Страсть знаменитого актёра к юной актрисе, ставшей позже голливудской дивой, создала уникальный творческий союз. Часть этой истории разворачивалась на фоне Ялты начала 20-го века, где великий Чехов меланхолично наблюдал пьесу из жизни, полную любови, надежд и холодного расчёта.
Великий Павел Орленев 1869-1932) был одним из самых известных театральных актёроа Российской Империи начала 20-го века, с огромным успехом он выступал в обеих столицах с разнообразным репертуаром и исколесил с гастролями всю провинцию. С большим успехом выступал Орленев и в европейских странах, а в 1906 г. его труппа совершила триумфальное турне по США.
Павел Орленев создал на сцене множество драматических образов, вошедших в историю русского театра, он играл на сцене персонажей Достоевского, Островского, Шекспира, пьесы русских и зарубежных классиков, открыл для русской публики пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена.
На фото Павел Орленев в роли Раскольникова в фильме "Преступление и наказание", 1913 г.
Коронной ролью для Павла Орленева была главная роль в пьесе Алексея Толстого “Царь Фёдор Иоаннович”, сделавшая его знаменитым. Актёрская игра Орленева в этом образе была основана на психологическом натурализме, подчеркнутом трагизме, двойственности., что производило на публику глубокое впечатление.
Из-за своего сложного характера Орленев не мог надолго задержаться на подмостках престижных театров Москвы и Санкт-Петербурга, он создаёт собственную труппу, с которой колесит по провинции, выступая в самых отдалённых уголках европейской части Империи.
В 1900 году в Костроме Павел Орленев встречает Аллу Назимову, актрису яркой индивидуальности, но не слишком удачной актёрской судьбы. Алла Назимова с 1898 г. была актрисой знаменитого Московского Художественного театра, стояла у истоков его создания. Но основатели МХТ Станиславский и Немирович-Данченко не разглядели в Назимовой перспективной актрисы, и она в течение двух лет выходит на сцену лишь статисткой в массовке. Уязвлённая в своём честолюбии, Алла Назимова уходит из МХТ и уезжает в провинцию, играет в случайных труппах, но уже настоящие роли.
Павел Орленев страстно влюблён в Назимову и она восхищает его как актриса. Алла Назимова дебютирует роль Грушеньки в пьесе по Достоевскому “Братья Карамазовы”, а затем играет все главные женские роли в труппе Орленева. Орленев и Назимова становятся парой, при этом оба состоят в браке. Назимова в 1899 г. вышла замуж за актёра МХТ Сергея Головина, это был короткий и неудачный брак, который сама Назимова называла фиктивным, тем не менее развод был оформлен лишь в 1923 году. Орленев в 1898 году женился на некоей даме из Паневежиса, с которой до этого 7 лет прожил в гражданском браке.
Если Орленев был пылко влюблён, неизвестно испытывала ли к нему Назимова те же чувства, вполне возможно, что во многом с её стороны это был холодный расчёт. Встреча с гениальным актёром и работа под его покровительством была для Назимовой настоящим подарком судьбы, Орленев открыл и развил её талант и дал ей сыграть лучшие роли репертуара. Ради этого Назимова терпела непредсказуемый и вспыльчивый характер Орленева, его мотовство и запои, К мужчинам же как таковым, Алла Назимова была совершенно равнодушна.
Начиная с 1900 года Орленев и его труппа с Назимовой очень часто приезжали в Крым и в Ялту, иногда они проводили здесь по нескольку недель, иногда это были визиты на пару дней. Пребывание их часто зависело от успеха гастролей, иногда Орленев шиковал в самой дорогой гостинице города “России”, а в другой раз, во время безденежья, по его словам “в заброшенной гостинице на краю города, без окон и дверей". Часто Орленев и Назимова останавливались в доме её отца, отец Назимовой был богатый еврейский аптекарь Яков Левентон, который владел домом и аптекой на Набережной. Настоящим именем Аллы Назимовой было Марем-Идес Левентон, с отцом её связывали очень сложные отношения.
На фото несохранившийся дом Левентона на Набережной.
В каждый свой приезд в Ялту Орленев стремился встретиться с Антоном Павловичем Чеховым. Великий писатель очень любил Павла Орленева и в Ялте хотел видеть его каждый день у себя на Белой даче, где их время проходило в долгих беседах. О пребывании в гостях у А.П. Чехова Орленев писал: «В Ялте я очень часто бывал у Антона Павловича Чехова, с ним чувствовал себя легко и свободно, несмотря на все мое перед ним преклонение». В планах Чехова было и написать пьесу специально для Павла Орленева. Если об Орленеве не было слышно пару дней, Чехов начинал подозревать что актёр снова ушёл в запой, тогда Антон Павлович звонил Левентону и послал за Орленевым с распоряжением доставить его на Белую дачу. ,,Купите ему вина и сигарет и пусть здесь пьёт, какая ему разница где пить". Однажды Чехов посетил дом аптекаря Левентона, из письма Антона Чехова - Книппер-Чеховой, 28 августа 1901 г. Ялта: "... Вчера я был у Орленева, познакомился с Левентон; она живёт с ним на одной квартире. ..."
К Алле Назимовой Антон Павлович относился очень прохладно, считал её обузой для Орленева и упорно называл её не иначе как “Левентон”. Одной из самых успешных постановок в карьере Павла Орленева была пьеса Г.Ибсена ,,Привидения", которую он играл множество раз в России и других странах. В 1904 году Орленев и его труппа приехали с этой необычной пьесой на гастроли в Ялту, но спектакль здесь потерпел провал, не понравилась пьеса и А.П. Чехову. “Вот если бы Вы играли эту пьесу с Книппер..”,- сказал писатель Орленеву.
На фото сцена из спектакля "Привидения" с Орленевым и Назимовой
Ещё одна история была связана с покупкой Павлом Орленевым земельного участка в Ялте. Писатель Н.Г. Гарин-Михайловский посоветовал Орленеву купить участок в Верхней Аутке, для разведений табака или постройки дома. А.П. Чехов горячо поддержал эту идею и в 1903 г. Орленев внёс 1.5 тысячи залога за участок размером в гетар недалеко от Белой дачи. Но в 1905 г. наступила полоса безденежья и Орленев тщетно пытался найти покупателей на участок чтобы вернуть залог. Договор был составлен так что задаток терялся при неуплате полной суммы. Плохо помня, где находится неогороженный участок, Орленев очень боялся продать чужой, покупатели не находились.
Скорее всего, речь шла о части большого участка выше дома А.П. Чехова. Ещё в 1970-е годы это был неухоженный участок с большой поляной. После реконструкции музея Чехова участок был облагорожен и на нём был разбит сквер имени Марии Павловны Чеховой, сейчас это один из самых красивых скверов Ялты.
С целью спасти свои деньги, Орленев решил продать участок в Аутке миллионщице Ольге Соловьёвой, владелице шикарного курорта Суук-Су. Ради этого Орленев и Назимова дали спектакль на эстраде в Суук-Су для Соловьёвой, её семьи и друзей и были радушно приняты. На следующий день Орленев приезжает в Суук-Су прочитать Соловьёвой новую пьесу, после чего должны были пройти переговоры о продаже участка в Аутке. И здесь Орленев совершил большую ошибку, для читки он выбрал пьесу Евгения Чирикова “Евреи", мелодраму о еврейских погромах в России, которую он собирался ставить за границей. Орленев не знал, что Соловьёва очень близка к черносотенным кругам, которые, собственно, и были причастны к еврейским погромам. Из радушной хозяйки Соловьёва превратилась в айсберг, она холодно простилась с актёром и в покупке участка отказала. Так пропали и участок, и деньги.
На фото эстрада в Суук-Су.
Хозяйка курорта Суук-Су Ольга Соловьёва.
Смерть Антона Павловича Чехова в 1904 году стала тяжелейшим ударом для Павла Орленева, он всё больше погружается в творческий и личный кризис. Ситуацию спасает Алла Назимова, которая предложила устроить большую заграничную гастроль. Подготовка к турне, подбор пьес и репетиции вернули Орленева к жизни. Первые спектакли в Берлине в 1905 г. прошли с огромным успехом, неменьший успех был и в Лондоне (где труппе покровительствовал князь Кропоткин), в Норвегии публика с восторгом приняла трактовку Орленевым пьес их земляка Генрика Ибсена. И далее было большое турне по США, множество раз труппа Орленева выступала в Нью-Йорке, где большим успехом пользовалась постановка пьесы “Евреи”, Алла назимова блистала в своей коронной роли- “Гедда Габлер” Г. Ибсена.
В Нью-Йорке Алла Назимова объявляет, что уходит из труппы Орленева и остаётся в Америке. Успех в турне окрылил её и дал уверенности в своих силах, она получила от Орленева всё что хотела, став большой актёрской индивидуальностью. Назимова выступает на Бродвее и лучших сценах США всегда с неизменным успехом, играя в том числе и в пьесах Чехова. В 1916 г. она дебютирует в кино и сразу становится одной из первых звёзд Голливуда, где её называют не иначе как “Мадам”. Игра Назимовой в фильмах тех лет была в самом деле на голову выше её голливудских коллег.
Огромные гонорары позволяют Алле Назимовой жить в роскоши и даже иметь собственную киностудию. Назимова ведёт крайне экстравагантный образ жизни, вокруг неё в Голливуде формируется специфическое сообщество (то, что принято сегодня называть ЛГБД), идолом которого она является. Постоянный успех у публики приводит к тому, что Назимова теряет ориентиры, полагая что все её фильмы заранее обречены на успех. В 1923 г. 44-летняя Назимова снимается в фильме “Саломея”, производство которого она финансирует, крайне эстетский и авангардистский фильм терпит оглушительный провал у публики, и Алла Назимова теряет всё: своё состояние и киностудию, за долги она вынуждена продать свой роскошный дом в Голливуде с бассейном в виде Чёрного моря. Кинопродюсеры, боясь повторения провала, не хотят подписывать с Назимовой новые контракты, Алла Александровна переезжает в Нью-Йорк и возвращается на сцену.
Вернувшись в Россию, Павел Орленев продолжил свою жизнь актёра-скитальца, уже без своей звезды. Орленев ещё много и успешно работал на сцене и в кино. Актёр часто бывал с выступлениями в Ялте, где многое напоминало ему о его кумире А.П. Чехове и его любви к Алле Назимовой. Тяжёлые годы революции и гражданской войны Орленев пережил вместе со своей страной, часто выступая в каких-то клубах за тарелку супа. Лишь в 1922 году Павел Орленев осел в Москве, получив комнату в актёрском общежитии, актёр и его семья, жена Александра и двое маленьких дочерей сильно нуждались, Орленев тяжело болел. В марте1926 года в Большом театре громко отпраздновали 40-летний творческий юбилей актёра, и А. В. Луначарский и зачитал текст «постановления Совнаркома о присвоении Орленеву звания Народного артиста республики». Назначенная правительством пенсия как Народному артисту позволила Орленеву и его семье больше не голодать. Павел Николаевич Орленев скончался в возрасте 63 лет в 1932 году, оставшись в истории великим актёром и пылким романтиком.
Семья Павла Орленева, жена Александра и дочери.
© Copyright: Евгений Гатилов, 2025
Свидетельство о публикации №225111700510
Публикация в Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/oldyalta/permalink/25215435918072960
Читайте также: