- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 8 июня 2025 года
- Сложность: 5 из 5 баллов
- Местоположение: юг республики Карелия, северное Приладожье Лахденпохья. Сортавала.
- Протяжённость: ≈ 100 км
- Набор высоты: 1231 м (по картам Strava)
- Покрытие:
- Асфальт: 46 км
- Грейдер: 45 км
- Грунт: 9 км - Краткое описание: Велосипедный маршрут первого дня со стартом в Лахденпохье (Яккима) и финишем в Сортавале трёхдневного путешествия по северо-восточному Приладожью Карелии. В этот день нас ожидала преимущественно грунтовая или гравийная дорога среди красивой природы Карелии с её сосновыми лесами, скалами и холмистой местностью. Сюрпризом на маршруте стал 100 метровый участок болотистой дороги, которую мы преодолели с небольшим трудом. По дороге мы заедем в посёлок со сложным названием «Хуухканмяки» и посетим там гору Филина с интересным музеем расположенным прямо в скале! Также по пути увидим несколько живописных речек с порогами и расположенными на них бывшими финскими мельницами. В завершении дня осмотрим город Сортавала с его старыми зданиями с северной архитектурой, памятниками и пейзажными смотровыми площадками на вершинах прямо в городе.
- Достопримечательности: гора Филина с военно-историческим музеем и бункером, бывший военный городок в посёлке Хуухканмяки, пороги у ГЭС на реке Ниванйоки, пороги на реке Китенйоки и развалины ГЭС Туокслахти, бывшая фабрика древесной массы. В Сортавале: парк Ваккосалми со смотровыми площадками и статуей ангела-хранителя, старый военный госпиталь, паровоз Эр788-81, старое железнодорожное депо и водонапорная башня, новая пешеходная набережная с камнем желаний, памятником северной нерпе, Александру I, Ярославу Всеволодовичу и его сыну Александру Невскому.
- GPX трек маршрута с отметками: Карелия. День 1. Лахденпохья - Сортавала (Яндекс Диск)
- Маршрут на Strava: Карелия. День 1. Лахденпохья - Сортавала (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
На ближайшие выходные с праздничными днями и небольшой отпуск в районе 12 июня был запланирован трёхдневный веловояж по северо-восточному Приладожью Карелии со стартом в городе Лахденпохья, финишем в Олонце и посещением по пути городов Сортавала и Питкяранта.
Это велосипедное путешествие планировалось к осуществлению уже не раз с осени 2023 года, но, к сожалению, оно дважды отменялось из-за непредсказуемой карельской погоды. И вот, наконец-то, все карты сошлись (но не совсем, о чём расскажу ниже) и мы, забронировав ещё в апреле жильё для проживания в Сортавале и Питкяранте (лучше это сделать заранее, туристов в Карелии много), 8 июня отправились в Карелию.
В прогнозах обещали в один день (9 июня) сильные дожди, а в день приезда (8 июня) небольшие осадки до 12 часов утра, в третий же день дождей и вовсе не обещали, поэтому мы решили больше не откладывать наше путешествие и всё-таки поехать.
Общий маршрут всех трёх дней путешествия представляет собой гармоничное сбалансированное сочетание грунтовых дорог и небольших асфальтовых шоссе преимущественно с невысоким трафиком.
До места старта в Лахденпохье добираемся на утренней электричке «Ласточке» следующей с Финляндского вокзала из Петербурга до Сортавалы.
На вокзал желательно прибывать заранее, примерно за 45 минут до отправления, поскольку при досмотре на входе на посадку придётся снять абсолютно все сумки и фляги с велосипеда для «просвечивания» их на досмотровой ленте.
Также стоит сказать, что в самые популярные ажиотажные дни, например, вечером в пятницу или с утра в субботу перед выходными или праздниками (особенно длинными) билеты на этот поезд заканчиваются быстро и парой следует позаботиться об их покупке заранее, практически за месяц.
В первый день путешествия нас ожидает преимущественно грунтовая или гравийная дорога среди красивой природы Карелии с её сосновыми лесами, скалами и холмистой местностью.
GPX трек маршрута: «Карелия. День 1. Лахденпохья - Сортавала»
Прибываем через 3,5 часа в 9:49 на станцию Яккима – это ближайшая станция к городу Лахденпохья.
На станции сразу видим, что обещанный дождь идёт и он даже более сильный, чем ожидалось в прогнозах, поэтому одеваем наши дождевики и бахилы, спрятавшись под крышей небольшого остановочного павильона, где уже на лавочке спала местная кошка.
Завидев нас, кошка быстро сообразила, что может устроиться в более лучших условиях, чем на простой деревянной скамейке, и для начала в качестве своей подстилки она выбрала мои сложенные штаны, а после также пыталась пристроиться на куртке и на коленях.
Выезжаем на незагруженное шоссе и едем до ближайшего магазина «Магнит».
Через 2 километра сворачиваем с шоссе на грейдерную дорогу, которая довольно грязная в такую сырую погоду, но здесь хотя бы нет постоянно проезжающих рядом машин. Так добираемся до посёлка со сложным финским названием «Хуухканмяки» (переводится как «гора филина»), где делаем первую остановку у бывшего дома офицеров.
В этом посёлке раньше располагался целый военный городок, построенный в 1933 году для Выборгского полка Финской армии, когда эта часть Карелии принадлежала Финляндии. Здания военного комплекса были построены в стиле функционализма. Здесь были возведены три казармы, дома для офицерских семей, школа, столовая, здание штаба. После Великой Отечественной войны военный городок перешёл к Советской армии.
Недалеко от военного комплекса есть бывшее бомбоубежище с казематами и хранилищем воды, которое оборудовано прямо в огромной штольне в горе носящей название «гора Филина». В 1943-1944 году в этой скале размещался резервный командно-штабной пункт финской армии. В советское время здесь располагался склад боеприпасов.
В 2000 году военный городок был заброшен, а вернее передан от Министерства обороны на районный баланс.
На сегодняшний день в бывшем бомбоубежище и бункере расположен военно-исторический музей «Гора Филина», открытый здесь в 2016 году. К нему мы и проследуем дальше, проехав немного в сторону.
А вокруг горы и прямо на ней расположены пешеходные дорожки со смотровыми площадками и различные объекты от военной техники до деревянных скульптур. Внутрь бункера и на территорию вокруг горы можно попасть купив билет за 700р, при этом в стоимость билетов входит экскурсионное обслуживание.
Вначале следуем в бункер, то есть внутрь скалы
Внутри бункера представлена информация о военной истории Карелии с начала 20 века, а именно того времени, когда она была в составе Финляндии, отдельно рассказывается об оборонительных укреплениях, например линии Маннергейма, о советско-финских войнах, которых было целых четыре в период с 1918 по 1944 год.
Именно здесь в музее я узнал, что за небольшой промежуток времени в первой половине 20 века было целых четыре советско-финских войны, хотя до этого мне были известны, так называемая «Зимняя» война 1939-1940гг и, конечно же, советско-финские сражения во время Великой Отечественной войны. А по мимо них были первая советско-финская война в 1918-1920гг и вторая 1921-1922гг.
Первая советско-финская война началась в 1918 году с объявления Финляндией войны России. Согласно финскому «плану Валлениуса», утверждённого главнокомандующим финской армией Маннергеймом, Финляндия предъявляла требование на всю Карелию, Кольский полуостров и даже Петроград, сделав его вольным городом-республикой.
В период с 1918 по 1919 годах финнами были оккупированы Ребольская и Поросозерская волости, Тулокса, Олонец, Вешклица. И только в 1920 году советским войскам удалось выбить финнов с большей части восточной Карелии.
По результатом войны в 1920 году был подписан Тартуский мирный договор, согласно которому Советская Россия уступила Финляндии Печенегскую область в Заполярье, части полуостровов Рыбачий и Средний.
Вторая советско-финская войны была началась 6 ноября 1921г. когда финские войска вторглись в районе Кестеньга, Ухты, Ругоозера, Паданы и Поросозера. Но уже к 17 февраля 1922 года финские войска были изгнаны за пределы РСФСР. 1 июня 1922 года был заключён мирный договор в Москве.
Третья советско-финская война или как её называют «Зимняя» война началась 30 ноября 1939 года. Войне предшествовали переговоры по инициативе советской стороны во время которых Финляндии предлагался обмен территориями. Так в случае прихода к соглашению Финляндия уступила бы половину Карельского перешейка между Балтикой и Ладогой и ряд крупных островов в Финском заливе (тем самым была бы отодвинута граница от Ленинграда), а в обмен получила бы вдвое большую территорию в Карелии. Но финская сторона отвергла предложения, и начались военные действия.
Вначале финны проявили ожесточённое сопротивление в частности на линии Маннергейма на Карельском перешейке, но уже в 1940 году СССР полностью перехватили инициативу и к марту этого же года был подписан мирный договор. По результату этого договора Финляндия передала СССР Карельский перешеек, побережье Ладожского озера, ряд островов в финском заливе, часть территории с городом Куолаярви и части полуостровов Рыбачий и Средний.
И четвёртая советско-финская война началась 25 июня 1941 году, когда уже шла Великая Отечественная война. Финские войска в ходе наступления в 1941 году занимают обширные территории в Восточной Карелии, захватывают Медвежьегорск, Повенец, перерезают железную дорогу на Мурманск. Эти территории были возвращены только в 1944 году.
В музее привлекают особое внимание множество макетов на военную тематику.
Остальная часть экспозиции посвящена послевоенной истории бункера и военного городка, когда здесь размещалась советская армия.
Здесь же расположены несколько столов и мебель, частично воссоздающих интерьер времени, когда в этих сооружениях был финский командный пункт.
Можно осмотреть военное оружие и технику середины 20 века.
В завершении можно заглянуть в экспозицию «Медицинский кабинет».
После осмотра бункера выходим наружу и поднимаемся по лестницам вверх на гору Филина.
При подъёме на гору и уже на верху встречаются множество табличек с изречениями о России известных военных, политических, литературных и иных деятелей от Достоевского и Суворова до Шарль де Голля и Отто фон Бисмарка.
Наверху есть несколько смотровых площадок, с которых открывается неплохой вид на парк музея и окружающий лес.
Спускаемся вниз и осматриваем расположенные здесь деревянные скульптуры, а также военную технику и многое другое.
После заходим в сувенирный магазин и столовую.
В общей сложности на посещение музея-бункера и осмотр прилегающей территории у нас ушло больше часа.
В следующей статье повествую о непростой дороге до Сортавалы.