Найти в Дзене

Велосипедное путешествие по Карелии. День 1. Лахденпохья (Яккима) – Сортавала. Гора Филина с бункером и военно-историческим музеем.

На ближайшие выходные с праздничными днями и небольшой отпуск в районе 12 июня был запланирован трёхдневный веловояж по северо-восточному Приладожью Карелии со стартом в городе Лахденпохья, финишем в Олонце и посещением по пути городов Сортавала и Питкяранта. Это велосипедное путешествие планировалось к осуществлению уже не раз с осени 2023 года, но, к сожалению, оно дважды отменялось из-за непредсказуемой карельской погоды. И вот, наконец-то, все карты сошлись (но не совсем, о чём расскажу ниже) и мы, забронировав ещё в апреле жильё для проживания в Сортавале и Питкяранте (лучше это сделать заранее, туристов в Карелии много), 8 июня отправились в Карелию. В прогнозах обещали в один день (9 июня) сильные дожди, а в день приезда (8 июня) небольшие осадки до 12 часов утра, в третий же день дождей и вовсе не обещали, поэтому мы решили больше не откладывать наше путешествие и всё-таки поехать. Общий маршрут всех трёх дней путешествия представляет собой гармоничное сбалансированное сочетан
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 8 июня 2025 года
  • Сложность: 5 из 5 баллов
  • Местоположение: юг республики Карелия, северное Приладожье Лахденпохья. Сортавала.
  • Протяжённость: ≈ 100 км
  • Набор высоты: 1231 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    - Асфальт: 46 км
    - Грейдер: 45 км
    - Грунт: 9 км
  • Краткое описание: Велосипедный маршрут первого дня со стартом в Лахденпохье (Яккима) и финишем в Сортавале трёхдневного путешествия по северо-восточному Приладожью Карелии. В этот день нас ожидала преимущественно грунтовая или гравийная дорога среди красивой природы Карелии с её сосновыми лесами, скалами и холмистой местностью. Сюрпризом на маршруте стал 100 метровый участок болотистой дороги, которую мы преодолели с небольшим трудом. По дороге мы заедем в посёлок со сложным названием «Хуухканмяки» и посетим там гору Филина с интересным музеем расположенным прямо в скале! Также по пути увидим несколько живописных речек с порогами и расположенными на них бывшими финскими мельницами. В завершении дня осмотрим город Сортавала с его старыми зданиями с северной архитектурой, памятниками и пейзажными смотровыми площадками на вершинах прямо в городе.
  • Достопримечательности: гора Филина с военно-историческим музеем и бункером, бывший военный городок в посёлке Хуухканмяки, пороги у ГЭС на реке Ниванйоки, пороги на реке Китенйоки и развалины ГЭС Туокслахти, бывшая фабрика древесной массы. В Сортавале: парк Ваккосалми со смотровыми площадками и статуей ангела-хранителя, старый военный госпиталь, паровоз Эр788-81, старое железнодорожное депо и водонапорная башня, новая пешеходная набережная с камнем желаний, памятником северной нерпе, Александру I, Ярославу Всеволодовичу и его сыну Александру Невскому.
  • Маршрут на Strava: Карелия. День 1. Лахденпохья - Сортавала (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

На ближайшие выходные с праздничными днями и небольшой отпуск в районе 12 июня был запланирован трёхдневный веловояж по северо-восточному Приладожью Карелии со стартом в городе Лахденпохья, финишем в Олонце и посещением по пути городов Сортавала и Питкяранта.

Общая схема трёхдневного велопутешествия по северо-восточному Приладожью Карелии.
Общая схема трёхдневного велопутешествия по северо-восточному Приладожью Карелии.

Это велосипедное путешествие планировалось к осуществлению уже не раз с осени 2023 года, но, к сожалению, оно дважды отменялось из-за непредсказуемой карельской погоды. И вот, наконец-то, все карты сошлись (но не совсем, о чём расскажу ниже) и мы, забронировав ещё в апреле жильё для проживания в Сортавале и Питкяранте (лучше это сделать заранее, туристов в Карелии много), 8 июня отправились в Карелию.

В прогнозах обещали в один день (9 июня) сильные дожди, а в день приезда (8 июня) небольшие осадки до 12 часов утра, в третий же день дождей и вовсе не обещали, поэтому мы решили больше не откладывать наше путешествие и всё-таки поехать.

Общий маршрут всех трёх дней путешествия представляет собой гармоничное сбалансированное сочетание грунтовых дорог и небольших асфальтовых шоссе преимущественно с невысоким трафиком.

До места старта в Лахденпохье добираемся на утренней электричке «Ласточке» следующей с Финляндского вокзала из Петербурга до Сортавалы.

Финляндский вокзал Петербурга
Финляндский вокзал Петербурга

На вокзал желательно прибывать заранее, примерно за 45 минут до отправления, поскольку при досмотре на входе на посадку придётся снять абсолютно все сумки и фляги с велосипеда для «просвечивания» их на досмотровой ленте.

Поезд «Ласточка» на платформе в Каменногорске
Поезд «Ласточка» на платформе в Каменногорске
Наши велосипеды в поезде. Для того чтобы провозить велосипеды в «ласточке» их необходимо убрать в чехол или же формально (как сделали мы) обмотать их стрейч-плёнкой.
Наши велосипеды в поезде. Для того чтобы провозить велосипеды в «ласточке» их необходимо убрать в чехол или же формально (как сделали мы) обмотать их стрейч-плёнкой.

Также стоит сказать, что в самые популярные ажиотажные дни, например, вечером в пятницу или с утра в субботу перед выходными или праздниками (особенно длинными) билеты на этот поезд заканчиваются быстро и парой следует позаботиться об их покупке заранее, практически за месяц.

В первый день путешествия нас ожидает преимущественно грунтовая или гравийная дорога среди красивой природы Карелии с её сосновыми лесами, скалами и холмистой местностью.

День 1. Схема веломаршрута по Карелиииз Лахденпохьи в Сортавалу.
День 1. Схема веломаршрута по Карелиииз Лахденпохьи в Сортавалу.

GPX трек маршрута: «Карелия. День 1. Лахденпохья - Сортавала»

Прибываем через 3,5 часа в 9:49 на станцию Яккима – это ближайшая станция к городу Лахденпохья.

На станции сразу видим, что обещанный дождь идёт и он даже более сильный, чем ожидалось в прогнозах, поэтому одеваем наши дождевики и бахилы, спрятавшись под крышей небольшого остановочного павильона, где уже на лавочке спала местная кошка.

Остановочный павильон
Остановочный павильон
Местная кошка
Местная кошка

Завидев нас, кошка быстро сообразила, что может устроиться в более лучших условиях, чем на простой деревянной скамейке, и для начала в качестве своей подстилки она выбрала мои сложенные штаны, а после также пыталась пристроиться на куртке и на коленях.

Пристроилась на штанах
Пристроилась на штанах
И на куртке
И на куртке
И в конечном счёте на руках
И в конечном счёте на руках
«Дождевая» амуниция одета. Готовы в путь!
«Дождевая» амуниция одета. Готовы в путь!

Выезжаем на незагруженное шоссе и едем до ближайшего магазина «Магнит».

Едем по мокрому шоссе, стараясь держаться в стороне от луж и не быть облитыми водой с ног до головы от проезжающих рядом машин.
Едем по мокрому шоссе, стараясь держаться в стороне от луж и не быть облитыми водой с ног до головы от проезжающих рядом машин.

Через 2 километра сворачиваем с шоссе на грейдерную дорогу, которая довольно грязная в такую сырую погоду, но здесь хотя бы нет постоянно проезжающих рядом машин. Так добираемся до посёлка со сложным финским названием «Хуухканмяки» (переводится как «гора филина»), где делаем первую остановку у бывшего дома офицеров.

Дорога к Хуухканмяки
Дорога к Хуухканмяки

В этом посёлке раньше располагался целый военный городок, построенный в 1933 году для Выборгского полка Финской армии, когда эта часть Карелии принадлежала Финляндии. Здания военного комплекса были построены в стиле функционализма. Здесь были возведены три казармы, дома для офицерских семей, школа, столовая, здание штаба. После Великой Отечественной войны военный городок перешёл к Советской армии.

Недалеко от военного комплекса есть бывшее бомбоубежище с казематами и хранилищем воды, которое оборудовано прямо в огромной штольне в горе носящей название «гора Филина». В 1943-1944 году в этой скале размещался резервный командно-штабной пункт финской армии. В советское время здесь располагался склад боеприпасов.

В 2000 году военный городок был заброшен, а вернее передан от Министерства обороны на районный баланс.

На сегодняшний день в бывшем бомбоубежище и бункере расположен военно-исторический музей «Гора Филина», открытый здесь в 2016 году. К нему мы и проследуем дальше, проехав немного в сторону.

А вокруг горы и прямо на ней расположены пешеходные дорожки со смотровыми площадками и различные объекты от военной техники до деревянных скульптур. Внутрь бункера и на территорию вокруг горы можно попасть купив билет за 700р, при этом в стоимость билетов входит экскурсионное обслуживание.

Стоимость посещения музея и время начало экскурсий
Стоимость посещения музея и время начало экскурсий

Вначале следуем в бункер, то есть внутрь скалы

Вход в музей
Вход в музей
Внутри скалы, сразу при входе
Внутри скалы, сразу при входе

Внутри бункера представлена информация о военной истории Карелии с начала 20 века, а именно того времени, когда она была в составе Финляндии, отдельно рассказывается об оборонительных укреплениях, например линии Маннергейма, о советско-финских войнах, которых было целых четыре в период с 1918 по 1944 год.

Основное помещение бункера-музея
Основное помещение бункера-музея

Именно здесь в музее я узнал, что за небольшой промежуток времени в первой половине 20 века было целых четыре советско-финских войны, хотя до этого мне были известны, так называемая «Зимняя» война 1939-1940гг и, конечно же, советско-финские сражения во время Великой Отечественной войны. А по мимо них были первая советско-финская война в 1918-1920гг и вторая 1921-1922гг.

Стенды, посвящённые провозглашению независимости Финляндии в 1917 году и первой советско-финской войне.
Стенды, посвящённые провозглашению независимости Финляндии в 1917 году и первой советско-финской войне.

Первая советско-финская война началась в 1918 году с объявления Финляндией войны России. Согласно финскому «плану Валлениуса», утверждённого главнокомандующим финской армией Маннергеймом, Финляндия предъявляла требование на всю Карелию, Кольский полуостров и даже Петроград, сделав его вольным городом-республикой.

В период с 1918 по 1919 годах финнами были оккупированы Ребольская и Поросозерская волости, Тулокса, Олонец, Вешклица. И только в 1920 году советским войскам удалось выбить финнов с большей части восточной Карелии.

По результатом войны в 1920 году был подписан Тартуский мирный договор, согласно которому Советская Россия уступила Финляндии Печенегскую область в Заполярье, части полуостровов Рыбачий и Средний.

Вторая советско-финская войны была началась 6 ноября 1921г. когда финские войска вторглись в районе Кестеньга, Ухты, Ругоозера, Паданы и Поросозера. Но уже к 17 февраля 1922 года финские войска были изгнаны за пределы РСФСР. 1 июня 1922 года был заключён мирный договор в Москве.

Информация о третьей советско-финской войне 1939-1940гг.
Информация о третьей советско-финской войне 1939-1940гг.

Третья советско-финская война или как её называют «Зимняя» война началась 30 ноября 1939 года. Войне предшествовали переговоры по инициативе советской стороны во время которых Финляндии предлагался обмен территориями. Так в случае прихода к соглашению Финляндия уступила бы половину Карельского перешейка между Балтикой и Ладогой и ряд крупных островов в Финском заливе (тем самым была бы отодвинута граница от Ленинграда), а в обмен получила бы вдвое большую территорию в Карелии. Но финская сторона отвергла предложения, и начались военные действия.

Вначале финны проявили ожесточённое сопротивление в частности на линии Маннергейма на Карельском перешейке, но уже в 1940 году СССР полностью перехватили инициативу и к марту этого же года был подписан мирный договор. По результату этого договора Финляндия передала СССР Карельский перешеек, побережье Ладожского озера, ряд островов в финском заливе, часть территории с городом Куолаярви и части полуостровов Рыбачий и Средний.

Итоги «Зимней войны»
Итоги «Зимней войны»
Финские пропагандистские плfкаты
Финские пропагандистские плfкаты

И четвёртая советско-финская война началась 25 июня 1941 году, когда уже шла Великая Отечественная война. Финские войска в ходе наступления в 1941 году занимают обширные территории в Восточной Карелии, захватывают Медвежьегорск, Повенец, перерезают железную дорогу на Мурманск. Эти территории были возвращены только в 1944 году.

-31

В музее привлекают особое внимание множество макетов на военную тематику.

Макет высадки советской разведгруппы на берег Ладожского озера летом 1943 года.
Макет высадки советской разведгруппы на берег Ладожского озера летом 1943 года.
Макет высадки финского, немецкого и итальянского десанта на остров Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года.
Макет высадки финского, немецкого и итальянского десанта на остров Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года.

Остальная часть экспозиции посвящена послевоенной истории бункера и военного городка, когда здесь размещалась советская армия.

Информация об известных людях служивших здесь. В первую очередь выделяется бывший президент России – Медведев Д.А.
Информация об известных людях служивших здесь. В первую очередь выделяется бывший президент России – Медведев Д.А.

Здесь же расположены несколько столов и мебель, частично воссоздающих интерьер времени, когда в этих сооружениях был финский командный пункт.

-39

Можно осмотреть военное оружие и технику середины 20 века.

В завершении можно заглянуть в экспозицию «Медицинский кабинет».

После осмотра бункера выходим наружу и поднимаемся по лестницам вверх на гору Филина.

При подъёме на гору и уже на верху встречаются множество табличек с изречениями о России известных военных, политических, литературных и иных деятелей от Достоевского и Суворова до Шарль де Голля и Отто фон Бисмарка.

Деревянная скульптура «Журавушка»
Деревянная скульптура «Журавушка»

Наверху есть несколько смотровых площадок, с которых открывается неплохой вид на парк музея и окружающий лес.

Указатель с названиями смотровых площадок
Указатель с названиями смотровых площадок
По пути встречаются интересные стенды, например, о следах войны в окрестном лесу.
По пути встречаются интересные стенды, например, о следах войны в окрестном лесу.
Следующая площадка с наилучшим обзором. С левой стороны видно одно из зданий бывших финских казарм.
Следующая площадка с наилучшим обзором. С левой стороны видно одно из зданий бывших финских казарм.
Старые фотографии военного городка в финский период 30-х годов.
Старые фотографии военного городка в финский период 30-х годов.

Спускаемся вниз и осматриваем расположенные здесь деревянные скульптуры, а также военную технику и многое другое.

После заходим в сувенирный магазин и столовую.

Домики со столовой и сувенирами
Домики со столовой и сувенирами

В общей сложности на посещение музея-бункера и осмотр прилегающей территории у нас ушло больше часа.

В следующей статье повествую о непростой дороге до Сортавалы.