В этой части у нас пойдет речь о трех рассказах из книги «Рассказы путешественника», именно, «Врата Дьявола», «Пират Кидд», «Дьявол и Том Уокер», объединенных общим заголовком «Кладоискатели».
Все эти рассказы являются, в сущности, городскими легендами достославного Манхеттена, старого Манхеттена, еще голландского, положенными на бумагу одним из его уроженцев, старожилов и патриотов, патриархом американской литературы, Вашингтоном Ирвингом. Ибо можно основательно предположить, что под именем Дидриха Никербокера, на авторство которого ссылается писатель, он сам и скрывается. Очевидно, что именно Ирвинг, а не неведомый нам Никербокер, провел детство на живописных берегах Гудзона, обрамленных скалами, изрезанных узкими бухточками, скрытыми в тени деревьев, придающих им дикий и таинственный вид. Впечатления коего и вылились по прошествии времени в предлагаемые нашему вниманию повести.
«Эти места были для меня страною сказки и вымысла, чем-то вроде Пролива Чудовищ у древних. В дни моего детства с этими потаенными уголками связывалось бесчисленное множество легенд и преданий, повествовавших о пиратах, духах, контрабандистах и зарытых сокровищах; эти предания пленяли мое воображение и воображение моих юных спутников».
Наверное, у каждого мальчика, кому посчастливилось провести детство в подобном месте, на всю жизнь сохраняется счастливая вера в чудеса. По сию пору, когда «не так уж бьется сердце, тронутое холодком», приезжая в прекрасный южный город на берегу Черного моря, где прошло мое детство, не без душевного трепета поднимаюсь по крутой извилистой улочке на Горку, на плоской вершине которой, застроенной красивыми, сталинского ампира, домами, и располагалась во времена моего детства таинственная сказочная страна. А Петропавловский собор, выстроенный в классическом античном стиле радением адмирала Михаила Петровича Лазарева, что и ныне стоит на своем месте, на краю небольшого тенистого сквера, представлялся мне обителью жутких тайн, а так же их хранителей, могущественных, но очень добрых по отношению к маленьким мальчикам, существ.
Однако, возвращаемся к Ирвингу.
«Врата Дьявола» – это своего рода пролог дальнейших событий, так сказать, введение в старинный мир преданий о каперах, буканерах, флибустьерах и прочих жестоких морских разбойниках, зарывающих награбленное в строгом соответствии со своим пиратским уставом; о кладах и призраках, их хранящих; и о тех несчастных, что сделали поиски кладов своим ремеслом, и их злоключениях.
Следующий рассказ – «Пират Кидд»: название говорит само за себя. Именно о пирате Кидде, его громкой карьере и его бесславной кончине здесь и идет речь. Я прочитал эту хронику не без удовольствия, и считаю своим долгом ответить на один вопрос, который вы себе обязательно зададите; даже вне зависимости от того, решитесь вы прочесть это сочинение или нет.
Вот этот вопрос: почему Кидд явился одним из действующих лиц сочинения Ирвинга? Тем более, что в рассуждении хронологии его подвиги отделены от приключений кладоискателей дистанцией приблизительно лет в сто?
Ответ: во-первых, именно Новые Нидерланды со своей столицей Манхеттеном, отнятые Англией у Голландии, где и разворачиваются события, описанные в «Кладоискателях», сделались тогда «пристанищем всякого рода авантюристов, бродяг и вообще любителей легкой наживы, живущих своим умом и ненавидящих старомодные стеснения со стороны Евангелия и закона», а Кидд был далеко не последним из них (забавно, что его карьера пирата началась с того, что власти провинции наняли его именно для борьбы с обнаглевшими разбойниками, предоставив в его распоряжение хорошо вооруженный военный корабль, носивший название «Приключение», и соответствующие полномочия); и во-вторых, этот Кидд и зарыл где-то на берегу Гудзона награбленные сокровища прежде чем его поймали, отправили в метрополию и предали скорому и справедливому суду – эти-то сокровища и не давали покоя нашим кладоискателям, героям следующих рассказов.
Между строк. Какой же все-таки удалец, эта Англия! На любой карте мира ее легко закрыть мелкой монетой, а какое влияние на процессы! Какая алчность, какая наглость, какая беспринципность, какая предприимчивость, какая отвага! Какой проходной двор: кельты, римляне из Рима, англы и саксы из Германии, викинги из Норвегии и Дании, норманны из Нормандии… Возможно, я кого-то и упустил. А какой в результате этого смешения крутой замес на выходе: территория трудолюбиво выдаиваемых колоний в 400 с лишком раз превышала территорию метрополии, над которой действительно не заходило солнце. И по сию пору какое мощное влияние в мире при относительно скромных ресурсах! – что значит опыт в разведении кроликов, в роли которых оказывались страны с гораздо более крупным потенциалом, в том числе и Матушка-Россия.
«Дьявол и Том Уокер».И здесь название говорит само за себя: Ирвинг не любит наводить тень на плетень. По масштабу охвата человеческих страстей это, конечно, не Гёте, но сюжет совпадает: контракт между человеком и дьяволом. Колоритная внешность последнего настолько детально воспроизведена автором, что поневоле закрадывается мысль: каким образом это стало ему известно? Надо сказать, что герой наш был не из числа слабонервных горожан, изнеженных благоустроенным бытом, – привычка самому заботиться о собственных нуждах, а, паче того, многолетний опыт сожительства с исключительно сварливой женой, закалили его дух до такой степени, что он совершенно хладнокровно, даже с оттенком некоторой фамильярности, вступил в переговоры с сатаной.
На какую же приманку подцепил дьявол Тома? Разумеется, на обещание предоставить в его распоряжение клад старого пирата со всеми сокровищами, ибо испытывал к нему, к Тому, исключительную симпатию. Со стороны Тома требовался совершенный пустяк: в обмен на все возможные блага в настоящей жизни согласиться всего лишь на некоторую неопределенность в жизни будущей, которой, возможно, откровенно говоря, и не существует.
К чести нашего героя надо сказать, что раздумывал он довольно долго, и лишь мысль о том, что клад может достаться в чужие руки, а он уже считал его своим и даже прикинул, каким именно образом он пустит его в оборот, склонила его к согласию с дьяволом и подписанию соответствующего документа; не были обойдены и те малоприятные процедуры, кои неизменно подразумеваются во всех тех случаях, когда дьявол дарит свою благосклонность.
Вам, конечно, хочется знать, а что было дальше? Как выпутался наш герой из этой непростой житейской ситуации, и выпутался ли вообще?
Узнаете об этом, если прочтете рассказ.
Продолжение следует.