Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны и тем интереснее их разнообразие.
Сегодня наш гость – Михаил Балакин. Михаил – участник сообщества Digital Club и Head of EE & CIS в Xapads Media.
Михаил, что для тебя понятие «мир Digital»?
Ни дня в своей жизни я не работал вне digital – это среда, в которой я вырос как профессионал и как человек. Всё, что у меня есть – карьера, проекты, миллионы, друзья, жены и дети — так или иначе произошло благодаря этой сфере.
Как ты попал в сферу Digital?
Я в digital с 1998 года. В то время этого слова ещё почти никто не знал, а интернет считался игрушкой для техногиков. Мы со школьным другом основали первую в Нижнем Новгороде веб-студию.
Случилось это так: мы, вчерашние советские школьники из закрытого городка, были ошеломлены тем, как интернет сносит границы и открывает мир. Нам очень хотелось в нём работать, но в Нижнем тогда не было ни одной интернет-компании. Пришлось создать свою.
Помню, мне настолько нравилось то, чем мы занимаемся, что даже было неудобно брать деньги с клиентов. Я просто кайфовал от того, что мы наполняем интернет классным контентом, создавая сайты для всех крупных нижегородских бизнесов. А за это ещё и платили. В чем подвох?
Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.
За четверть века в digital я успел побывать во всех ролях: от голодного стартапера до руководителя бизнес-подразделения в международной adtech-компании; от сотрудника корпоративного венчурного фонда до получателя инвестиций. Основал, руководил или, как минимум, наследил в проектах: m2media, ЛучшеNET, E-promo, incrdbl.games, Sociomantic Labs, Finstar Labs, Cityads, Getintent, Appnext.
Сейчас я — партнёр в adtech-компании с индийскими корнями Xapads Media, где отвечаю за бизнес в Восточной Европе и СНГ, и основатель проекта Mobinautica, где мы делаем детские развлекательные приложения с YouTube-звёздами вроде Vlad & Niki, Like Nastya и др. (≈ 70 млн установок).
В Xapads моя роль – бизнесовая: строю команду, отлаживаю процессы, обеспечиваю рост выручки. А в Mobinautica — я творец: идеи, продукт, UX, монетизация, креатив.
Какие слабые места ты видишь в digital-сфере в России на сегодняшний день?
Моя главная головная боль – растущая государственная регуляция онлайн-рекламы. Все больше ресурсов уходит не на созидание, а на исполнение требований законодательства, отчетность и соответствие требованиям регулятора.
Добавляют проблем и блокировки технологических сервисов. Причём, неважно, кто их инициирует: государство или уходящие западные компании. Вместо того чтобы строить и улучшать, мы всё чаще «тушим пожары»: срочно ищем альтернативы или работающий VPN, меняем хостинг или переписываем код.
А замены почти всегда хуже, либо дороже. Или всё сразу. Это смещает фокус менеджмента и разработчиков с развития на выживание, снижает маржу и тормозит инновации.
Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?
В Xapads мы, насколько возможно, закрываем вакуум, оставшийся после ухода западных рекламных платформ. Благодаря нам российские разработчики приложений могут привлекать новых пользователей и оптимизировать закупки рекламы по ROAS.
А в целом остаётся надеяться, что здравый смысл победит. И административные барьеры, мешающие росту экономики, будут устранены.
На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективными в 2026 году?
В рекламе продолжит расти Retail Media. По ощущениям, в 2025 году рекламодатели уже потратили туда больше, чем во все остальные каналы цифровой рекламы вместе взятые. И нет предпосылок, что этот рост остановится.
Кроме того, единственный настоящий дефицит современной экономики – это внимание пользователя. Всё, что помогает его привлекать и удерживать – от фабрик контента до технологий персонализации, повышения ретеншена и лояльности — станет отличным бизнесом.
И, конечно, AI. Этот хайп никуда не уйдет. Мы только в самом начале большого пути. Я уверен, уже в следующем году мы увидим впечатляющий рост десятков новых бизнесов, которые невозможно было бы представить без ИИ.
Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?
Самым ценным и по-настоящему трансформирующим опытом для меня стала работа в Sociomantic. Это был яркий adtech‑стартап со штаб-квартирой в Берлине и офисами по всему миру, который позже купила британская Dunnhumby.
Я запускал и развивал российский бизнес, и это был мой первый опыт работы в международной компании – с распределенной кросс-культурной командой, работающей по 25 странам.
Этот опыт открыл мне мир – не фигурально, а буквально. Я подружился с потрясающими людьми из digital‑индустрии в Германии, Нидерландах, Франции, США, Бразилии, Индии, Сингапуре, Турции. У каждого из них можно было научиться очень многому. Мы вместе работали, решали задачи, спорили, росли, бегали марафоны, пили отличное немецкое пиво на Octoberfest и танцевали до утра в ночных клубах Нью-Йорка. Это было одновременно работой, университетом и кругосветкой.
До Sociomantic мой digital‑мир был очень локальным: максимум перспективы – переехать из Нижнего Новгорода в Москву. После – стал глобальным. И этот сдвиг мышления – от локального к глобальному, от «своих» ко «всем» – стал одним из главных поворотных моментов в моей карьере.
Поделись, пожалуйста, самым ценным советом, который ты когда-то получал и который принес тебе хорошие результаты.
Купи биткойн!
Бывали ли у тебя в работе кризисы? Как ты их преодолевал?
Важно понимать, что практически любой профессиональный кризис – это признак внутреннего роста. Он возникает в момент, когда окружающая реальность перестает соответствовать изменившемуся внутреннему запросу.
Как и у любого другого человека, у меня они случаются регулярно: раз в год – маленький, раз в пять лет – серьёзный. Главное – не зарываться в переживаниях и не продолжать двигаться по инерции, углубляя кризис еще сильнее.
Мой рецепт – взять паузу и уехать подальше на неделю‑две, полностью отключив коммуникации. Вырвать себя из рутины, выдохнуть, взглянуть на ситуацию со стороны.
Потом вернуться и последовательно менять то, что требует изменений. Составить четкий план и просто идти по нему, шаг за шагом.
Очень сильно помогает спорт. Я занимаюсь триатлоном, и он влияет не только на физическую форму, но и на ментальную устойчивость. Длинные тренировки лучше всякой медитации учат терпению, концентрации, умению проживать боль и скуку. Эти качества особенно полезны в период кризиса.
Перечисли, пожалуйста, самые часто используемые приложения на твоем телефоне.
Telegram — чаты, сообщества, новости;
Garmin Connect + Strava — wellbeing и спорт;
Apple Podcasts – чтобы загрузиться новыми идеями;
Yandex Music — чтобы перезагрузить мозг;
Waze — чтобы ориентироваться на кипрской местности .
Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?
Я думаю, что зарождающаяся AI-экономика может вскоре показать нам компании с миллиардной выручкой, где весь «штат» — это один человек, дирижирующий оркестром AI-агентов.
Но пока – один в поле не воин. Будь ты трижды Илон Маск – большой проект в одиночку не вытащить. Умение заражать своими идеями незнакомых людей, собирать вокруг себя команду сильных единомышленников, вдохновлять и двигать – это всё ещё необходимые навыки успешного предпринимателя.
Продолжи фразу: Россия – страна…
… огромного потенциала, но еще большей непредсказуемости.
Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?
Я бы написал (и надеюсь, что даже напишу) сборник коротких историй и эссе, основанных на собственных наблюдениях и опыте. Без морализаторства, назидания и попыток кого-то чему-то научить. Что-то в духе «Опытов» Монтеня, но актуальное для человека, живущего в XXI веке: с вечной нехваткой времени, дефицитом внимания и дергающимся глазом.
Какое воспоминание делает тебя счастливым?
Честно говоря, я не очень понимаю, как могут делать счастливым события из прошлого. Даже если они были яркие, значимые, позитивные – они уже прошли.
Меня делает счастливым совсем другое – понимание, что впереди еще есть будущее: есть идеи, есть смыслы и дорога, которой идти.
У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?
Я довольно давно пришёл к выводу, что у самурая нет цели — есть только путь.
И через 3 года, и через 10, и в любой другой момент времени я вижу себя идущим своим путём. Занимающимся проектами, которые искренне мне интересны. С партнерами, с которыми мне сейчас по пути.
Какой финальный вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?
…
Представь, что я его задала. Каким будет ответ?
42.
Читайте также:
Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈