Найти в Дзене
Синдром Сметкина

До Финиша не доехал Никто, но до Конца дошли все! История Tour de France - самой безумной ВелоГонки в Мире.

Есть в мире вещи, которые нельзя объяснить логически. Полотна Магритта, правила крикета и тот простой факт, что ежегодно тысячи вполне вменяемых людей собираются во Франции и регистрируются на Tour de France.

Каждый июль в городе Лилль начинается слет паломников неизвестной теологам религии, уверовавших в силу изотоников и еды из тюбиков, мечтающих на протяжении трех недель крутить педали велосипеда.

Вековая история Тур де Франс ясно дает понять, что никакого отношения к спорту или тем более к здоровью гонка не имеет. Истинные причины популярности мероприятия кроются там же, где и истоки его появления.

На протяжении всего своего существования Tour обрастал огромным количеством скандалов и, казалось бы, должен был окончательно погубить свою репутацию, однако перформансы лишь подливали масла в огонь.

Давайте же разберемся с феноменом гонки Тур де Франс и узнаем, почему гонка так популярна!

Итак, 1894 год. Во Франции царит истерика: страну опутала сеть шпионов, продающих военные секреты немцам. Главный подсудимый - капитан Альфред Дрейфус, тихий еврей из Эльзаса.

По отношению к Дрейфусу общество разделилось на тех, кто в вину капитана не верил, и тех, кто яростно обвинял Альфреда в предательстве. Раскол пронизывал всю Францию, проходил через семьи, салоны и — что важно для нашей истории — через редакции газет.

Владелец издания «Le Vélo» Пьер Жиффар — ярый сторонник Дрейфуса, считал дело против капитана сфальсифицированным, а его заместитель Анри Дегранж был приверженцем более выгодных и спокойных убеждений :

— Пьер, мы теряем подписчиков! Нам нужно быть терпимыми!
— Терпеть перед лицом несправедливости? Никогда!

Пока они спорили, тираж неуклонно падал. Богатые рекламодатели отворачивались от радикальной газеты Пьера.

Именно в этот момент группа антидрейфусаров, заручившись поддержкой спонсоров, сделала Анри предложение: «Брось ты своего Жиффара — создадим газету, где ты будешь главным, а мы — богатыми. Все честно!»

Раскол в редакции «Le Vélo» стал фатальным. Анри Дегранж ушел, забрав с собой лучших журналистов, и основал газету «L’Auto».

Итак, на арене — новая газета L'Auto. Ее положение считается незавидным, ведь бывшие коллеги теперь — яростные конкуренты, а главный редактор Анри Дегранж вынужден бороться за тиражи и читателей.

Новому коллективу приходится искать способы разрекламировать свое издание и перегнать Жиффара. Тогда молодому журналисту Гео Лефевру приходит идея организовать многодневную велогонку по всей Франции.

Подобный прием не был новинкой: многие спортивные издания уже устраивали свои уникальные соревнования, однако такого размаха, как у L'Auto, не представлял никто.

Дегранж подхватил идею сотрудника и породил чудовище под названием Тур де Франс — гонку, задуманную как сверхчеловеческое испытание силы и выносливости.

-4

На дворе 1903 год. Газета разместила анонс велогонки и пообещала победителю приз размером в 22 000 франков, что на тот момент приравнивалось к зарплате простого рабочего за пять лет.

Длина первого маршрута составляла 2500 километров и делилась на 6 этапов, между которыми предусматривался отдых. В первой гонке Тур де Франс приняло участие всего 60 человек, половина из которых не были спортсменами.

Нарядившись в простые майки и запасясь сигаретами, гонщики самоотверженно пустились в путь по серпантинам французских Альп, но первым из них приехал один из главных фаворитов — Морис Гарен, преодолевший дистанцию за 94 часа.

В прошлом Морис был трубочистом, однако с 1892 года стал профессионально заниматься велоспортом и выигрывать региональные турниры. Доминировав всю гонку, он сорвал куш и обеспечил себе безбедную старость, купив на призовые автомастерскую и заправку.

-5

Продажи газеты L'Auto взлетели вдвое. Успех от проведенной гонки был ошеломительный, а бывший конкурент в лице Пьера Жиффара с треском провалился, закрыв свое издание в следующем году.

Казалось, что Анри Дегранж может гордо праздновать победу и умножать успех велогонки с каждым сезоном, однако новый "Тур де Франс 1904" чуть не стал для него последним.

Общественный резонанс привлек на мероприятие огромное количество недобросовестных велосипедистов, готовых буквально вставлять палки в колеса конкурентов и очернять репутацию молодой газеты.

Вторая гонка "Тур де Франс" отличилась огромным количеством дисквалификаций и происшествий, случившихся по вине гонщиков. Они бросали под колеса битые стекла, подговаривали зрителей кидать в соперников камни, сталкивать с велосипедов и баррикадировать трассу.

Узнав о количестве травм и нарушений, Анри Дегранж принял решение покончить с велогонкой и не проводить ее впредь. Вскоре передумал.

В правила гонки начинают вносить изменения, а отрезки делаются короче, что бы организаторы могли постоянно следить за гонщиками. Появляются новые маршруты с обилием сложных горных участков.

Дошло до того, что в 1910 году протяженность Тура увеличилась в 2 раза, а отрезок, пролегающий через Пиренеи, не смог пройти ни один из участников заезда.

Стоит учитывать, что стальные велосипеды тогдашних гонщиков были далеки от современных. Средний вес байка тех времен составлял 18 килограммов, тогда как современный аналог весит всего 7,5.

Никаких механиков вдоль трассы не было, поэтому каждый участник полагался только на себя и отправлялся в путь, обмотавшись запасными шинами.

-7

Беспощадность маршрутов Тур де Франс понятна каждому, кто хоть раз садился на велосипед, однако главная ассоциация с гонкой — допинг. Всякий из нас хоть раз слышал о скандалах, связанных с употреблением препаратов во время заезда.

Вплоть до 1965 года в правилах велогонки не было никаких запретов на прием вспомогательных составов. Участники буквально использовали все, что попадало под руку...

Если бы сейчас можно было взять анализы у участников тех заездов Тур де Франс, то доктора просто попадали бы в обморок, потому что арсенал был безграничен. Допинг возили с собой баулами.

Клеймо "Тур де Допинг" прилипло к соревнованию навсегда и уже никогда не исчезнет. Сейчас с запрещенными препаратами ведется активная борьба, однако прогресс не стоит на месте и находятся новые лазейки.

Возможно ли представить профессиональный спорт без добавок? Многие ученые всерьез предлагают разрешить применение допинга.

Итак, мы прошли весь путь — от газетных склок до трехнедельного ада.

Остается главный вопрос: зачем эти, в общем-то, адекватные люди добровольно становятся подопытными кроликами в эксперименте под названием «выжми из себя все, а потом еще немного»?

Ответ прост и сложен одновременно. Тур де Франс — это последний легальный вид массового безумия, где боль возводится в ранг искусства.

Это зависимость от адреналина, замешанного на смеси:

  • Страха (скорость на спусках достигает 100 км/ч)
  • Боли (мышцы горят кислотным огнем)
  • Абсолютной свободы (когда летишь в отрыве, и весь мир замирает в ожидании).

После каждого допинг-скандала кажется: вот сейчас — сейчас публика отвернется, спонсоры разбегутся, гонка умрет. Но происходит обратное. Тур становится только популярнее.