Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны, и тем интереснее их разнообразие.
Сегодня наш гость – Максим Катков. Максим – участник сообщества Digital Club и сo-founder Syncra.
Максим, что для тебя понятие «мир Digital»?
В мире Digital технологии не стоят на первом месте, они всего лишь инструмент. А далее все зависит от того «растут у тебя руки из плеч или чуть ниже». В конечном счёте Digital — это люди. Настоящую ценность имеют связи, коммуникации, накопленный опыт и человеческое отношение. Ведь люди работают с людьми.
Как ты попал в сферу Digital?
В 2005 году я окончил МГТУ в родном Мурманске и переехал в Санкт-Петербург, ещё не представляя, чем займусь в этом городе. Там я встретил одноклассника, который начинал заниматься созданием сайтов и SEO для знакомых предпринимателей. Я присоединился к его проектам и проработал в SEO около трёх лет.
Хочу отметить, что в то время почти все начинали с SEO. Форум Searchengines был настоящим «святилищем» и едва ли не единственной площадкой, где обсуждались апдейты Яндекса и Google и предпринимались попытки понять их логику. Знающих людей были единицы – и те делились опытом в ночных кулуарах на РИФе. Эпоха была ещё «тёмная», но за провал позиций в выдаче уже не сжигали. Зато можно было вручную пройтись по гостевым книгам 50–100 сайтов (да-да, ссылки с них тогда индексировались) – и, вуаля, сайт клиента по запросу «доставка документов спб» оказывался в топ-10.
В этот же период я завёл блог Seopics, где в свободное время «петросянил» на тему оптимизации, успел дать интервью shakin.ru и сделать иллюстрации для нескольких рассылок «Ашманов и Партнёры».
Потом наши пути с одноклассником разошлись, и я на год с небольшим ушёл в «Ниеншанц-Телеком», где занимался контентом для внутреннего портала.
В 2009-м через знакомых из Trinet я узнал про eLama и почему-то пошел туда собеседоваться на позицию контекстника – без всякого опыта. Лёша Довжиков ожидаемо сказал: «Не сегодня».
В 2010-м моё резюме с пометкой «ничего не знает, но очень хочет» попадает в Realweb. После собеседования с одним из основателей, Василием Лазукой (Вася, привет!), меня берут на позицию менеджера по продажам.
Дальше я каждые три года менял профиль внутри агентства:
- руководил продажами внутренних продуктов Garpun и Adhands,
- возглавлял группу по электронной коммерции,
- выстраивал обучающие процессы,
- а последние 3–4 года руководил направлением по работе с партнёрами.
Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.
Я – co-founder и CBDO агентства-интегратора AI-решений для digital-маркетинга. Инженерное мышление с опытом работы как на стороне клиента, так и рекламного агентства. Под капотом AI Marketing Orchestrator – система узкопрофильных AI-агентов с доказанной эффективностью (проверено на бюджетах порядка 100 млн в месяц). Мы не хайпуем, а показываем реальные юзер-кейсы.
Какие слабые места/проблемы ты видишь в digital-сфере в России?
- Найм, обучение и удержание специалистов высокого уровня. Работа как с зумерами, так и с представителями поколения 40+.
- Дефицит рекламного инвентаря и качественных цифровых продуктов, которые развивались бы не только за счёт отсутствия зарубежных конкурентов.
- Жёсткие требования к защите персональных данных.
- Высокий уровень фрода.
- Нежелание собственников инвестировать в долгосрочные проекты.
- Демпинг.
- Законодательные ограничения и дополнительные сборы, принимаемые без учёта специфики рынка и зачастую без желания разобраться.
- Разрыв между мегаполисами (Москва и Петербург) и остальной Россией, что ведёт к профессиональной зашоренности и деформации.
- Как следствие – ориентация на исследования, которые оказываются либо нерепрезентативными, либо спекулятивными, созданными в интересах конкретных бенефициаров ради освоения клиентских бюджетов.
Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?
- Инвестирую своё время и внимание в людей и связи. Стараюсь строить сотрудничество только с теми, с кем есть личная химия и взаимное уважение. Не работайте с мудаками (с).
- В публичных выступлениях и неформальном общении открыто говорю о проблемах рынка.
- Не поддерживаю проекты «в ноль» или «ради оборота». Работаю в минус или с минимальной маржинальностью только если вижу огромный долгосрочный потенциал.
- Продвигаю концепцию «трёх кругов» как основу осознанного подхода к работе и жизни.
На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективны в 2026 году?
- AI с реальными кейсами, цифрами и доказанной эффективностью. В море хайпа всегда держите под рукой карты глубин;
- Мобайл;
- Кибербезопасность;
- Борьба с фродом;
- Гиперсегментация;
- Креатив и таргетинг коротких видео;
- CRM-маркетинг.
Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?
Если говорить о людях, с которыми я познакомился и работал в Realweb, то это, безусловно:
- Макс Виноградов и Вася Лазука – основатели. Идеальное комбо: Макс отвечал за технологии, Вася – за финансы.
- Олеся Ромодина – прошла путь от сейлза в агентстве до CEO группы компаний RW+.
- Вика Ямщикова – моя бывшая ассистентка. Маленькая, но очень сильная, как муравей. Ещё три года назад она без подготовки покорила Эльбрус, а сейчас за её плечами уже и Казбек, и несколько восхождений на Эльбрус, плюс заслуженная книжка альпиниста.
- И множество моих прекрасных коллег, у каждого из которых я чему-то научился.
Когда я начал составлять список всех людей на рынке, которые для меня являются примером профессионализма и человеческих качеств, то примерно на третьем десятке понял: кого-то обязательно забуду упомянуть и обижу. Так что обойдёмся без имён – они и так знают, как я к ним отношусь.
Отдельный привет чату «ЕКБ» – кто знает, тот поймёт.
Всё дело в том, что дождь ничем не рискует (с).
Поделись, пожалуйста, самым ценным советом, который ты когда-то получал и который принес тебе хорошие результаты.
«Не говори, почему это невозможно. Скажи, что нужно сделать для того, чтобы это получилось».
Бывали ли у тебя в работе кризисы? Как ты их преодолевал?
Классическое выгорание у меня наступало примерно каждые три года – когда занимаешься одним и тем же, неизбежно возникает чувство «мне всё надоело». К счастью, к этому моменту ко мне приходили топы. Видя, что я устал от текущей активности, они предлагали мне заняться чем-то новым. За это им отдельное спасибо.
А вообще, рекомендую спорт – шикарно разгружает голову.
Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?
Я командный игрок. Более того, я считаю, что работа в команде – это не проявление слабости, а наоборот, требует силы воли и ответственности.
Как говорится, мы поддерживаем друг друга не потому, что находимся в одной команде. Мы поддерживаем друг друга, и именно поэтому мы команда.
В одной из серий «Доктор Хаус» была такая фраза: «Если хочешь остаться в команде – имей своё мнение». Подписываюсь.
Перечисли, пожалуйста, самые часто используемые приложения на твоем телефоне.
Telegram, Яндекс.Музыка, Obsidian, Youtube, VK Видео, Facebook, Perplexity.
Продолжи фразу: Россия – страна…
…разнообразия: границ, культур, природы и людей.
Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?
Я даже телеграм-канал завести не могу/не хочу, какая уж там книга.
Какое воспоминание делает тебя счастливым?
У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?
Я не знаю, что будет через год, а вы говорите про 3 или 10.
Но одно могу сказать точно – лучшее всегда впереди.
Какой финальный вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?
Максим, а ты можешь рассказать анекдот про маленького Гитлера?
Представь, что я его задала. Каким будет ответ?
О, спасибо, что спросили, с удовольствием.
Маленький Гитлер очень любил сливы.
И как-то раз папа, уходя на работу, сказал: «Ребят, на столе стоит ваза со сливами, но когда я вечером приду с работы – все сливы должны быть на месте, никому не трогать».
И ушёл на работу.
Маленький Гитлер тут же подбежал к столу и съел три сливы.
Папа вечером вернулся домой и увидел, что трёх слив не хватает.
Он спрашивает: «Кто съел сливы?» – тишина.
«Я же уходя сказал, сливы есть нельзя, кто сожрал?» – молчание.
Папа тяжело вздыхает: «Так, ну-ка идите все сюда».
Они подходят и папа говорит: «Я всё, конечно, понимаю. Ну, ладно, сливы, но какого х#я здесь делает Гитлер?!».
Читайте также:
Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈