Обычно курсы создают из двух позиций:
- У меня есть классная идея и я хочу ее реализовать.
- Я хочу сделать продукт, на котором можно заработать.
Оба эти варианта имеют право на жизнь, но имеют разный результат. Если вы хотите упаковать в курс свои знания и опыт, у вас может произойти следующая развилка, вам либо сказочно повезет и вы угадаете с темой и содержанием настолько, что будущие ученики вашего курса оценят ваши старания и купят его, либо вы создадите продукт, который никому не нужен. Вероятность второго исхода 70% — если вы давно в теме и плюс-минус понимаете, что нужно людям и 90% — если вы новичок.
Второй вариант — это когда вы создаете курс, чтобы решить какую-то проблему или прийти к лучшему результату. Здесь ситуация меняется, потому что курс становится решением для будущего ученика. Если вы хотите создать курс из этой позиции, то уже наверняка понимаете, какую боль может решать ваш инфо продукт.
С чего начать создание курса
Прежде чем набрасывать структуру и прописывать модули, важно понять — какой результат получит ученик в конце курса. Этот результат и определит содержание будущих блоков.
Если вы хотите сделать действительно полезный продукт, то важно определиться в самом начале, как будет измеряться результат вашего курса.
Пример:
Ниша похудения: в результате прохождения курса вы потеряете 10 кг жира и приведете ЖКТ в норму, научитесь контролировать питание и больше не будете переедать, что позволит сохранить результат надолго.
Ниша психологии: После курса вы сможете справляться с паническими атаками в самых разный ситуациях, научитесь снимать тревожность и сможете привести свою жизнь в порядок.
В идеале результат вашего курса должен быть измеримым и конкретным, чтобы ученики могли фиксировать прогресс. С твердостью результата бывают сложности в мягких нишах, таких как психология, эзотерика, духовные практики и т. д.
Хорошая новость в том, что даже в самых мягких нишах можно показать твердый результат, просто нужно научиться его видеть.
В нише духовных практик результатом может быть выход из деструктивного сценария, что приведет к улучшениям на уровне финансов и отношений. Такие результаты можно приземлить на уровень отношений, денег или здоровья.
Задача на этом уровне сформулировать результат, который захотят получить будущие ученики. Ключевое значение будет иметь знание потребностей целевой аудитории и готовы ли клиенты платить за результат курса.
Формула ценности курса
Стоит еще поговорить о ценности самого курса для будущих учеников. Я думаю, каждому автору хочется не только заработать на своем продукте, но и получить хорошие отзывы и успешные кейсы.
Есть несколько ошибок, которые сильно снижают ценность курса:
- Слишком много информации. Часто наблюдаю, как эксперты допускают эту ошибку, считая, что чем больше информации в курсе, тем ценнее будет курс, но это не так. Ценность курса — в результате, а еще большая ценность, если к этому результату можно прийти простым, коротким и легким путем. И чем короче, легче и проще будет маршрут, тем ценнее курс.
- Слишком много воды. Часто простую систему раздувают до целого курса на 3 месяца, хотя весь материал можно уложить в несколько простых действий. В таком случае, лучше сделать не курс, а мастер-класс, марафон или интенсив, и это будет гораздо ценнее, чем три месяца лить воду.
- Слишком большие и сложные шаги. Это когда, чтобы пройти курс, нужно уже обладать определенным багажом знаний. Слишком заумный материал, который вообще не понятен, но очень интересен. Автору может казаться, что он дает глубокий материал, а в это время ученики будут кивать головой и ничего не понимать. В этом случае результата тоже не будет, а вот что будет точно — это низкий процент доходимости.
Самые ценные и востребованные курсы — это простые по содержанию и легкие по прохождению продукты, которые приводят к желанному результату. Желанный — это не обязательно что-то большое, не нужно выжимать пользу на 5 с плюсом. Человек должен получить удовлетворение от проделанной работы. Иногда похудеть на 8 кг и влезть в любимые джинсы важнее, чем стать фитнес моделью за 3 месяца.
Ценность второго уровня
Любое обучение — это не локальный процесс, который влияет только на что-то одно, а комплексное воздействие на систему жизни в целом. Это как побочный эффект от результата в виде дополнительного результата.
Так, например, человек хочет изучить иностранный язык и записывается на курс, но через какое-то время он понимает, что хочет больше общаться на этом языке и начинает планировать поездку в другую страну, допустим, ему там нравится и он решает переехать на ПМЖ.
Или другой сценарий с тем же иностранным языком, человек закончил курс, поднял свой уровень владения языком и указал это в своем резюме, что стало преимуществом при получении должности, а дальше уже возможны командировки, участие в важных переговорах и повышение.
Таких вторичных выгод может быть много и ваша задача учитывать эти изменения при создании курса и особенное значение эти ценности второго уровня будут иметь при упаковке курса.
Чтобы ваш курс стал бестселлером и хорошо продавался, выберите 3-5 самых желанных ценностей второго уровня и и постройте свою программу курса таким образом, чтобы у студентов была возможность получить их в процессе прохождения курса.
Так, например, в том же примере с языком могут быть дополнительные материалы для общения с носителями или добавлена профессиональная лексика. Это дополнительные материалы, которые не перегружают курс, но дают возможность получение бонусной выгоды.
Как построить структуру курса
Структура очень важна, если вы хотите, чтобы курс проходили до конца. И тут есть критически важные моменты:
- Большие блоки разбивайте на модули. Так проще для восприятия.
- Если модулей слишком много — распределяйте по уровням или ступеням.
- В модуле делайте не больше 5-7 шагов, в идеале 3-5. Так кажется, что модуль легкий и грех его не пройти.
- В идеале выстроить структуру так, чтобы каждый предыдущий шаг добавлял знаний и навыков для прохождения следующего. По простому нужно выстроить такую последовательность, чтобы включился накопительный эффект.
Как правильно наполнить курс
Скажем пару слов о наполнении курса и каким должен быть контент:
- Контент должен быть адаптирован под аудиторию. Если ваша аудитория не умеет гуглить, то нужно погуглить за неё и дать прямую ссылку.
- Обязательно фиксируйте промежуточные результаты, если хотите чтобы люди проходили курс до конца. Промежуточные результаты дают позитивное закрепление и мотивацию идти дальше.
- Раскладывайте контент на простые шаги так, чтобы было понятно неподготовленному и не очень образованному человеку. Даже самые умные ученики любят простые задания и получают удовольствие от ощущения что у них все получается.
2 принципа, которые сделают ваш курс эффективным
Первый принцип — это соотношение контента к внедрению 20/80, где 20% информации и 80% практики. Курс не будет эффективным, если грузить учеников информацией, а внедрение оставить на их усмотрение. К тому же, если перегружать мозг информацией, то мотивации на действия уже не будет. В идеале когда рассказывается, как и что нужно делать в 2-3 шагах, а после анализируется результат и дальше уже дается рекомендация, как улучшить результат. Теория дается в этом подходе только если без нее совсем никак не обойтись.
Второй принцип — это накопительный эффект, который уже упоминался. Если внедрить этот принцип в свои продукты, ученики будут достигать результатов, которые превзойдут их ожидание. Причем делать они это будут незаметно для себя и это будет происходить легко, что вызовет восторг от прохождения продукта. Вся суть метода в том, чтобы все шаги курса были связаны и после прохождения каждого шага ученик получал необходимые микронавыки, которые в сумме создают необходимую базу для прохождения более сложного уровня.
У меня в ТГ канале есть гайд по созданию и запуску курса с нуля, а также промпты для нейросетей. Переходите и забирайте гайд в закрепе.