Найти в Дзене
Простой взгляд

Тайна десяти заповедей: сколько их на самом деле и почему мы не знаем их все?

«Поразительное помрачение сознания. Почти все знают о десяти заповедях — и почти никто их не знает». Эта мысль, высказанная современным богословом, как нельзя лучше описывает парадокс нашего времени. Мы живем в уникальную эпоху: даже не будучи религиозными людьми, мы уверены, что знаем о Десяти заповедях. Но так ли это на самом деле? Попробуйте сходу назвать все десять. Большинство из нас вспомнит три-четыре: «не убивай», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай родителей». А ведь это — фундаментальный этический кодекс, лежащий в основе всей западной цивилизации. Почему же в нашем коллективном сознании сохранилась лишь часть закона, который, согласно Библии, был дан самим Богом? Давайте вместе разберемся в этой тайне. Спросите любого: «Сколько было заповедей?» Ответ очевиден — десять. Но здесь нас ждет первое открытие: в оригинальных библейских текстах они называются совсем иначе — «десять слов» (на древнееврейском — асерет ха-дварим) или «десятисловие». Это не просто игра сло
Оглавление

«Поразительное помрачение сознания. Почти все знают о десяти заповедях — и почти никто их не знает». Эта мысль, высказанная современным богословом, как нельзя лучше описывает парадокс нашего времени.

Мы живем в уникальную эпоху: даже не будучи религиозными людьми, мы уверены, что знаем о Десяти заповедях. Но так ли это на самом деле? Попробуйте сходу назвать все десять. Большинство из нас вспомнит три-четыре: «не убивай», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай родителей». А ведь это — фундаментальный этический кодекс, лежащий в основе всей западной цивилизации.

Почему же в нашем коллективном сознании сохранилась лишь часть закона, который, согласно Библии, был дан самим Богом? Давайте вместе разберемся в этой тайне.

Что скрывается за числом «десять»?

-2

Спросите любого: «Сколько было заповедей?» Ответ очевиден — десять. Но здесь нас ждет первое открытие: в оригинальных библейских текстах они называются совсем иначе — «десять слов» (на древнееврейском — асерет ха-дварим) или «десятисловие». Это не просто игра слов. «Слова» — не просто повеления, это фундаментальные принципы, устанавливающие отношения между человеком и Богом и между людьми.

Но главная тайна начинается тогда, когда мы пытаемся разделить текст на десять конкретных пунктов. Задумывались ли вы, почему в православной, католической и протестантской традициях нумерация заповедей немного различается?

Оказывается, ключевое расхождение — в самом начале. В православии и у большинства протестантов первая заповедь — это «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов», а вторая — отдельный и строгий запрет на создание кумиров и идолов. А вот в католичестве и лютеранстве эти два положения объединены в одну, первую заповедь. Чтобы сохранить священное число «десять», они разделяют последнюю заповедь о «нежелании» на две части: одна о жене ближнего, другая — об его имуществе.

Возникает закономерный вопрос: если даже религиозные традиции не могут прийти к единому пониманию, возможно, сама концепция «десяти» условна? Или она указывает на нечто более глубокое — целостное послание, которое важнее арифметического счета?

Почему мы не помним все заповеди?

-3

А теперь давайте честно спросим себя: почему в нашей памяти отпечатались именно заповеди «второй скрижали» — об отношениях между людьми («не убивай», «не кради»), в то время как заповеди «первой скрижали» — об отношениях с Богом — практически стерлись?

Потому что мы живем в эпоху десакрализации. Наше сознание все больше теряет ощущение связи с Богом, и религиозная сфера становится для многих необязательной, почти несуществующей. Заповеди, регулирующие отношения между людьми, кажутся нам практичными и понятными. Они — основа светских законов и морали. А первые четыре, обращенные к Богу («да не будет других богов», «не делай кумира», «не произноси имени напрасно», «помни день субботний»), воспринимаются как нечто абстрактное, личное и не имеющее прямого отношения к повседневной жизни.

К тому же, нами управляет удобство избирательной памяти. Гораздо проще указать другому на нарушение «не укради», чем задуматься, не создали ли мы сами себе «кумира» из денег, карьеры, славы или отношений, что запрещено уже второй заповедью. Наши страсти и соблазны часто затмевают голос совести, и заповеди вспоминаются выборочно — те, что удобны в данный момент для оправдания себя или обличения других.

Так в чем же главная тайна?

-4

Так сколько же их было? Исторически — десять. Но их разделение в какой-то степени условно. Однако для современного человека важнее не арифметический подсчет, а осознание, что Декалог — это единое, целостное послание о двух видах любви.

Первые четыре «слова» — о любви к Богу и установлении вертикали, фундамента бытия. Последние шесть — о любви к ближнему, о справедливых и честных горизонтальных отношениях. Разве можно построить прочные, добрые отношения с окружающими, не имея в сердце твердого фундамента в виде веры и ответственности перед Высшим Началом? И может ли быть искренней любовь к Богу, которая не выражается в любви и справедливости к ближнему?

Вот главная тайна, которая заставляет нас вновь и вновь возвращаться к этим древним, но вечно актуальным «Десяти Словам». Может быть, пора нам заново открыть их для себя — не как набор разрозненных правил, а как целостную систему жизни?

Ставьте лайк,если зашло. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую историю. Вас ждёт ещё много мощного контента!