Найти в Дзене
Digital Caramel

Максим Катков: «В море хайпа всегда держите под рукой карты глубин»

Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘‍♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны, и тем интереснее их разнообразие.

Сегодня наш гость – Максим Катков. Максим – участник сообщества Digital Club и сo-founder Syncra.

Максим, что для тебя понятие «мир Digital»?

В мире Digital технологии не стоят на первом месте, они всего лишь инструмент. А далее все зависит от того «растут у тебя руки из плеч или чуть ниже». В конечном счёте Digital — это люди. Настоящую ценность имеют связи, коммуникации, накопленный опыт и человеческое отношение. Ведь люди работают с людьми.

Как ты попал в сферу Digital?

В 2005 году я окончил МГТУ в родном Мурманске и переехал в Санкт-Петербург, ещё не представляя, чем займусь в этом городе. Там я встретил одноклассника, который начинал заниматься созданием сайтов и SEO для знакомых предпринимателей. Я присоединился к его проектам и проработал в SEO около трёх лет.

К моменту переезда Питер был для меня не чужим: начиная с третьего курса я каждое лето работал проводником в студотрядах и регулярно приезжал в северную столицу.
К моменту переезда Питер был для меня не чужим: начиная с третьего курса я каждое лето работал проводником в студотрядах и регулярно приезжал в северную столицу.

Хочу отметить, что в то время почти все начинали с SEO. Форум Searchengines был настоящим «святилищем» и едва ли не единственной площадкой, где обсуждались апдейты Яндекса и Google и предпринимались попытки понять их логику. Знающих людей были единицы – и те делились опытом в ночных кулуарах на РИФе. Эпоха была ещё «тёмная», но за провал позиций в выдаче уже не сжигали. Зато можно было вручную пройтись по гостевым книгам 50–100 сайтов (да-да, ссылки с них тогда индексировались) – и, вуаля, сайт клиента по запросу «доставка документов спб» оказывался в топ-10.

Гостевая книга – это такой обязательный раздел сайта с отзывами и предложениями от посетителей. Никакой модерации, никакой защиты – всё публиковалось как есть.
Гостевая книга – это такой обязательный раздел сайта с отзывами и предложениями от посетителей. Никакой модерации, никакой защиты – всё публиковалось как есть.

В этот же период я завёл блог Seopics, где в свободное время «петросянил» на тему оптимизации, успел дать интервью shakin.ru и сделать иллюстрации для нескольких рассылок «Ашманов и Партнёры».

Это было время интернета по карточкам ROL
Это было время интернета по карточкам ROL

Потом наши пути с одноклассником разошлись, и я на год с небольшим ушёл в «Ниеншанц-Телеком», где занимался контентом для внутреннего портала.

В 2009-м через знакомых из Trinet я узнал про eLama и почему-то пошел туда собеседоваться на позицию контекстника – без всякого опыта. Лёша Довжиков ожидаемо сказал: «Не сегодня».

В 2010-м моё резюме с пометкой «ничего не знает, но очень хочет» попадает в Realweb. После собеседования с одним из основателей, Василием Лазукой (Вася, привет!), меня берут на позицию менеджера по продажам.

Дальше я каждые три года менял профиль внутри агентства:

  • руководил продажами внутренних продуктов Garpun и Adhands,
  • возглавлял группу по электронной коммерции,
  • создавал и курировал Школу Риалвеб,
  • выстраивал обучающие процессы,
  • а последние 3–4 года руководил направлением по работе с партнёрами.

Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.

Я – co-founder и CBDO агентства-интегратора AI-решений для digital-маркетинга. Инженерное мышление с опытом работы как на стороне клиента, так и рекламного агентства. Под капотом AI Marketing Orchestrator – система узкопрофильных AI-агентов с доказанной эффективностью (проверено на бюджетах порядка 100 млн в месяц). Мы не хайпуем, а показываем реальные юзер-кейсы.

Какие слабые места/проблемы ты видишь в digital-сфере в России?

  • Найм, обучение и удержание специалистов высокого уровня. Работа как с зумерами, так и с представителями поколения 40+.
  • Дефицит рекламного инвентаря и качественных цифровых продуктов, которые развивались бы не только за счёт отсутствия зарубежных конкурентов.
  • Жёсткие требования к защите персональных данных.
  • Высокий уровень фрода.
  • Нежелание собственников инвестировать в долгосрочные проекты.
  • Демпинг.
  • Законодательные ограничения и дополнительные сборы, принимаемые без учёта специфики рынка и зачастую без желания разобраться.
  • Разрыв между мегаполисами (Москва и Петербург) и остальной Россией, что ведёт к профессиональной зашоренности и деформации.
  • Как следствие – ориентация на исследования, которые оказываются либо нерепрезентативными, либо спекулятивными, созданными в интересах конкретных бенефициаров ради освоения клиентских бюджетов.

Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?

  • Инвестирую своё время и внимание в людей и связи. Стараюсь строить сотрудничество только с теми, с кем есть личная химия и взаимное уважение. Не работайте с мудаками (с).
  • В публичных выступлениях и неформальном общении открыто говорю о проблемах рынка.
  • Не поддерживаю проекты «в ноль» или «ради оборота». Работаю в минус или с минимальной маржинальностью только если вижу огромный долгосрочный потенциал.
  • Продвигаю концепцию «трёх кругов» как основу осознанного подхода к работе и жизни.
Треугольник Хопкинса
Треугольник Хопкинса

На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективны в 2026 году?

  • AI с реальными кейсами, цифрами и доказанной эффективностью. В море хайпа всегда держите под рукой карты глубин;
  • Мобайл;
  • Кибербезопасность;
  • Борьба с фродом;
  • Гиперсегментация;
  • Креатив и таргетинг коротких видео;
  • CRM-маркетинг.

Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?

Если говорить о людях, с которыми я познакомился и работал в Realweb, то это, безусловно:

  • Макс Виноградов и Вася Лазука – основатели. Идеальное комбо: Макс отвечал за технологии, Вася – за финансы.
  • Олеся Ромодина – прошла путь от сейлза в агентстве до CEO группы компаний RW+.
  • Вика Ямщикова – моя бывшая ассистентка. Маленькая, но очень сильная, как муравей. Ещё три года назад она без подготовки покорила Эльбрус, а сейчас за её плечами уже и Казбек, и несколько восхождений на Эльбрус, плюс заслуженная книжка альпиниста.
  • И множество моих прекрасных коллег, у каждого из которых я чему-то научился.

Когда я начал составлять список всех людей на рынке, которые для меня являются примером профессионализма и человеческих качеств, то примерно на третьем десятке понял: кого-то обязательно забуду упомянуть и обижу. Так что обойдёмся без имён – они и так знают, как я к ним отношусь.

Отдельный привет чату «ЕКБ» – кто знает, тот поймёт.
Всё дело в том, что дождь ничем не рискует (с).

Поделись, пожалуйста, самым ценным советом, который ты когда-то получал и который принес тебе хорошие результаты.

«Не говори, почему это невозможно. Скажи, что нужно сделать для того, чтобы это получилось».

-7

Бывали ли у тебя в работе кризисы?  Как ты их преодолевал?

Классическое выгорание у меня наступало примерно каждые три года –  когда занимаешься одним и тем же, неизбежно возникает чувство «мне всё надоело». К счастью, к этому моменту ко мне приходили топы. Видя, что я устал от текущей активности, они предлагали мне заняться чем-то новым. За это им отдельное спасибо.

А вообще, рекомендую спорт – шикарно разгружает голову.

Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?

Я командный игрок. Более того, я считаю, что работа в команде – это не проявление слабости, а наоборот, требует силы воли и ответственности.

Как говорится, мы поддерживаем друг друга не потому, что находимся в одной команде. Мы поддерживаем друг друга, и именно поэтому мы команда.

В одной из серий «Доктор Хаус» была такая фраза: «Если хочешь остаться в команде – имей своё мнение». Подписываюсь.

Перечисли, пожалуйста,  самые часто используемые приложения на твоем телефоне.

Telegram, Яндекс.Музыка, Obsidian, Youtube, VK Видео, Facebook, Perplexity.

Продолжи фразу: Россия – страна…

…разнообразия: границ, культур, природы и людей.

Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

Я даже телеграм-канал завести не могу/не хочу, какая уж там книга.

Какое воспоминание делает тебя счастливым?

Закат на Боракай
Закат на Боракай

У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?

Я не знаю, что будет через год, а вы говорите про 3 или 10.

Но одно могу сказать точно – лучшее всегда впереди.

Какой финальный  вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?

Максим, а ты можешь рассказать анекдот про маленького Гитлера?

Представь, что я его задала. Каким будет ответ?

О, спасибо, что спросили, с удовольствием.

Маленький Гитлер очень любил сливы.

И как-то раз папа, уходя на работу, сказал: «Ребят, на столе стоит ваза со сливами, но когда я вечером приду с работы – все сливы должны быть на месте, никому не трогать».

И ушёл на работу.

Маленький Гитлер тут же подбежал к столу и съел три сливы.

Папа вечером вернулся домой и увидел, что трёх слив не хватает.

Он спрашивает: «Кто съел сливы?» – тишина.

«Я же уходя сказал, сливы есть нельзя, кто сожрал?» – молчание.

Папа тяжело вздыхает: «Так, ну-ка идите все сюда».

Они подходят и папа говорит: «Я всё, конечно, понимаю. Ну, ладно, сливы, но какого х#я здесь делает Гитлер?!».

Читайте также:

Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.

Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈