Обновлено 18 ноября 2025 года.
Вы, наверное, видели это задорное видео 2009 года, где Михаил Горшенёв и Пелагея поют «Ой при лужку…». Михаилу Юрьевичу, привыкшему к панк-року, конечно, вот так сразу спеть народную песню не удаётся. В какой то момент он говорит, что для того, чтобы правильно всё спеть «это нужно знать, этим нужно жить».
Но!.. Группа «Король и Шут» любила народные страшные сказки. Гораздо раньше, в 1993 году, была записана песня «Лесник». И хотя во многих источниках пишут, что музыку к «Леснику» написал Михаил Горшенёв, на официальном сайте группы «Король и Шут» сообщается, что над музыкой к этой песне работали вместе Михаил Горшенёв и Андрей Князев вместе. Автор слов, конечно, Андрей Князев.
Когда музыку пишут два композитора, трудно определить, кто и какой вклад внёс. Но те черты, которые характерны для музыки Михаила Горшенёва, я по ходу рассказа обозначу. И главное: я расскажу, что роднит музыку «Лесника» с русскими народными песнями.
Пентатоника
Музыка «Лесника» написана не в привычном миноре, а в древнем ладу под названием бесполутоновая (ангемитонная) пентатоника. Она состоит из пяти звуков, которые можно расположить по квинтам или квартам. Если записать звуки поступенно от самого низкого к самому высокому, обнаружится, что они расположены по целым тонам (большим секундам), один раз встречается большая или малая терция, в данном случае малая, поэтому хорошо слышится минорный оттенок.
Если вы сыграете первые 4 звука, выделенные сиреневым прямоугольником (ля-до-ре-ми), у вас получится начало вступления «Лесника». Более того, мелодия куплета и припева песни строится только на этих четырёх звуках! Ну, может, "соль" промелькнёт где-нибудь в конце припева.
Мы привыкли к западноевропейской музыкальной системе. Если минор, то гармонический, с повышенной VII ступенью, которая отчётливо переходит в тонику. Рок-музыканты ещё очень любят натуральный минор. Но дело в том, что эта система сформировалась примерно к XVII веку. Этническая музыка устроена иначе. Архаичные песни строились на попевках из 3 – 4 звуков, в которых ещё трудно определить тонику.
Пентатоника содержит 5 звуков, в ней нет резко звучащих интервалов наподобие малой секунды или тритона, а значит, нет острых звуковых тяготений. Поэтому мажорное звучание пентатоники легко переходит в минорное. Этот лад часто встречается в музыке разных народов мира, особенно в музыке народов Востока. Китайские, японские, монгольские, татарские народные песни основаны на пентатонике, поэтому иногда её называют «китайской гаммой».
В русских народных песнях пентатоника встречается реже, она типична для обрядовых архаичных русских народных песен. Эти песни сопровождали важнейшие явления человеческой жизни, были пронизаны верованиями и народной магией. Фантастические фольклорные сюжеты – это излюбленная тема «Короля и Шута». Мой любимый пример древней русской народной песни - свадебная песня «Ты сосна моя, да сосенушка».
Я нашла вот такое интересное видео. Сначала девушки готовят невесту к свадьбе и поют песню "Ты сосна моя, да сосенушка", а потом исполняют другую свадебную хороводную песню "Ой, ковано бушовано колесо". Послушайте вторую песню внимательно, не напоминает ли она вам "Лесника" своим настроением, оживлённостью темпа и повторением одного и того же напева? Кстати, хоровод - это тоже архаический магический символ.
Мелодия вступления «Лесника» отходит от пентатоники, вот звукоряды, которые встречаются во фразах вступления. Их можно объединить в звукоряд натурального минора, это уже смотря как мыслить: мотивами, фразами или более крупными структурами. Почему не сохраняется пентатоника? Во-первых, здесь меняется гармония, да и "Лесник", всё-таки, написан в XX веке.
Во-вторых, в мелодии вступления угадывается полутоновая (гемитонная) пентатоника. Возможно, вы слышали популярную японскую песню «Сакура» («Вишня»), она написана в полутоновой пентатонике, но всё же сохраняет восточный народный колорит.
Русские композиторы использовали пентатонику в своём творчестве. Можете послушать «Спящую княжну» Александра Порфирьевича Бородина (который на самом деле потомок грузинских царей и внебрачный сын князя Луки Гедианова) или «Сирень» Сергея Васильевича Рахманинова.
Наигрыш
Вернёмся к мелодии куплета и припева. Она строится на комбинации всего 4 звуков «ля – до – ре – ми» и напоминает наигрыш. Наигрыш – это народная (часто плясовая) народная инструментальная мелодия. Например, вы сделали простую дудочку-свирельку, которая может издавать несколько звуков, вот и сидите где-нибудь в поле или лесу и наигрываете мелодию.
В припеве «Будь как дома, путник, я ни в чём не откажу» мелодия делает скачок на квинту. Квинта – это прямо-таки русский народный интервал и в то же время он часто встречается в музыке Михаила Горшенёва. Припев в песне «Воспоминания о былой любви» «Я часто вижу страх в смотрящих на меня глазах» тоже начинается с квинты.
Даже в I томе «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха в теме фуги es-moll/dis-moll (ми-бемоль минор/ре#-минор) тема очень напоминает русские народные песни. И хотя русский фольклор там явно ни при чём, но вот эта квинта у русских музыкантов сразу рождает ассоциации с чем-то родным.
Гармония и полифония
Гармоническая последовательность в песне «Лесник» простая: трезвучия I – VI – IV – VII ступеней. Последовательность I – VI – IV – V типична для рок-музыки. Но в этой песне V ступень заменяется VII ступенью, что характерно для народной музыки, в которой минор легко сменяется мажором и функция тоники переходит от одного звука к другому. В этой песне ля-минор легко сменяется До-мажором, но потом снова появляется ля-минор.
Последовательность трезвучий I – VI – IV – VII ступеней пронизывает не только вступление, но также куплет и припев. Песня «Воспоминания о былой любви» тоже полностью основана на одной и той же последовательности аккордов - «вивальдиевской» или «золотой» секвенции с небольшими изменениями. Об этом я уже рассказывала.
Получается, что все мелодии вступления, куплета и припева гармонически совместимы. Более того, мелодия вступления часто сопровождает мелодию припева «Будь как дома, путник», они сочетаются ещё и полифонически. В переложении для оркестра это хорошо слышно.
И в старом клипе, где все молодые и красивые, тоже:
Этот приём характерен для западноевропейской профессиональной музыки. Полифония у Михаила Горшенёва встречается в песнях «Проклятый старый дом», «Мастер приглашает в гости». Это тоже характерная черта его стиля.
И напоследок...
Когда я открыла для себя музыку «Короля и Шута», начала слушать зарубежные панк-группы, чтобы проследить, как складывался музыкальный стиль Михаила Горшенёва. Но сразу поняла, что это не то.
Музыка «Короля и Шута» оригинальна, самобытна и, самое главное, очень понятна. В ней слышно влияние академической (классической) музыки, на которой я выросла.
Но в то же время, в ней есть что-то очень этнически родное, чего нет у зарубежных рок-групп. Надо отметить, что Михаил Юрьевич Горшенёв знал историю России, очень любил и уважал русскую культуру.
Как вы думаете, Михаил Горшенёв и Андрей Князев сознательно опирались на черты народной музыки (пентатонику и наигрыш) или у них это получилось интуитивно?
И напоследок предлагаю вам игру. Бесполутоновая пентатоника легко играется на чёрных клавишах фортепиано, поэтому мелодии куплета и припева «Лесника» можно легко играть без белых клавиш.
P.S. (По следам комментариев)
Кажется, что написать песню из 4 нот - это ерунда и ничего особенного в этом нет. Когда у вас под рукой полноценные мажор и минор, так что же и не писать. На рояле запоминающуюся музыку сыграть проще, чем на 4-струнной укулеле. А написать песню из 4 нот, которая остаётся популярной уже несколько десятилетий, это уметь надо.
В песне "Когда мы были на войне" ("Когда мы были на войне, когда мы были на войне, то каждый думал о своей любимой или о жене") тоже 4 ноты, но там не пентатоника, а тетрахорд. Эта песня кажется народной, но на самом деле она появилась в конце 1980-х годов. Её авторы - Давид Самойлов (стихи) и Виктор Столяров (музыка).