Найти в Дзене
Digital Caramel

Михаил Балакин: «Купи биткойн!»

Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘‍♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны и тем интереснее их разнообразие. Сегодня наш гость – Михаил Балакин. Михаил – участник сообщества Digital Club и Head of EE & CIS в Xapads Media. Михаил, что для тебя понятие «мир Digital»? Ни дня в своей жизни я не работал вне digital – это среда, в которой я вырос как профессионал и как человек. Всё, что у меня есть – карьера, проекты, миллионы, друзья, жены и дети — так или иначе произошло благодаря этой сфере. Как ты попал в сферу Digital? Я в digital с 1998 года. В то время этого слова ещё почти никто не знал, а интернет считался игрушкой для техногиков. Мы со школьным другом основали первую в Нижнем Новгороде веб-студию. Случ

Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘‍♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны и тем интереснее их разнообразие.

Сегодня наш гость – Михаил Балакин. Михаил – участник сообщества Digital Club и Head of EE & CIS в Xapads Media.

Михаил, что для тебя понятие «мир Digital»?

Ни дня в своей жизни я не работал вне digital – это среда, в которой я вырос как профессионал и как человек. Всё, что у меня есть – карьера, проекты, миллионы, друзья, жены и дети — так или иначе произошло благодаря этой сфере.

Как ты попал в сферу Digital?

Я в digital с 1998 года. В то время этого слова ещё почти никто не знал, а интернет считался игрушкой для техногиков. Мы со школьным другом основали первую в Нижнем Новгороде веб-студию.

Случилось это так: мы, вчерашние советские школьники из закрытого городка, были ошеломлены тем, как интернет сносит границы и открывает мир. Нам очень хотелось в нём работать, но в Нижнем тогда не было ни одной интернет-компании. Пришлось создать свою.

Помню, мне настолько нравилось то, чем мы занимаемся, что даже было неудобно брать деньги с клиентов.  Я просто кайфовал от того, что мы наполняем интернет классным контентом, создавая сайты для всех крупных нижегородских бизнесов.  А за это ещё и платили. В чем подвох?

Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.

За четверть века в digital я успел побывать во всех ролях: от голодного стартапера до руководителя бизнес-подразделения в международной adtech-компании; от сотрудника корпоративного венчурного фонда до получателя инвестиций. Основал, руководил или, как минимум, наследил в проектах: m2media, ЛучшеNET, E-promo, incrdbl.games, Sociomantic Labs, Finstar Labs, Cityads, Getintent, Appnext.

Сейчас я — партнёр в adtech-компании с индийскими корнями Xapads Media, где отвечаю за бизнес в Восточной Европе и СНГ, и основатель проекта Mobinautica, где мы делаем детские развлекательные приложения с YouTube-звёздами вроде Vlad & Niki, Like Nastya и др. (≈ 70 млн установок).

В Xapads моя роль – бизнесовая: строю команду, отлаживаю процессы, обеспечиваю рост выручки. А в Mobinautica — я творец: идеи, продукт, UX, монетизация, креатив.

Какие слабые места ты видишь в digital-сфере в России на сегодняшний день?

Моя главная головная боль  – растущая государственная регуляция онлайн-рекламы. Все больше ресурсов уходит не на созидание, а на исполнение требований законодательства, отчетность и соответствие требованиям регулятора.

Добавляют проблем и блокировки технологических сервисов. Причём, неважно, кто их инициирует: государство или уходящие западные компании. Вместо того чтобы строить и улучшать, мы всё чаще «тушим пожары»: срочно ищем альтернативы или работающий VPN, меняем хостинг или переписываем код.

А замены почти всегда хуже, либо дороже. Или всё сразу. Это смещает фокус менеджмента и разработчиков с развития на выживание, снижает маржу и тормозит инновации.

Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?

В Xapads мы, насколько возможно, закрываем вакуум, оставшийся после ухода западных рекламных платформ. Благодаря нам российские разработчики приложений могут привлекать новых пользователей и оптимизировать закупки рекламы по ROAS.

А в целом остаётся надеяться, что здравый смысл победит. И административные барьеры, мешающие росту экономики, будут устранены.

На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективными в 2026 году?

В рекламе продолжит расти Retail Media. По ощущениям, в 2025 году рекламодатели уже потратили туда больше, чем во все остальные каналы цифровой рекламы вместе взятые. И нет предпосылок, что этот рост остановится.

Кроме того, единственный настоящий дефицит современной экономики – это внимание пользователя. Всё, что помогает его привлекать и удерживать – от фабрик контента до технологий персонализации, повышения ретеншена и лояльности — станет отличным бизнесом.

И, конечно, AI. Этот хайп никуда не уйдет. Мы только в самом начале большого пути. Я уверен, уже в следующем году мы увидим впечатляющий рост десятков новых бизнесов, которые невозможно было бы представить без ИИ.

Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?

Самым ценным и по-настоящему трансформирующим опытом для меня стала работа в Sociomantic. Это был яркий adtech‑стартап со штаб-квартирой в Берлине и офисами по всему миру, который позже купила британская Dunnhumby.

Я  запускал и развивал российский бизнес, и это был мой первый опыт работы в международной компании – с распределенной кросс-культурной командой, работающей по 25 странам.

Этот опыт открыл мне мир – не фигурально, а буквально. Я подружился с потрясающими людьми из digital‑индустрии в Германии, Нидерландах, Франции, США, Бразилии, Индии, Сингапуре, Турции. У каждого из них можно было научиться очень многому. Мы вместе работали, решали задачи, спорили, росли, бегали марафоны, пили отличное немецкое пиво на Octoberfest и танцевали до утра в ночных клубах Нью-Йорка.  Это было одновременно работой, университетом и кругосветкой.

До Sociomantic мой digital‑мир был очень локальным: максимум перспективы – переехать из Нижнего Новгорода в Москву. После – стал глобальным. И этот сдвиг мышления – от локального к глобальному, от «своих» ко «всем» – стал одним из главных поворотных моментов в моей карьере.

Поделись, пожалуйста, самым ценным советом, который ты когда-то получал и который принес тебе хорошие результаты.

Купи биткойн!

-2

Бывали ли у тебя в работе кризисы?  Как ты их преодолевал?

Важно понимать, что практически любой профессиональный кризис – это признак внутреннего роста. Он возникает в момент, когда окружающая реальность перестает соответствовать изменившемуся внутреннему запросу.

Как и у любого другого человека, у меня они случаются регулярно: раз в год – маленький, раз в пять лет – серьёзный. Главное – не зарываться в переживаниях и не продолжать двигаться по инерции, углубляя кризис еще сильнее.

Мой рецепт  –  взять паузу и уехать подальше на неделю‑две, полностью отключив коммуникации. Вырвать себя из рутины, выдохнуть, взглянуть на ситуацию со стороны.

Потом вернуться и последовательно менять то, что требует изменений. Составить четкий план и просто идти по нему, шаг за шагом.

Очень сильно помогает спорт. Я занимаюсь триатлоном, и он влияет не только на физическую форму, но и на ментальную устойчивость. Длинные тренировки лучше всякой медитации учат терпению, концентрации, умению проживать боль и скуку. Эти качества особенно полезны в период кризиса.

Перечисли, пожалуйста,  самые часто используемые приложения на твоем телефоне.

Telegram — чаты, сообщества, новости;

Garmin Connect + Strava — wellbeing и спорт;

Apple Podcasts – чтобы загрузиться новыми идеями;

Yandex Music — чтобы перезагрузить мозг;

Waze  — чтобы ориентироваться на кипрской местности .

Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?

Я думаю, что зарождающаяся AI-экономика может вскоре показать нам компании с миллиардной выручкой, где весь «штат» — это один человек, дирижирующий оркестром AI-агентов.

Но пока  –  один в поле не воин. Будь ты трижды Илон Маск – большой проект в одиночку не вытащить. Умение заражать своими идеями незнакомых людей, собирать вокруг себя команду сильных единомышленников, вдохновлять и двигать – это всё ещё необходимые навыки успешного предпринимателя.

Продолжи фразу: Россия – страна…

… огромного потенциала, но еще большей непредсказуемости.

Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

Я бы написал (и надеюсь, что даже напишу) сборник коротких историй и эссе, основанных на собственных наблюдениях и опыте. Без морализаторства, назидания и попыток кого-то чему-то научить.  Что-то в духе «Опытов» Монтеня, но актуальное для человека, живущего в XXI веке: с вечной нехваткой времени, дефицитом внимания и дергающимся глазом.

Какое воспоминание делает тебя счастливым?

Честно говоря, я не очень понимаю, как могут делать счастливым события из прошлого. Даже если они были яркие, значимые, позитивные – они уже прошли.

Меня делает счастливым совсем другое  – понимание, что впереди еще есть будущее:  есть идеи, есть смыслы и дорога, которой идти.

У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?

Я довольно давно пришёл к выводу, что у самурая нет цели — есть только путь.

И через 3 года, и через 10, и в любой другой момент времени я вижу себя идущим своим путём. Занимающимся проектами, которые искренне мне интересны. С партнерами, с которыми мне сейчас по пути.

-3

Какой финальный  вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?

Представь, что я его задала. Каким будет ответ?

42.

Читайте также:

Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.

Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈