Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Творческий плагиат

У моей студентки случилась история: ее книгу переписали, чуть добавили отсебятины и выложили на литрес. Плагиатор у себя на странице выкладывал посты о том, как она переживает эту историю и все такое, потом занялась рекламой и привлечением читателей. Для автора эта история - автофикшн, это ЕЕ история не только в смысле выдумки, но и в прямом смысле ее жизнь. Когда автор обратилась к плагиатору, та признала, что действительно ей понравилась история и она решила ее переписать. Плагиатор сначала сделала в аннотации на литрес ссылку на автора истории, но затем убрала.. Когда автор спросила ее: как же так? - плагиатор ответила, что закон она не нарушала. Автор обратилась к адвокату, тот составил обращение в литрес и литрес удалил книгу плагиатора, автор.тудей тоже. Я безэмоционально пересказываю эту историю, но на деле она меня жутко задевает. Во-первых, такая незамутненность копирования возможна только при коллективном понимании творчества, которое нынче продвигается. Во-вторых, это возмож

У моей студентки случилась история: ее книгу переписали, чуть добавили отсебятины и выложили на литрес. Плагиатор у себя на странице выкладывал посты о том, как она переживает эту историю и все такое, потом занялась рекламой и привлечением читателей. Для автора эта история - автофикшн, это ЕЕ история не только в смысле выдумки, но и в прямом смысле ее жизнь. Когда автор обратилась к плагиатору, та признала, что действительно ей понравилась история и она решила ее переписать. Плагиатор сначала сделала в аннотации на литрес ссылку на автора истории, но затем убрала.. Когда автор спросила ее: как же так? - плагиатор ответила, что закон она не нарушала. Автор обратилась к адвокату, тот составил обращение в литрес и литрес удалил книгу плагиатора, автор.тудей тоже.

Я безэмоционально пересказываю эту историю, но на деле она меня жутко задевает. Во-первых, такая незамутненность копирования возможна только при коллективном понимании творчества, которое нынче продвигается. Во-вторых, это возможно при убежденности современных творцов "ничто не ново под луной, творить, то есть, создавать новое, невозможно". В-третьих, сегодня не модно давать ссылки на авторов, которыми вдохновились, мысли которых дали толчок, потому что 1) современные люди эгоцентричны (я сам все придумал и вся вселенная крутится от вихря моих мыслей вокруг меня) и 2) поток информации настолько велик, что мало кто отслеживает, откуда у него в голове та или иная мысль.

А еще, потому что я лично сталкиваюсь с плагиатом моих мыслей, но доказать это не могу (мне даже писать об этом неловко, я не считаю, что говорю нечто новое, просто классику проговариваю). Если ты пишешь нонфик, а не фикшн, это уже нечто более размытое - мысли о литературе, о мире. Когда мои курсы целиком скачивают и размещают в чатах или на специальных сайтах - это просто мошенничество. Но когда кто-то просто говорит моими словами, но по-своему - это сложно уловимо. Порой мне ссылки присылают подписчики, я просто пожимаю плечами, что тут скажешь. И да, я различаю, там где просто одна и та же идея, мысль пришла в разные головы одновременно, или когда общая тема, на которую высказываются люди кто-то в одном ключе, кто-то в противоположных. Я написала свою методику по психологии персонажа в книгу, потому что не нашла пока похожего подхода, хотя отдельные его элементы встречаю у разных авторов.

И я очень боюсь стать изобретателем велосипеда. С эдаким присущим мне пафосом и моей непрошибаемой самоуверенностью вещать "а я сказала новое слово", как другие, которые повторяют чужое. Я перечитала массу пособий по лит.мастерству, чтобы не облажаться, ну а вдруг. Я понимаю, что кто-то может также во мне сомневаться, как и я в себе: не может быть, чтобы кто-то сказал что-то новое, это уже слишком, в наш-то век. И поэтому так легко получится у человека использовать мои материалы. Сегодня это так легко. Настолько, что я сама боюсь стать такой нечаянно. Нечаянно - ключевой и страшное слово.

У нас с сестрой (а сестра - художник/иллюстратор) была подруга, которая раньше рисовала нечто своеобразное, а потом, не получив успеха, решила стать модной и стала рисовать трендовые мотивы. И она взяла и перерисовала парочку картин моей сестры, по-своему, конечно, даже не отдавая себе отчет в этом. Вот это - не отдавая себе в этом отчет, меня пугает. Для сестры темы "внутренних зверей", цирка имеют личное значение, хотя темы общие, для всех. Но подача, композиция, настроение, элементы рождены личным переживанием. Ты узнаешь переработку "своего" с первого взгляда каким-то звериным чутьем. Нет у нас подруги. Подруга не увидела ничего уникального в картинах сестры и не поняла, в чем был плагиат.

Еще современные творцы буквально не понимают, как соединяются техника и содержание, где граница и где взаимосвязь. Мне так нравится неразрешимость конфликта в фильме "Жена", где жена пишет книги по идеям и сюжетам мужа. Кто из них автор?

Творцы есть, куда ж мир без них, но общественная парадигма творчества настолько вывернута наизнанку, что в этой сфере может твориться дичь. Нечаянно. Неосознанно.