Найти в Дзене
Записки актёра

Робот вышел на сцену Мариинки — и тут началось. Заменит ли железяка живого дирижёра?

Здравствуйте, дорогие читатели. Честно говоря, когда я увидел новость о том, что на сцену Мариинского театра вышел робот-дирижёр, я на секунду подумал, что перепутал зал с выставкой достижений народного хозяйства. Зрители в зале сидели так тихо, что было слышно, как у кого-то на балконе скрипнул стул. На сцене — бездушная машина. В оркестровой яме — живые люди. А впереди — мощнейший «Танец рыцарей» Прокофьева. Картина, достойная фильма о конце света. Но это был не фильм. Это была наша новая реальность. И у меня до сих пор один вопрос: а нам оно надо? Если бы это происходило где-нибудь на модном техно-фестивале, никто бы и бровью не повёл. Но Мариинка... Это же не просто театр. Это святое место. Сцена, на которой выросла вся наша оперная и балетная школа. Место, где гений Гергиева сиял ярче, чем все софиты. И вот туда, на эту сцену, выходит робот, неловко поднимает свою механическую руку и начинает «дирижировать». Я не хочу говорить, что это кощунство. Но ощущения, мягко говоря, странн
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Честно говоря, когда я увидел новость о том, что на сцену Мариинского театра вышел робот-дирижёр, я на секунду подумал, что перепутал зал с выставкой достижений народного хозяйства. Зрители в зале сидели так тихо, что было слышно, как у кого-то на балконе скрипнул стул. На сцене — бездушная машина. В оркестровой яме — живые люди. А впереди — мощнейший «Танец рыцарей» Прокофьева. Картина, достойная фильма о конце света.

Но это был не фильм. Это была наша новая реальность. И у меня до сих пор один вопрос: а нам оно надо?

Мариинка — это не полигон для экспериментов

Если бы это происходило где-нибудь на модном техно-фестивале, никто бы и бровью не повёл. Но Мариинка... Это же не просто театр. Это святое место.

-2

Сцена, на которой выросла вся наша оперная и балетная школа. Место, где гений Гергиева сиял ярче, чем все софиты. И вот туда, на эту сцену, выходит робот, неловко поднимает свою механическую руку и начинает «дирижировать».

Я не хочу говорить, что это кощунство. Но ощущения, мягко говоря, странные. Потому что театр — это про душу. А у робота души нет. По определению.

Но был ли эксперимент оправдан? Давайте по-честному

Скажу сразу: я не из тех, кто боится прогресса. Когда-то и синтезаторы считали «убийцами живой музыки». Но дирижирование — это совсем другая история.

-3

Робот не чувствует, как дышит оркестр. Он не знает, что скрипачу нужно полсекунды на вдох перед сложной фразой. Он не понимает, что пауза иногда важнее, чем тысяча нот. И уж тем более он не в курсе, что у каждого оркестра есть свой характер, свой норов, своя душа.

Он просто выполняет команду. Оркестр играет, потому что так написано в нотах. А робот машет рукой, потому что так прописано в коде. Но это не одно и то же.

Искусственный интеллект в музыке: много шума из ничего

Сейчас стало модно говорить, что искусственный интеллект скоро будет писать симфонии, стихи, картины... Да всё что угодно. И даже лучше человека. Но это, простите, больше похоже на рекламные лозунги.

Реальность такова:

  • Создавать музыку с помощью ИИ — это дико дорого и медленно. Чтобы обучить нейросеть, нужны такие мощности, что рядом можно ставить маленькую электростанцию.
  • Все эти массовые генераторы музыки — просто игрушки. Попробуйте сами. Вместо симфонии вы получите набор звуков. Красиво, но пусто. Музыка вроде есть, а смысла в ней — ноль.

ИИ может скопировать стиль, повторить ритм, даже сымитировать тембр. Но он никогда не сможет сказать: «А вот здесь давайте сыграем тише, потому что эта нота — про невысказанную любовь». Он просто не знает, что такое любовь.

И всё же — зачем нам это?

-4

Вопрос сложный. С одной стороны, искусство не может стоять на месте. Эксперименты нужны. Кто знает, может, через 50 лет мы будем ходить на концерты «роботической симфонии». Пусть пробуют.

Но, с другой стороны, нельзя забывать, что настоящее искусство держится на человеке. На его боли, на его радости, на его вдохновении. На том самом мгновении, когда дирижёр едва заметным движением брови даёт понять всему оркестру: «Сейчас. Живём».

И что бы ни делал робот, как бы точно он ни махал своими руками, он никогда не проживёт эту секунду вместе с нами.

А вдруг это начало конца?

Я вот о чём думаю. Сегодня на сцену вышел робот-дирижёр. Завтра выйдет робот-певец. А послезавтра нейросеть будет выдавать нам по новой симфонии Чайковского каждую минуту.

И что тогда? Если искусство перестанет быть человеческим, останется ли оно искусством?

Моё личное мнение

Лично я отношусь к этому эксперименту Мариинки с уважением, но и с большой долей скепсиса. Это смело, да. Но это шаг, который заставляет задуматься: а где та грань, за которой технология убивает творчество?

Пока что робот может только махать рукой по заданной программе. А оркестр — терпеливо за ним следовать. Но настоящая музыка... она всё ещё рождается в человеческом сердце.

И, дай бог, чтобы так и оставалось.

Роботы в искусстве — это наше будущее или просто временная забава для богатых? Может ли машина заменить гения?

Напишите в комментариях, очень интересно, что вы думаете по этому поводу.

Удачи вам и до встречи.
С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, прочтите также мою прошлую статью: