В апреле 1241-го года в Моравии встретились две монгольские армии, которые разоряли венгерские и польские земли. Так как это были владения Чешского королевства, а последнее входило в состав Священной Римской империи, для отражения угрозы в Нюрнберге собрались светские и духовные князья. Папа Григорий IX объявил о крестовом походе, который возглавил германский король…
Давайте расскажем, что же тогда случилось.
Не вполне понятно, какие цели были определены на курултае 1235-го года. Но после того, как в ходе Западного похода монголов были подчинены Булгария, половецкая степь и Русь, три или четыре тумена во главе с Мункэ и Гуюком отправились обратно в Монголию.
По всей видимости, в Венгрию и Польшу Батый и Судубай отправились на свой страх и риск. В распоряжении у них были относительно скромные собственные силы Золотой Орды. Поэтому были поставлены только ограниченные и реально достижимые цели: наказание половцев, разведка и грабежи по пути.
Именно поэтому Батый поначалу не нападал на венгерского короля Белу IV, а отправлял ему письма о подчинении. В 1238-м году сходный ультиматум был зачитан в полевом лагере императора Фридриха IIв Ломбардии. Тот пошутил, что с радостью признает великого хана своим сюзереном, при условии, что тот назначит его сокольничим.
Вместе с тем, император, который был отлучен от церкви римским папой и не собирался покидать Италию, призвал князей к сопротивлению. И отправил им инструкции, которые, по его мнению, могли помочь победить монголов. В том числе, советовал для этого активнее использовать тяжелую кавалерию и арбалеты. Венгры после своего разгрома в битве при Шайо придут к тому же решению.
Как всегда, впереди монголов бежали военные слухи. Матвей Парижский, англичанин, несмотря на прозвище, утверждал, что монголы на самом деле одно из потерянных израилевых колен. Заявлял, что евреи отправляют им оружие из Германии в винных бочках, а в самой Европе отравляют бочки с вином. На этом основании начались погромы…
На самом деле, монгольский царевич Байдан после своей победы в битве при Легнице, переступил границу и разорил земли Мейсена и лужичан по пути к Эльбе. После этого он повернул на юг, где встретился в основным войском Батыя, которое разоряло Моравию и Богемию.
Однако, монголы не нападали на крепости и избегали серьезных боев. Подальше от кочевников держались и европейские рыцари, поскольку дважды закончилась катастрофой их попытка навязать монгольской армии ближний бой. Поэтому все военные действия монголов в Германии ограничились разорением сельской местности. Крестоносная армия под руководством германского короля Конрада IV была распущена, поскольку угроза, казалось бы, миновала.
С апреля до начала зимы 1241-го монголы не предпринимали против немцев активных действий. Мало что изменилось даже после того, как лед сковал Дунай. Батый и главное войско по-прежнему воевало в Венгрии, занимаясь захватом городов на северном берегу реки. Лишь малые отряды без Чингизидов в качестве руководства время от времени прорывались на австрийские и саксонские земли. В настоящее время высказана версия, что они не имели намерения нападать на Священную Римскую империю, а просто гоняли сбрендивших от паники половцев, которые не имели руководства после смерти хана Котяна. Так или иначе, самый дальний их таких набегов был прекращен немцами в 8-ми километрах от Вены.
Но затем в ставку Батыя пришли вести, что в Монголии скончался великий хан Угедэй. И правитель формирующейся Золотой Орды был вынужден уйти в половецкие степи. Сам на родину он не вернулся, но отправил туда своих младших братьев, чтобы те поучаствовали в выборах нового государя.
Несмотря на то, что в Германии с монголами крупных сражений не было, слухи о победе над ними германского короля разошлись от Армении до Испании. Сразу на нескольких языках было написано, как язычники были повержены христианами.