Найти в Дзене
Pandaway

−58% за год: Россия потеряла статус главного рынка для китайского автопрома

Китайская ассоциация пассажирского автотранспорта (CPCA) отчиталась: за январь–сентябрь в Россию отправлено 357 700 готовых автомобилей — это минус 58% к прошлому году. Россия больше не главный рынок экспорта для Китая: Мексика — 410 700 машин, ОАЭ — 367 800. РФ опустилась на третье место. Для сравнения с предыдущими периодами. До начала СВО, в 2021, китайские марки продали в России 115 700 авто (около 7% рынка). Затем начался резкий рост: экспорт в РФ — 163 000 (2022), ≈950 000 (2023), 1,158 млн (2024). В 2023-м продажи китайских брендов в РФ превысили 500 000 и приблизились к 50% доли. В 2025-м картина развернулась: за январь–сентябрь продажи китайских независимых брендов — 576 000 (почти вдвое меньше год к году), общий рынок РФ — 1,014 млн (−25%). Корректировки в таможенном оформлении стали одним из ключевых факторов. С осени 2023 коммерческий утильсбор повышался несколько раз. Ценовое преимущество импортёров оказалось сведено к минимуму. Высокая ключевая ставка привела к дорогим ав

Китайская ассоциация пассажирского автотранспорта (CPCA) отчиталась: за январь–сентябрь в Россию отправлено 357 700 готовых автомобилей — это минус 58% к прошлому году. Россия больше не главный рынок экспорта для Китая: Мексика — 410 700 машин, ОАЭ — 367 800. РФ опустилась на третье место.

Для сравнения с предыдущими периодами. До начала СВО, в 2021, китайские марки продали в России 115 700 авто (около 7% рынка). Затем начался резкий рост: экспорт в РФ — 163 000 (2022), ≈950 000 (2023), 1,158 млн (2024). В 2023-м продажи китайских брендов в РФ превысили 500 000 и приблизились к 50% доли. В 2025-м картина развернулась: за январь–сентябрь продажи китайских независимых брендов — 576 000 (почти вдвое меньше год к году), общий рынок РФ — 1,014 млн (−25%).

Корректировки в таможенном оформлении стали одним из ключевых факторов. С осени 2023 коммерческий утильсбор повышался несколько раз. Ценовое преимущество импортёров оказалось сведено к минимуму. Высокая ключевая ставка привела к дорогим автокредитам. Только в I квартале 2025-го закрылись 274 автосалона, из них 213 — дилеры китайских марок.

В материалах к IPO Chery прямо указывает: рост утильсбора в России «съел» часть маржи, поэтому компания сокращает масштаб присутствия, продаёт часть активов и перенастраивает сети до 2027 года. Это первый крупный сигнал от производителя из «первого эшелона» о долговременной корректировке стратегии в РФ.

Контекст усиливается календарём: с 1 декабря 2025 года вступает в силу обновлённая методика с повышенным коммерческим утильсбором. Для импорта это означает дальнейший рост совокупных издержек: итоговая цена у дилера включает не только пошлины и логистику, но и «утиль», который теперь сильнее дифференцирован по характеристикам автомобиля.

Связка «падает маржа — растёт утильсбор» толкает бренды к одним и тем же решениям: меньше объёма, больше адресности по моделям и поставкам; пересмотр линейки под новые коэффициенты; закрытие «слабых» точек продаж и консолидация дистрибуции. Шаг Chery — показатель того, что на первом плане — защита прибыли.

Экспортные потоки перераспределяются. Матрица предложений станет уже, сроки поставок — длиннее, а акцент сместится к версиям, лучше проходящим по коэффициентам. На место России в качестве главного направления для китайских машин выходят другие страны. Итог по году, вероятно, закрепит Россию в тройке направлений, но без прежних сверхобъёмов 2023–2024 годов.

#pandaway #shortnews #Россия #Китай #экспорт #авторынок #CPCA