Найти в Дзене
NGrArt

Черты венского классицизма в музыке Михаила Горшенёва

Новая редакция статьи (7 февраля 2025 года)

Сразу скажу, что я выросла на классической (академической) музыке. Даже окончила колледж искусств по специальности "теория музыки", но потом поступила не в музыкальный вуз, а в легендарный петербургский/ленинградский Первый мед. Музыку никогда не бросала, что-то слушала, читала, играла, сочиняла...

Мой любимый композитор с 12 лет - Иоганн Себастьян Бах. Больше всего люблю музыку, созданную до эпохи романтизма, дальше речь как раз о классицизме пойдёт. В XIX веке европейское искусство ушло в чувства-с. Чувства - это, конечно, прекрасно, когда они в меру и на своём месте. Как правило, решения, принятые на волне негативных эмоций, редко оказываются верными. К этой теме мы ещё вернёмся.

Однажды мы всей семьёй катались по вечернему городу, и YouTube подкинул нам "Воспоминания о былой любви". Эта музыка мне понравилась и я стала искать другие песни "Короля и Шута". Чем больше я узнавала о Михаиле Горшенёве, тем больше симпатии у меня появлялось к этому человеку и его искусству. Я стала анализировать любимые песни - "Воспоминания о былой любви" и "Отражение".

Король и Шут. Воспоминания о былой любви. Лужники, 2012

Михаил Горшенёв "Отражение"

Слушаю и выписываю в нотной тетради всё, что могу уловить - основную мелодию, вступление, проигрыши, голоса в аккомпанементе, ритмический рисунок. Собираю всё вместе, и в итоге получаются транскрипции любимой музыки для фортепиано.

Почему я не скачиваю ноты, а опираюсь только на слух и знания. Вероятно, многие ноты популярных песен, которые есть в интернете, расшифровывает компьютер, а не человек. И часто делает это криво. Это как гугл-переводчиком переводить профессиональную медицинскую литературу. Так что здесь искусственный интеллект человека заменить не может.

Когда я поделилась своими мыслями с мужем, он сказал: "Выложи свои разборы в интернет. Это очень интересно. Пусть люди посмотрят на Михаила Горшенёва твоими глазами".

***

Музыка Михаила Горшенёва слушается легко, но не так проста, как кажется. Поэтому анализ песен выложу позже. А сейчас расскажу о некоторых чертах его стиля.

⚖️ Михаил Юрьевич был человеком импульсивным и эмоциональным, но в его музыке много стройности и уравновешенности. В начале статьи я говорила, что эмоции должны быть на своём месте. В классицизме гнев, страх, страсть, какой бы силой не обладали, подчинены стройной форме произведения. И чем больше строгости, тем больше благородной героики.

В каждой песне Михаила Горшенёва слышна чёткая структура: вот вступление, вот куплет, вот припев. Во многих песнях музыкальная ткань прозрачная, каждый инструмент на своём месте. Конечно, есть песни с тяжеловесным звучанием, но их не так много. В песне "Маска" стоит скрежет электрогитар, а так красиво звучит!

Клавишные (вот как это правильно назвать? я же к фортепиано привыкла) обычно играют фоновую роль, их сложнее услышать. В фильме "Легенда о "Короле и Шуте" мама Михаила - Татьяна Ивановна - рассказывает, что попытки учить сына игре на фортепиано закончились ничем, он выбрал гитару. Может, поэтому в его песнях практически нет соло фортепиано, органа и других тембров синтезатора.

🎼 Часто встречается полифония (многоголосие), но она не похожа на полифонию эпохи барокко. Мелодии и гармония ясные, но... Когда их записываю нотами, так и хочется спросить: "Михаил Юрьевич, мне послышалось или вы так пошутили?“.

Так вот, ясность структуры, мелодии, гармонии, уравновешенность звучания мне напомнили стиль венских классиков. На первый взгляд бунтарский дух панк-рока ассоциируется с музыкой Бетховена. Михаил Горшенёв даже внешне на него похож. Тема вступления песни "Отражение" мимолетно напоминает мелодию одной из бетховенских сонат, но это только совпадение.

Итак, бунтарский дух, демократичные мелодии... как у Бетховена, но что-то не так... Музыка Бетховена всё же тяжеловеснее. А если Моцарт? Прозрачность и ясность музыкальной ткани, мнимая простота мелодий. Даже в полифонии что-то моцартовское есть.

***

И знаете что? Слушаю интервью Галины Игнатенковой, которая помогала Михаилу Горшенёву во время работы над зонг-оперой "Тодд", и мгновенно цепляет фраза: "его любимым композитором был Моцарт". Вот это попадание! Интервью есть во "ВКонтакте" или на YouTube, не получается сюда ссылку вставить.

Также в интервью "Дневники TVJAM" Михаил Юрьевич говорит, что ему нравятся Моцарт и Прокофьев. Ну, конечно, Прокофьев... ведь он был известным шутником). Смотрите здесь с 15:05

Михаил Горшенёв - Дневники Tvjam

Про любимые рок-группы Михаила Горшенёва написано много. А вот каких композиторов из мира классической (академической) музыки он слушал, мало кто рассказывает. Его мама упоминала о Втором фортепианном концерте Рахманинова. Я уверена, что классическую музыку он слушал много и внимательно. Иначе не было бы его замечательного арт-панка, но об арт-панке я расскажу в другой раз

И ещё одна параллель с Моцартом. Наверное, вы знакомы с легендой о человеке в чёрной одежде, по заказу которого Моцарт писал Реквием, но получилось так, словно композитор писал Реквием для самого себя. Последним крупным произведением Михаила Горшенёва стала зонг-опера "Тодд", а последняя ария Тодда "На краю" звучит словно Реквием по самому себе.

Король и Шут - На краю (последняя ария Todda)