекрасно, но этого казалось мало: слишком трудная была дорога. Я смотрела по сторонам, недоумевая, что я здесь делаю. 

На Бермамыте
На Бермамыте

И тут вышла она. Лисица. Настоящая высокогорная лиса подошла к нам совсем близко. Было видно, что она не больна, не агрессивна и вполне дружелюбно настроена. Она смотрела на нас и явно ждала угощения, а когда поняла, что ничего нет, спокойно села в пяти шагах от меня, потом легла, попозировала на камеру и спокойно ушла.

-5

Эльбрус и моя лисица
Эльбрус и моя лисица

Это было настоящим чудом, и те 10 минут стали для меня тем, ради чего стоило сюда подняться. Эта лисица на фоне Эльбруса на высоте 2640 м над уровнем моря останется в моем сердце как символ доверия между человеком и животным. А еще - как напоминание о том, что всегда есть награда за пройденный путь. 

Справа от нас не развалины, это скалы. Так причудливо поиграла с ними природа.
Справа от нас не развалины, это скалы. Так причудливо поиграла с ними природа.

Дышать на высокогорье тяжело, воздух словно пустой. Долго там находиться было трудно, у меня и Миши заболела голова, и через полчаса мы начали спускаться.

Удивительно, но там, на большом Бермамыте, сейчас строят кафе и гостиницу. Я не представляю, как можно здесь находиться дольше часа и тем более ночевать при таком разряженном воздухе. Но факт остаётся фактом: лучшие виды на Бермамыте - рассвет и закат, и туристы едут сюда весь сезон, чтобы полюбоваться ими. Женя смеялся, что рядом с гостиницей надо ставить барокамеру - это будет самый прибыльный бизнес.

Будущие гостиница и кафе. Ну и заодно видно, какая дорога.
Будущие гостиница и кафе. Ну и заодно видно, какая дорога.

Ехать обратно было легче, головная боль, с помощью цитрамона, постепенно проходила, и настроение улучшалось с каждым километром пути. Впереди нас ждал ужин и прогулка по вечернему Кисловодску.

Прекрасный Кисловодск
Прекрасный Кисловодск
Он же
Он же

Да, день сложился удивительным образом, он был непредсказуемо трудным, но невероятно красивым. 

А ночью мне стало плохо. Головная боль, слабость, озноб, тошнота... Утром все то же самое, но с температурой началось у Жени. Первые мысли были про ресторан, где мы ужинали и про то, что, возможно, мы простыли в горах, но Женя вспомнил, что есть такое явление, как "горная болезнь". Нашел в интернете, прочитал: точно, она. Связано такое ухудшение самочувствия с быстрым подъёмом на большие высоты больше 2000 метров и с быстрым спуском. То, что с нами и случилось. Ровно сутки в себя приходили: весь день еле ползали, почти ничего не ели, много спали. А потом - как ничего и не было. Теперь знаем не понаслышке, что с горами не шутят... 

-11

Несмотря ни на что, путешествие наше состоялось. В истории семьи оно останется одним из самых ярких на сегодняшний день воспоминаний. Было очень интересно наблюдать за собой и друг другом. Мы оказались дружной, сполченной командой, умеющей идти вперёд и взаимно поддерживать. То, что мой муж надежный и целеустремлённый я к тому моменту уже знала, а вот Миша очень удивил выносливостью и терпением: ни слова нытья, никаких "я устал, поедем обратно" (так говорила только я). Да, мы знали, что он хорошо путешествует, но все равно были по-хорошему впечатлены. 

-12

Довольна ли я этим путешествием? Однозначно да. 

Хотела бы повторить? 

Ни за какие коврижки. 

©Виктория Князева, 17.11.25, СПб.