Несколько слов в предисловии. Это довольно тяжелый философский текст для людей, погруженных в тему мироздания, теософии, антропософии, вед, торы и т.д. Если он не подходит вам, то по ссылке вы найдете более простые пояснения и объяснения в других подборках нашего канала. Если все же вам интересно пофилософствовать, то давайте поразмышляем об Истоке всего. Итак:
Абстрактный Исток всего и вся выходит за пределы человеческого разума, не умеющего пока мыслить в логике более высокого порядка, однако нет оснований не рассуждать на эту тему в доступной человеку парадигме.
В классическом понимании Исток отражается в сознании как абсолютная Пустота, из которой все произошло. При этом возникает вопрос: как такое может случиться, если Пустота абсолютно пуста и ничего из себя выделять не может?
Абсолютная Пустота не проявляет себя ни в одной мерности по причине их отсутствия и определяется через свою абстрактную противоположность – абсолютную Полноту (иначе называемую Абсолютом), которая, в свою очередь, проявляется во всех мыслимых и немыслимых мерностях, полный перечень которых также недоступен наблюдателю.
Из этого следует, что Абсолют включает в себя все существующее, в том числе и абсолютную Пустоту, как единство со своей противоположностью.
Рассматриваемая дуальность воспринимается человеком как предельно широкие альтернативы: ничто или все, тьма или свет, материя или сознание и т. п.
Этот тезис можно проиллюстрировать логической метафорой взаимодействия «истины» и «лжи». В математической логике это не физические объекты, а абстрактные значения, они определяют друг друга через отрицание, но находятся в единстве.
Взаимодействие Пустоты и Полноты возможно только в рамках этой дуальности. Природа такого взаимодействия может рассматриваться как импульс одной противоположности в сторону другой.
Иллюстрацией сказанного является взаимодействие бесконечности и нуля. Ноль и бесконечность взаимно определяют друг друга: "Любое Число" / ∞ = 0 и "Любое Число" / 0 = ∞, где бесконечность не является числом, а есть концепция безграничного увеличения, ноль же не является отсутствием, а есть математическая абстракция.
Таким образом, все существующее проявляет себя в пределах абсолютной Пустоты и абсолютной Полноты, включая сами пределы, все возможные измерения, процессы, категории, состояния и саму логию и софию изложения. Иначе говоря, все существующее несет в себе отражения Пустоты и Полноты.
Этот тезис можно проиллюстрировать метафорой: «Стакан наполовину пуст, но в то же время и наполовину полон» или математической абстракцией, где произведение ∞ и 0 может давать любое число;
Взаимодействие дуальности Истина-Ложь порождает всё множество логических операций также как взаимодействие Полнота-Пустота порождает все бытийное.
Продолжая рассуждение можно предположить, что Пустота пуста, поскольку никак себя не демонстрирует в человеческом понимании, но содержит в себе скрытые возможности наполнения или потенциал проявления Полноты. Равно как и Полнота, проявляет себя во всех мыслимых и не мыслимых измерениях, но содержит в себе скрытые возможности потери или потенциал проявления Пустоты. А раз такт то разность потенциалов образует поле, которое можно назвать Элиофоном всего проявленного и не проявленного.
Образно этот тезис представлен восточной аллегорией Инь и Янь, где взаимодействующие две ипостаси энергии Ци, содержат в себе частичку (в виде точки) своей противоположности.
А раз есть разность потенциалов, то есть и поле, или энергия (как возможность взаимодействия), что можно назвать Элиофоном всего проявленного и не проявленного.
Полнота, стремящаяся к Абсолюту, не может допустить отсутствие чего либо, пусть даже и в своей противоположности Пустоте. Таким образом, обосновывается импульс наполнения Пустоты со стороны Полноты.
Этот Великий Импульс есть первая воля, реализующая намерение проявиться в новом качестве. Это не механическое движение, а мета-воля к бытию, с которой сворачивается Полнота в Пустоту. Это и есть изначальный акт Творения — мост между Полнотой и Пустотой.
Но, с другой стороны, Пустота не может допустить присутствие чего-либо и стремится исторгнуть из себя все ей переданное. Таким образом, обосновывается импульс Пустоты в сторону Полноты.
Этот импульс превращает Пустоту в поле возможностей, исторгает из нее энергетические и смысловые формулы, прообразы, энергетические токи, начинает развёртывание творимых миров, проецируя структуры и смыслы во множественные формы Бытия.
Присутствие описанных полярностей и импульсов обосновывает круговорот, который принято называть существованием, присутствием или Бытием.
Иначе говоря, мерности Полноты определяются Бытием, а Бытие запускается из Пустоты.
Раз наблюдается потенциал действия, то он также должен иметь свои пределы, определяемые не иначе как один через другой и являющиеся полярными потенциалами друг друга, например: Постоянство-Изменение.
Рассматриваемая дуальность воспринимается человеком как предельно широкие альтернативы: быть или не быть, движение или покой, активность или праздность и т. п.
Этот тезис также можно проиллюстрировать математической метафорой предельного перехода. Функция f(x) при x → ∞ стремится к некоторому пределу, при x → 0 функция стремится к противоположному пределу при том, что сами пределы недостижимы, но определяют всё пространство функции. Любая точка функции несет в себе влияние обоих пределов, движение к одному пределу автоматически означает удаление от другого и сами пределы существуют только в отношении друг к другу.
Проявление потенциалов Постоянства и Изменения реализуется через действие с разной интенсивностью и качеством, называемое Творением.
Поскольку наблюдаются Бытие и Творение, то возникает необходимость определения: кто делает, что делает, зачем делает, как делает, когда делает, где делает, из чего делает и что из всего этого получается.
Однако поскольку Исток является причиной всего перечисленного, то в нём такие потенциалы должны быть заложены как принцип или как максима, задающая общую установку по отношению к Бытию и Творению.
Иначе говоря, в рассмотрение должны быть введены потенциалы пространства, времени, целеполагания, объектности, субъектности, процедурности. Однако эти мерности выходят за пределы метафизической концепции Истока и здесь ограничимся лишь констатацией присутствия таких потенциалов.[1]
Подводя промежуточный итог приведенным выше рассуждениям, можно констатировать, что не наблюдается ни начала, ни конца, как события или точки, но существует непрерывный, круговорот метаморфоз всего существующего посредством Творения, отраженный в Бытии как изменение мерностей Полноты и ее проекции в противоположное – Пустоту, протекающий с разной степенью интенсивности во всех известных нам пространственных, временных, целевых, объектных, субъектных, процедурных, а также в мерностях, нам еще не известных.
Этот тезис можно проиллюстрировать топографическим образом ленты Мебиуса или бутылки Клейна, где внутреннее и внешнее непрерывно переходят друг в друга, нет начала и конца, нет абсолютной точки отсчета, невозможно определить, где заканчивается одно и начинается другое.
Для анализа и декомпозиции любого циклического процесса, его следует мысленно рассечь и определить начальное звено рассмотрения, для чего условно определим в качестве Истока импульс Пустоты в сторону Полноты.
Вернемся к классическому пониманию Истока как абсолютному отсутствию чего-либо вообще, и вопросу достижимости такой абсолютной Пустоты.
Сказанное порождает сомнения в абсолютной пустоте Истока, и порождает гипотезу, что в любой условной точке Вселенной или в самых больших глубинах Пространства и Времени Исток присутствует в непроявленной форме.
Будем считать, что Исток пуст в силу отсутствия возможности зарегистрировать наличие в нём какого-либо присутствия, но это вовсе не значит, что он не содержит скрытых потенциалов проявления.
Косвенное подтверждение указанного тезиса приводит квантовая теория, утверждающая, что любая бесконечно малая субстанция содержит в себе скрытую информацию обо всем многообразии, включая все его состояния.
Абсолютная Полнота, в классическом понимании есть полнота во всём, а значит полная обездвиженность. Равно как и абсолютная Пустота есть полное отсутствие всего, а значит также полная обездвиженность.
Поэтому, если есть хоть малейшее движение или отсутствие чего-либо, то это уже не абсолютная Полнота, равно как если есть малейшее движение и присутствие чего либо, то это уже не абсолютная Пустота.
Для абсолютного покоя нужно абсолютное равновесие, то есть абсолютный баланс, что вряд ли возможно, поскольку во всем с существующем слишком велико разнообразие факторов Бытия, выводящих систему из равновесия.
Косвенным проявлением этого тезиса можно считать закон нарастания энтропии в терминах статистической механики, то есть возрастания степени неопределенности замкнутой системы при потере информации о предшествующих ее состояниях.
На этом основании от абсолютных категорий мы должны отказаться, определив их как недостижимые экстремумы или философские категории абстрактного мышления.
К Полноте можно идти только из какого-то Бытия – только оно и может её наполнять. Бытие, это всегда какое-то Творение, что всегда какое-то движение, какая-то эволюция (или инволюция). Если же Творение обездвижено, то оно прерывает путь к Полноте.
Каков характер такого движения, оно условно линейно или условно циклично? Исходя из того, что Бытие, так или иначе, влияет на качество Полноты, а полнота стремиться запустить новое Творения «инвестируя» свой потенциал в Пустоту, можно предположить наличие обеих характеристик процесса.
Такое движение происходит в закрытой или открытой системе?
Поскольку Полнота и Пустота воспринимаются как Единая Суть, но разные её стороны, логично допустить, что путь от Пустоты к Полноте и обратно, это путь в замкнутой системе.
То есть, совершается путь от Пустоты через Бытие к Полноте, который опять возвращается к Пустоте.
Пустота оказывается другой стороной Полноты, равно как и Полнота – другой стороной Пустоты, а между ними находится замыкающий бытийный круговорот их условный не бытийный внутренний портал, через который в Пустоту и проходит перетекание потенциала Полноты.
Иначе говоря, присутствует внутренний процесс, противоположный Бытию, сворачивающий все многообразие Полноты до потенциалов или кодов Пустоты, как бы в условную потенциальную точку.
Косвенным проявлением этого тезиса можно считать теорию сингулярности в философии, математике, космологии, гравитации, технологии, как вырождение многообразия при его проекции в среду с меньшим количеством мерностей.
Но если циклы круговорота от Пустоты к Полноте и обратно ходят в замкнутой системе, как бы по кругу, то какой смысл в таком сизифовом процессе? К чему тут можно стремиться? К тому, чтобы пойти на очередной круг? Ну, это так себе цель.
Но как же тогда Полнота может стать маяком, к которому стремится развивающееся Бытие, проистекая из Пустоты? Значит должно происходить какое-то изменение потенциала Пустоты и мерности Полноты.
Можно образно предположить, что циклы эти идут не по кругу, а фактически по круглой спирали, расширяющейся в векторе от Пустоты к Полноте, так как уровень наполнения Полноты постоянно возрастает за счет Бытия.
Можно также предположить и обратный сужающийся процесс в векторе от Полноты в сторону Пустоты, как обратный Бытию или внутренний портал, упаковывающий многообразие Полноты в потенциал или код Пустоты.
Полнота может постоянно питать потенциал Пустоты за счет полученных энергий от Бытия. То есть, по сути, Полнота питает другую сторону самой себя.
Пустота по самой своей сути стремится оставаться пустой – это есть его неистребимая потребность. А потому всё, что в нее попадает, она пытается немедленно исторгнуть из себя в Бытие.
Полнота по своей сути стремится оставаться полной во всем, включая все предшествующие и последующие ее состояния, а потому стремится наполнить Бытие новым качеством через увеличение потенциала Пустоты.
Если Полнота проецируется в Пустоту и следом исторгается оттуда, то присутствует импульс Истока, с которого условно начинается Творение (вернее – продолжается).
Но если частица Полноты проецируется в Пустоту, то она несёт в себе и максимально мощные и всё более совершенные свернутые мерности – Коды Полноты. В условиях Пустоты эти Коды немедленно переходят в состояние потенциала, так как в Пустоте они проявиться не могут.
Но если Пустота, желая оставаться пустой, немедленно выталкивает из себя любую каплю чего бы то ни было, то эта капля уже оказывается в другом качестве свернутых кодов.
Выйдя из Пустоты, любая условная точка имеет потребность (заданную Кодом) вернуться в состояние Полноты, а значит, она запускает Бытие и Творение.
А дальше процесс Пред-Творения направлен на новое раскрытие исторгнутых Пустотой свернутых кодов, а дальнейший процесс Творений направлен на постепенное включение этих Кодов до максимальной их реализации через Бытие, вплоть до состояния материальной реальности.
Выйдя из Полноты, та же условная точка меняет потребность на противоположную и хочет родиться снова, то есть, попасть в состояние Истока.
Таким образом, нет запускающего существование начального звена, но есть не имеющий объективных границ процесс метаморфоз всего сущего, где причины и следствия порождают и перетекают друг в друга.
Всё остальное, что мы будем объяснять о Бытие, все Творения, все Мироздания, будут следствиями и комментариями к описанному здесь процессу.
И ещё получается, что в основе процесса метаморфоз всего существующего всё-таки лежит единство полярности Пустота-Полнота.
Мыслители прошлого осознавали Исток имея человека в центре своих рассуждений и, подобно Сократу, периодически задавали себе вопрос: «Откуда все взялось?» Однако при этом они пытались осознать этот источник в пространстве и времени, как объект, субъект, процесс или состояние, что логически не верно, поскольку все эти измерения тоже должны были откуда-то проистекать.
В даосизме абстрактная пустота – изначальная вселенная УЦЗИ (У-ничто, ЦЗЫ верх, крыша), понимается как причина всего, заполняющего до высшего предела ТЫЙЦЗЫ.
В буддизме пустота (ШУНЬЯТА) понимается как абсолютное единство реальности, в котором одно обусловлено другим, которое, в свою очередь, обусловлено третьим. То есть замкнутая бесконечная причинно-следственная цепочка, пространственно-интерпретируемая лентой Мебиуса или бутылкой Клейна.
Демокрит в споре с Парменидом (утверждавшим, что все постоянно, а изменения лишь иллюзия), определят пустоту как необходимое абстрактное пространство для движения субстанций, тем самым обеспечивая существование материи.
Аристотель считал, что абсолютной пустоты не существует, но существует условное пространство для расположения всего.
Лао Цзы определят ДАО (путь), как воплощающее качество пустоты и потенциал всех проявлений.
Стоики воспринимали пустоту как то, что находится за пределами квартета нематериальных сущностей и связано с ними напряжением или симпатией.
Теологи и богословы (в частности, Фома Аквинский) отрицают пустоту, как противоречащее существованию Всевышнего.
Астрономы обнаружили войды (пустоты) между галактическими нитями (нитевидными скоплениями галактик).