Найти в Дзене
Sputnik Грузия

От НАТО до Мюнхена: российский урок для Тбилиси

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Нино Скворцова в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как Грузия повторяет сценарий отношений Москвы с НАТО и ЕС, продолжая ожидать конструктивного диалога и предлагая формат равноправного партнерства. Когда я слышу, как «Грузинская мечта» убеждает, что можно дружить и с Европой, и с Америкой, мечтать о НАТО и при этом ни с кем не поссориться, у меня дежавю. Так уже рассуждали в Москве в начале 2000-х, когда казалось, что Россия вот-вот встанет в один ряд с Западом. Президент Российской Федерации Владимир Путин в начале своего президентства вполне допускал вступление России в НАТО: «Я не вижу в этом ничего невозможного», – говорил он в интервью британскому журналисту BBC Дэвиду Фросту в 2000 году. Через год он выступает в Бундестаге (парламенте Германии), говорит о России как о европейской стране и призывает строить общее пространство безопасности с ЕС. Позже действующий на тот момент президент Дмитрий Медведев мечтает о «модернизационном союзе» с вед
Сгенерированно с помощью ИИ ©Sputnik
Сгенерированно с помощью ИИ ©Sputnik

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Нино Скворцова в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как Грузия повторяет сценарий отношений Москвы с НАТО и ЕС, продолжая ожидать конструктивного диалога и предлагая формат равноправного партнерства.

Когда я слышу, как «Грузинская мечта» убеждает, что можно дружить и с Европой, и с Америкой, мечтать о НАТО и при этом ни с кем не поссориться, у меня дежавю. Так уже рассуждали в Москве в начале 2000-х, когда казалось, что Россия вот-вот встанет в один ряд с Западом.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в начале своего президентства вполне допускал вступление России в НАТО: «Я не вижу в этом ничего невозможного», – говорил он в интервью британскому журналисту BBC Дэвиду Фросту в 2000 году. Через год он выступает в Бундестаге (парламенте Германии), говорит о России как о европейской стране и призывает строить общее пространство безопасности с ЕС. Позже действующий на тот момент президент Дмитрий Медведев мечтает о «модернизационном союзе» с ведущими демократиями в статье «Россия, вперёд!». Казалось, еще немного – и Россия встроится в западную архитектуру, пусть и на своих условиях. Однако этого не случилось, и терпение Москвы лопнуло.

Президент России Владимир Владимирович Путин на конференции в Мюнхене 2007 года.
Президент России Владимир Владимирович Путин на конференции в Мюнхене 2007 года.

Сегодня «Грузинская мечта» продает очень похожую картинку: мы, дескать, можем брать деньги и преференции от ЕС, при этом спорить с Брюсселем по ценностям, говорить о «суверенной демократии» и все равно оставаться «любимым учеником» Запада. Параллельно уверять избирателя, что и НАТО не закрыто, просто «нужно время».

Российская история 2000-х подсказывает, чем заканчиваются такие иллюзии. Мюнхенская речь президента Путина в 2007 году стала публичным оформлением накопившихся обид – моментом, когда Москва вслух сказала: «Мы больше не играем по вашим правилам». Кризис в отношениях с Западом и последовавший разрыв в 2014 году превратили это недовольство в открытую конфронтацию и фактически заморозили сценарий «европейской России» по лекалам Запада.

Россия вошла в фазу разочарования, располагая значительными ресурсами, военной мощью и стратегическим запасом устойчивости. В случае Грузии такой подушки безопасности нет. Для небольшой южнокавказской республики ставка на иллюзорную евроатлантическую интеграцию на условиях «равноправного партнерства» превращается не в управляемый риск, а в пример политической недальновидности, чреватой последствиями масштаба выстрела себе в ногу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: