Порой люди легкомысленно относятся к действиям в интернете: публикуют непроверенную информацию, чужие фото или рисунки. Такие непродуманные действия приводят или к судебным искам о нарушении авторского права, или к штрафам, или… остаются без последствий, если повезет.
В этой статье остановимся только на гражданской ответственности, которая влечёт финансовые потери. А последствия в виде тюремного срока и уголовной судимости подробно разберем в следующей статье. Там будет необычный кейс, когда студент Франц (имя изменено) получил уголовную судимость за пересылку фотографии в личном сообщении другому человеку! Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Риск первый. Фотографии.
Самый простой способ получить неприятности – это опубликовать в интернете чужую фотографию. И даже не обязательно фото человека, а просто какой-нибудь пейзаж или что-то другое. У фотографа возникают авторские права на свои фото. Распространять его фотографии другим людям нельзя без его согласия.
Если автор фотографии заметит, что его снимки гуляют по интернету или, вообще, используются там для коммерческой деятельности, он вправе взыскать с того, кто опубликовал фото компенсацию размером до 5 миллионов рублей.
Не каждый фотограф тщательно следит за судьбой своих фотографий, но есть и такие, кто мониторит пространство и постоянно судится с нарушителями. Таким образом, зарабатывает на незнании Закона другими.
Фотографии на маркетплейсах
Сейчас, в условиях быстрого развития интернет-торговли наметилась тенденция использования продавцами на маркетплейсах фотографий товаров своих конкурентов. Продавцы просто берут и размещают фото других селлеров в своих карточках, если продают такой же товар.
Продавцы, которые заказывали фотосессию своих товаров и платили деньги фотографам недовольны. Они активно направляют претензии конкурентам, которые взяли их карточки товаров и судятся с ними. В основном, такие суды заканчиваются успешно, удается взыскать денежную компенсацию и добиться удаления заимствованных изображений с маркетплейса.
Риск второй. Изображения людей.
От фотографий товаров перейдем фото людей. Помимо того, что нужно считаться с авторством самого фотографа, для их публикации необходимо заручаться согласием человека, если он есть на фото. Это касается и размещения в интернете или, например, на билборде в наружной рекламе. Главный критерий, что изображение может быть доступно неопределенному кругу лиц.
Сам факт съемки человека на камеру не запрещен законодательством, а вот дальнейшая публикация требует его согласия. Наиболее предпочтительный вариант – это письменная форма. Подойдет и устное разрешение, особенно, если оно зафиксировано на камеру или диктофон.
В качестве согласия могут трактоваться и действия человека. Например, он активно позировал при съемке. В гражданском праве это называется конклюдентным действием. Также, можно не заручаться отдельным согласием, когда предусмотрена оплата за снимки. Это распространено, к примеру, в модельном бизнесе.
Можно совсем не спрашивать никакого согласия, если фото сделаны в публичных, государственных или общественных интересах, либо в открытых для посещения местах, где человек просто попал в кадр и не являлся целью съемки.
Нет чёткого юридического толкования общественного и публичного интереса, имеются только разъяснения Верховного Суда РФ на эту тему. А про государственные интересы даже и разъяснений нет.
Очевидно, что под публичным интересом понимается интерес к деятельности таких людей, как артисты, спортсмены и другие популярные личности, кроме сведений о их частной жизни. Например, опубликовать в соцсетях фото с концерта Киркорова вполне можно без его согласия. Он даже рад будет, что про него не забывают!
Можно свободно публиковать фотографии, которые сняты в открытых для посещения местах. Это парки, улица города, концертные залы, стадионы и даже торговые центры. Хотя охранники в ТЦ часто запрещают снимать.
Они ссылаются на то, что торговый центр является частной собственностью. Такой запрет не законный. Торговые центры и отдельные магазины – это общественные места, не зависимо от формы собственности. Снимать и фотографировать там можно.
Когда фотограф снимает в парке фонтан, а прохожие попали в кадр. Не нужно спрашивать у них разрешение для того, чтобы сделать пост в соцсетях. Эти люди на фото не являются основным объектом съемки.
Отдельная тема полицейские. По закону их деятельность открытая и гласная, поэтому снимать их можно, не получая согласия (ст. 8 Закона "О полиции"). Это не означает, что они всегда будут рады съемке. Часто они требуют как раз не снимать. Не стоит вступать в конфликт из-за этого. Противодействие полиции может привести к серьезной ответственности.
Что делать, когда ваше фото разместили в интернете и не спросили разрешение? Закон предлагает один вариант действий – требовать удаления этого изображения. Каких-либо автоматических денежных компенсаций не предусмотрено.
При отказе на требование удалить из интернета несогласованную фотографию придётся обращаться в суд. Возможно, удастся дополнительно взыскать в суде моральный вред. Как правило, это сложно и не быстро.
Риск третий. Персонажи.
Но не только чужие фотографии рискованно размещать в интернете. Получить серьёзный судебный иск можно за неосторожное использование любой интеллектуальной собственности, на которую нет прав. Самый яркий пример – персонажи произведений.
Они являются основными действующими лицами. Их придумывает автор. Причем, он может взять за основу реального человека или полностью выдумать абстрактное существо с фантазийными признаками.
Из реальной практики мне запомнился один забавный случай. В Москве частная кондитерская компания пекла красивые яркие торты. Каждый торт выглядел нестандартно в форме какого-либо предмета.
Однажды, на своем сайте они разместили для продажи торт под названием «Строитель» в виде двух персонажей из телевизионной передачи «Наша Russia». Помимо обычных покупателей контрольную закупку произвели представители телеканала, где ранее вышла эта программа.
Она направили претензию в кондитерскую, где требовали существенную компенсацию и грозили обратиться в суд. В ходе переговоров стороны разрешили инцидент в досудебной порядке. Кондитерская выплатила компромиссную компенсацию за использование этих персонажей и судебного разбирательства не последовало.
Это пример, когда удалось договориться. Так случается не всегда. Предприниматели, которые получают претензии от правообладателей о незаконном использовании персонажей часто их игнорируют.
Использование персонажей может быть самым разным. Чаще всего изготавливаются игрушки в виде героев мультфильмов. Или их изображения наносятся на товары. Если правообладатель не давал разрешение на такие действия, то продажа игрушек и товаров является незаконной.
Студии, которые создали мультфильмы или телепередачи очень недовольны, когда из персонажей извлекают прибыль без их согласия. Например, Союзмультфильм активно судится с нарушителями по всей стране, даже, когда сумма проданных товаров с изображениями невелика.
Скорее всего такими действиями Союзмультфильм хочет показать, что не будет мириться даже с незначительной эксплуатацией его персонажей. Понять такой подход вполне можно. Создание анимационных, да и любых других экранных произведений требует значительных денежных затрат.
Как продавцу на маркетплейсе избежать рисков?
Что же делать предпринимателю, чтобы не получить огромный иск? Мой знакомый продавец Егор реализует на маркетплейсах пищевые добавки для животных. Он посоветовался со мной и совершил ряд верных действий для оформления карточек товара и онлайн магазина в целом, чтобы не нарушить авторские права.
Он скачивал фотографии для карточек товаров со стоковых сайтов, которые предоставляют свободную лицензию для использования фото и видео в том числе в коммерческих целях. Существуют как бесплатные стоки, так и с приемлемой стоимостью подписки.
Также он организовал фотосессию и видеосъемку некоторых предметов и людей. Подписал с фотографом договор на отчуждение исключительных прав на весь полученный контент. А с моделями, которые участвовали в съемке, подписал соглашение, что они позировали за оплату.
Для классного оформления онлайн магазина на маркеплейсе Егору понадобился фрагмент из чужого видео, которое ему понравилось. Он нашел автора видео в интернете и оформил с ним лицензионный договор. Теперь отрывки из этого ролика можно законно использовать для продвижения своих товаров.
Теперь, когда всё сделано правильно, оформлены нужные документы, Егор может не беспокоится о внезапных претензиях и долгих судебных разбирательствах. Рисковать из-за чужих фото из интернета не его путь. Он сосредоточился на развитии бизнеса.
Автор статьи - Владислав Татаринов