Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Лучшая швейная машина из ГДР!

Да уж, как начинаешь вспоминать про времена «почти былинные», про то, сколько, оказывается, в наших квартирах было всячины из славной страны ГДР – так невольно удивляешься! Тут тебе и мебель, и посуда, и приспособления разные, одежда, обувь, игрушки, мыло… Но, безусловно, электрические домашние помощники стоят в этом ряду особняком: их вожделели, за ними стояли в очередях, их распределяли на предприятиях, их любили и ими по праву гордились!
Среди предметов, доставшихся нам в наследство от родителей супруги есть замечательный механизм, у которого, как водится в антикварной среде, имеется провенанс - своя уникальная история. В семье супруги серьезно шитьем занимался один человек… тесть. Да, да, он вечно в свободное от работы время проводил за старенькой механической машинкой Подольского завода: строчил пододеяльники и наволочки, подшивал брюки, варганил дочерям одежды для кукол. Супруга моя, правда, тоже увлеклась рукоделием, когда немного подросла, переняв у отца умение обращаться и с н

Да уж, как начинаешь вспоминать про времена «почти былинные», про то, сколько, оказывается, в наших квартирах было всячины из славной страны ГДР – так невольно удивляешься! Тут тебе и мебель, и посуда, и приспособления разные, одежда, обувь, игрушки, мыло… Но, безусловно, электрические домашние помощники стоят в этом ряду особняком: их вожделели, за ними стояли в очередях, их распределяли на предприятиях, их любили и ими по праву гордились!
Среди предметов, доставшихся нам в наследство от родителей супруги есть замечательный механизм, у которого, как водится в антикварной среде, имеется
провенанс - своя уникальная история. В семье супруги серьезно шитьем занимался один человек… тесть. Да, да, он вечно в свободное от работы время проводил за старенькой механической машинкой Подольского завода: строчил пододеяльники и наволочки, подшивал брюки, варганил дочерям одежды для кукол. Супруга моя, правда, тоже увлеклась рукоделием, когда немного подросла, переняв у отца умение обращаться и с ножницами, и с швейной машиной. А тут как раз главе семейства удалось записаться на новую швейную машину, «по открытке». Помните этот советский анахронизм? На остродефицитные товары (холодильники, стиральные машины, автомобили и покрышки к ним, цветные телевизоры и так далее) можно было в определенные моменты встать на очередь. Человек заполнял особую почтовую открытку и передавал ее в ответственную организацию. Далее предстояло ждать, причем, как правило, ответственный работник из ответственной организации сразу ответственно сообщал, сколько примерно надо было выстоять в той, или иной очереди. Например, машину «Жигули» можно было ждать 5-6 лет, холодильник – год, импортный гарнитур «жилая комната», в зависимости от дефицитности модели – год-два, книжные полки чешского производства – полгода-год, тоже самое грозило и желающему приобрести швейную машину заграничного производства. В СССР, насколько мне известно, швейное бытовое оборудование поставляли всего две страны из объединения СЭВ – Польша и ГДР, причем и та и другая продукция очень ценилась и была качественной. Из Польши нам приходили машинки RADOM, именно такая была в нашей семье. С ней случилась забавная история. Мама тоже встала на очередь, и ждала товар уже около года. И тут отец, случайно проходя мимо нашего любимого магазина «Свет» обнаружил небывалое оживление: народ тащил коричневые объемистые чемоданчики характерной, легко узнаваемой формы! Отец заглянул в магазин – оказалось, очередники отоваривали свои «открытки», получали польские швейные машинки. Поскольку отец мой был не промах, он запросто прошагал к заведующей, и они быстро нашли общий язык, результатом чего стало то, что мама, придя с работы, радостно ахнула: на столе ее ждал тот самый заветный коричневый чемоданчик с давно мечтаемой польской машиной! Не надо думать, что мой отец кого-то обделил. Во-первых, мы стояли в очереди и это был вопрос времени, когда мы получим свою машину (кстати, мы так и не стали ее выкупать, когда открытка все же пришла), а во-вторых, в магазинах всегда был небольшой скрытый излишек, так сказать, для «своих людей», это мой отец прекрасно знал.
У тещи с тестем все сложилось традиционно: отождав положенный годовой срок, они вытащили из почтового ящика ту самую открытку, которую когда-то заполняли. На ней был указан адрес, по которому можно было забрать новенькую машинку, предъявив открытку и, естественно, деньги.
Но из-за занятости взрослые поехать за машиной не смогли, а потому отправили выкупать сокровище мою супружницу, которой тогда было лет шестнадцать. Ехать пришлось на другой конец Москвы, а потом с десятью пересадками тягать чемодан до дома, именно этот эпизод ей запомнился более всего, так как хрупкой девчонке явно не хватало силенок для столь мужской задачи. Так или иначе, но машину она приперла и надеялась насладиться новым уровнем комфорта и возможностей, предоставляемых передовой техникой. Но – увы, все случилось иначе. Машину распаковали, опробовали, супружница вспоминает, что мягкий тихий ход, удобный электропривод и необычайные набор строчек вкупе с разнообразными лапками поразили ее. После заскорузлой «Подолки» новая машина отличалась, как космолет от телеги, но на этом все эксперименты и завершились. Родители посчитали, что такую драгоценность «зря лучше не гонять», а потому все принадлежности аккуратно сложили, накрыли аппарат жестким чехлом и… задвинули на веки вечные под журнальный стол!
Тесть продолжил строчить простыни и пододеяльники на своем допотопном чудище, а дочь потосковала немного и стала ждать своего суженого, то бишь, меня. После женитьбы мы довольно скоро восполнили пробел и купили современную импортную машину, ставшую жене надежной помощницей, а про чемодан под столом и вовсе – забыли.
Но вот теперь мы разбираем родительские завалы и наткнулись на машину, она так и стояла, накапливая пыль, под журнальным столом – битых сорок лет!!! Оставлять ее и дальше без внимания мы не смогли: на супругу нахлынули ностальгические чувства, она вспомнила, как тащила, надрываясь, аппарат, как впервые попробовала шить на суперсовременной, по тем временам, машине, а я взялся ее привести в нормальное состояние. Показывать грязь я не стану, так что давайте посмотрим на уже состоявшуюся красоту, ведь машинка, недвижимо простояв столько лет, сохранилась буквально в идеальном виде, как будто ее не сорок лет назад, а позавчера притащили с другого конца Москвы.

Тот самый заветный чемоданчик.
Тот самый заветный чемоданчик.

Под чехлом скрывается и сама красавица – немецкая швейная машина VERITAS, мечта всех домохозяек Советского Союза, но и правда – мне понятно, почему они так хотели именно эту машину!

Чудо, как хороша!
Чудо, как хороша!
Информация об изготовителе.
Информация об изготовителе.

Примечательно, но в аскетичном угловатом дизайне Веритаса нет ничего противоречащего нынешнему времени: удивительно, как угадана тенденция, скромная простота обводов корпуса мне лично очень нравится, здесь нет того раздражающего глаз, винтажа, именуемого обычно «старьем», по факту это вечный, классический не стареющий дизайн! Выкрашенная в два цвета машинка смотрится аристократично и как бы всем видом говорит: я сделана по всем техническим канонам, я готова к работе! Особая гордость тогдашних импортных машин – электрический привод с черной педалью, точно такой же привод и педаль ставился на мамин польский RADOM, это очень удобная приспособа, работающая и тихо и четко, педаль позволяет очень точно повышать или снижать скорость шитья, даже некоторые современные машины не могут похвастаться этим.

Аристократка во всем и просто красавица!
Аристократка во всем и просто красавица!
Надежный, тихий и комфортный электропривод.
Надежный, тихий и комфортный электропривод.

В комплекте с машиной был также пластиковый короб для хранения принадлежностей и инструкция.

Полный набор в комплекте!
Полный набор в комплекте!

В пластиковой коробке собраны принадлежности, поставлявшиеся с машиной – масленка, лапки, отвертка, катушки, но были и приобретенные, например, иглы.

Все, что было в коробочке.
Все, что было в коробочке.

Интересно, что иглы в двух упаковках - разные. Один набор сделан в Индии (не самый хороший вариант, уже тогда товары из Индии не шибко ценились из-за посредственного качества), а второй – японский, очень качественный.

Тоже раритеты!
Тоже раритеты!
Оказывается, не только Индия, но и Япония поставляли иглы в СССР!
Оказывается, не только Индия, но и Япония поставляли иглы в СССР!

Набор лапок также впечатлял, кроме стандартной, уже установленной на машине, в комплекте имелись самые разные лапки для всевозможных операций.

Набор лапок абсолютно исчерпывающий!
Набор лапок абсолютно исчерпывающий!

Что же такого волшебного в этом изделии сорокалетней давности? В принципе, эта машина и сегодня может составить конкуренцию современным бытовым образцам! Да, да, ничего удивительного! Конечно, покупая современную машину, вы будете заморочены и ошеломлены менеджерами, которые покажут стотридцатьпять строчек, которые может выдавать машина, но потом окажется, что на практике вам понадобятся от силы две-три строчки, а остальные так и останутся невостребованными, хотя бабки вы за них отдадите!
Главное отличие этой машины от тестевой «Подолки» - это зиг-заг. Именно из-за него и творился весь сыр-бор, «прямострочка» Подольского завода просто не могла потягаться с Веритасом, ведь у него была возможность как прокладывать прямую строчку, так и имитировать «хитрую» оверлочную строчку. Все возможные строчки, подвластные машине легко можно было рассмотреть на оранжевом табло, прикрепленном на переднем боку:

Машина обладает всем, что нужно, но и здесь много лишнего!
Машина обладает всем, что нужно, но и здесь много лишнего!

В том то и цимус, что Веритас существенно расширял возможности мастерицы, уставшей от устаревших зингеро-подобных прямострочных машин (вы ведь, надеюсь, слышали хоть краем уха, что и продукция Подольского завода и даже моя любимая финская Тиккакоски – это есть копии старинного Зингера), позволяя шить вещи совершенно на новом техническом уровне.
Скажу больше. После свадьбы тесть с тещей сделали нам подарок – привезли новенькую машину Подольского завода, тоже зиг-заг, продававшуюся в комплекте со столом и оборудованную ножным приводом. Вместо того, чтобы просто отдать дочке хорошую немку, стоявшую без дела, родители пошли своим, сложным мудреным путем…
Машина Подольского завода оказалась дурного характера, она сразу отказалась шить и даже визит мастера мало чем нам помог: агрегат вскоре окончательно заклинило и я ее… выбросил, а из тумбы сделал первую в нашей семье тумбочку под телевизор и видеомагнитофон.
Но – вернемся к Веритасу. Чисто визуально машина выглядела, как только что из магазина, но как сказался долгий простой на ее работе? Я предварительно проштудировал инструкцию и обнаружил забавный абзац, касавшийся обслуживания. В тексте русским по белому сообщалось, что машина смазана на заводе специальной смазкой, которая долгосрочно держится на трущихся деталях и машина
ВООБЩЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ОБСЛУЖИВАНИИ И СМАЗКЕ!
Но, ребята, это сказано для тех, кто только купил машину и начал ее эксплуатировать. В восьмидесятые годы смазочные материалы импортного производства, в принципе, уже были достаточно качественными, но сорок лет даже для них могут оказаться критическим сроком: смазка испаряется, высыхает, становится густой, что, естественно, негативно отразится на работе машины, поэтому мы решили даже не рисковать, пытаясь поскорее «оживить» Веритас. Надо все осмотреть, почистить и смазать, лишь потом можно будет запустить машину и пробовать на ней шить! С этим мы и накрыли красоту до завтрашнего дня, когда я занялся обслуживанием, а вот как оно было – расскажу, Бог даст, в следующий раз!