Найти в Дзене
Universal Journalists

С 1 марта 2026 года — только отечественные машины: что меняет закон о локализации такси

Такси в России ждут перемены. Новый закон о локализации, подписанный президентом в мае 2025 года, обяжет компании постепенно переходить на автомобили отечественного производства. Разбираемся, зачем нужен закон и как он повлияет на рынок перевозок в статье Елизаветы Пырх и Изабеллы Трдатян. В мае 2025 года президент подписал закон о локализации такси, в рамках программ по поддержке отечественного автопрома и соответствует общей политике импортозамещения. Новые правила вступят в силу 1 марта 2026. Согласно разъяснениям Минпромторга, уже зарегистрированные автомобили смогут продолжить работу до окончания срока действия лицензий, а новые лицензии с 2026 года будут выдаваться только на транспорт, соответствующий установленным требованиям. Недавно опубликованный Минпромторгом перечень рекомендованных автомобилей стал предметом оживленных дискуссий. В него вошли отечественные марки и модели, а также автомобили, собранные в России по СПИК. Это: Отраслевые эксперты уже выражают сомнения в приг

Такси в России ждут перемены. Новый закон о локализации, подписанный президентом в мае 2025 года, обяжет компании постепенно переходить на автомобили отечественного производства. Разбираемся, зачем нужен закон и как он повлияет на рынок перевозок в статье Елизаветы Пырх и Изабеллы Трдатян.

В мае 2025 года президент подписал закон о локализации такси, в рамках программ по поддержке отечественного автопрома и соответствует общей политике импортозамещения. Новые правила вступят в силу 1 марта 2026.

Согласно разъяснениям Минпромторга, уже зарегистрированные автомобили смогут продолжить работу до окончания срока действия лицензий, а новые лицензии с 2026 года будут выдаваться только на транспорт, соответствующий установленным требованиям. Недавно опубликованный Минпромторгом перечень рекомендованных автомобилей стал предметом оживленных дискуссий. В него вошли отечественные марки и модели, а также автомобили, собранные в России по СПИК. Это:

  • Lada (Granta, Vesta, Largus, Iskra, Aura, Niva Legend и Niva Travel),
  • «Москвич» (3, 3е, 6 и 8),
  • УАЗ («Патриот» и «Хантер»),
  • Evolute (I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET и I-SPACE),
  • Voyah (Free, Dream и Passion),
  • Sollers (SP7).

Отраслевые эксперты уже выражают сомнения в пригодности части этих машин для полноценной эксплуатации в сфере пассажирских перевозок.

«В список попали автомобили УАЗ, которые по своим техническим характеристикам и общей конструкции не могут выполнять функции такси. У них короткие межсервисные интервалы, плохая управляемость и низкий уровень комфорта. Эти автомобили созданы для езды по бездорожью, но уж никак не для перевозки клиентов домой или в аэропорт», — указал в беседе с редакцией UJ автоэксперт Евгений Ладушкин

Он добавляет, что использование электромобилей в качестве такси — «скорее дорогая опция, чем источник прибыли», поскольку длительная зарядка и ограниченный запас хода не позволяют задействовать такие машины круглосуточно.

По словам Ладушкина, сам по себе закон о локализации не направлен непосредственно на рынок такси:

«Это, скорей, следствие политики помощи отечественному автопрому и желанием правительства стимулировать строительство автозаводов в России, которое я, как желание, могу только приветствовать. Главное, чтобы это было качественно реализовано и приносило результат».

Выходит, суть закона заключается скорее в поддержке промышленности, чем в регулировании транспортной отрасли. Тем не менее, именно таксопарки и индивидуальные водители становятся первыми, кто ощутит на себе последствия нововведений. По оценке председателя Союза столичных таксистов Евгения Грэка, требования к локализации способны привести к снижению числа официальных перевозчиков и росту доли «серого» сектора.

«Так как в основной массе перевозят пассажиров нелегалы, у которых нет обязательств приобретать машины из списка, то и опасаться серьезных ценовых изменений не стоит. Вот с безопасностью, да, станет хуже. Если список останется без изменений, то поездки станут дороже процентов на 10–15. Легальный сектор сократится минимум на 30 %, с соответственным уменьшением поступления налогов. Пропорционально вырастет количество нелегалов и упадет качество сервиса».

Что интересно, Министерство транспорта может временно вывести самозанятых таксистов из-под закона о локализации. Об этом сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на представителей ведомства.

«Минтранс готов поддержать перенос срока вступления в силу требований для самозанятых как минимум до 2028 года», — передает издание.

Но в любом случае, новые правила могут коснуться около 200 тысяч водителей по всей стране — примерно 20 % рынка, как сообщает РИА Новости.

Действие нового закона не распространится на такси, работающие в Калининградской области, Сибири и на Дальнем Востоке. Правда, послабление это временное: в Калининградской области и Сибирском федеральном округе ограничения начнут действовать с 1 марта 2028 года, а в дальневосточных регионах — с 1 марта 2030 года.

Если автопром сумеет быстро нарастить производство, освоить выпуск моделей под перечень, повысить качество, то закон выступит как фактор модернизации. В этом сценарии ставки на отечественные бренды окажутся оправданными и рынок такси станет инструментом поддержки промышленности.

Елизавета Пырх, Изабелла Трдатян, UJ