Найти в Дзене
Китайский специалист

Сергей Богдан, в неофициальной беседе о Як-130М

«Як‑130М? Да, видел. Даже посидел в кабине — не летал, но «пощупал» руками. Ну что сказать… Ребята из «Яковлева» не просто «нарастили» — они переосмыслили. Был самолёт для того, чтобы научиться летать. Стал — чтобы научиться действовать. Это разные вещи. Раньше курсант выходил из Як‑130 и получал шок на первом же занятии на Су‑35: «БРЛС? Целеуказание от РЛС с земли? Ракеты с активной ГСН?» — и всё это вместе, под перегрузкой, на пределе. А теперь — часть этой нагрузки можно снять ещё на этапе школы. Постепенно. Сначала — «воздух‑воздух» Р‑73/Р‑74, потом — управляемые бомбы, потом — интеграция в группу… Да, это не полноценный истребитель. Но и не «тренажёр на колёсиках». Это — мост. И мост должен быть прочным, но не из сталинградского бетона. Главное — не переборщить. Системы в кабине должны помогать, а не учить новому языку программирования. Я видел, как молодые пилоты замирают перед трёхэкранной панелью — не от страха, а от «куда тыкать?». Если в Як‑130М логика управления останется

«Як‑130М? Да, видел. Даже посидел в кабине — не летал, но «пощупал» руками.

Ну что сказать… Ребята из «Яковлева» не просто «нарастили» — они переосмыслили. Был самолёт для того, чтобы научиться летать. Стал — чтобы научиться действовать. Это разные вещи.

Раньше курсант выходил из Як‑130 и получал шок на первом же занятии на Су‑35: «БРЛС? Целеуказание от РЛС с земли? Ракеты с активной ГСН?» — и всё это вместе, под перегрузкой, на пределе. А теперь — часть этой нагрузки можно снять ещё на этапе школы. Постепенно. Сначала — «воздух‑воздух» Р‑73/Р‑74, потом — управляемые бомбы, потом — интеграция в группу… Да, это не полноценный истребитель. Но и не «тренажёр на колёсиках». Это — мост. И мост должен быть прочным, но не из сталинградского бетона.

-2

Главное — не переборщить. Системы в кабине должны помогать, а не учить новому языку программирования. Я видел, как молодые пилоты замирают перед трёхэкранной панелью — не от страха, а от «куда тыкать?». Если в Як‑130М логика управления останется «Яковлевской» — чёткой, интуитивной, с возможностью «отключить сложность» по кнопке — значит, сделали правильно.

А если ещё и «Президент‑С130» заработает так, как заявлено… ну, тогда можно будет не просто учить «как стрелять», а — как выжить. А это, извините, уже не подготовка. Это — вклад в живучесть авиации в целом

-3

Пока — осторожный оптимизм. Но с хорошим запасом доверия. Давайте дождёмся первых полётов с БРЭО. А там — посмотрим, как машина дышит под нагрузкой. Потому что в небе все секреты раскрываются сами…»