Найти в Дзене

Ваш вкус - не ваш. Кто на самом деле держит пульт от вашего внутреннего эстетометра

Олег: (Сидел, развалясь в кресле, как космонавт в невесомости после перегрузок, и лепил из фольги от «Аленки» нечто бесформенное и тревожное) Так, товарищи, мысленный эксперимент. Берем среднестатистического homo sapiens. Уверен, что его вожделение к определенным дамским изгибам и пропорциям - голос природы. А теперь - ткнем его носом в исторический план-факт. В ту самую точку, где его «голос крови» воодушевленно пел арии, написанные текущим политическим заказом. Красота - это такой же социальный заказ, как и пятилетка. Только спускаемый свыше не в партком, а прямиком на подкорку. Оля: (Стояла у стеллажа, задумчиво водила пальцем по корешку «Истории костюма», оставляя на пыли четкий, как чертеж, след) И этот заказ выполнялся с чудовищной точностью. Моя вчерашняя клиентка, с анорексичным складом психики, смотрела на «Трех граций» Рубенса с таким отвращением, будто видела не произведение искусства, а инструкцию по пыткам. Ее собственный гипоталамус, ведающий голодом и насыщением, в паник

Олег: (Сидел, развалясь в кресле, как космонавт в невесомости после перегрузок, и лепил из фольги от «Аленки» нечто бесформенное и тревожное) Так, товарищи, мысленный эксперимент. Берем среднестатистического homo sapiens. Уверен, что его вожделение к определенным дамским изгибам и пропорциям - голос природы. А теперь - ткнем его носом в исторический план-факт. В ту самую точку, где его «голос крови» воодушевленно пел арии, написанные текущим политическим заказом. Красота - это такой же социальный заказ, как и пятилетка. Только спускаемый свыше не в партком, а прямиком на подкорку.

Оля: (Стояла у стеллажа, задумчиво водила пальцем по корешку «Истории костюма», оставляя на пыли четкий, как чертеж, след) И этот заказ выполнялся с чудовищной точностью. Моя вчерашняя клиентка, с анорексичным складом психики, смотрела на «Трех граций» Рубенса с таким отвращением, будто видела не произведение искусства, а инструкцию по пыткам. Ее собственный гипоталамус, ведающий голодом и насыщением, в панике сигналил: «Ошибка! Несовместимо с выживанием!». А триста лет назад тот же гипоталамус у ее прапрабабки выдавал бы сигнал «Высший сорт! Репродуктивный успех!». Где тут твоя объективная биология, Олег?

Олег: (Швырнул фольгированного монстра в сторону урны, промахнулся) Упрощаешь, Оля! Сводишь к капризам кутюрье. А как же базовые вещи? Симметрия? Чистая кожа? Это ведь универсальные маркеры здоровья, от которых не отмахнуться!

Оля: (Развернулась к нему, как башня танка, наводя орудие на слабое место в его обороне) Универсальные? Отлично. Тогда объясни мне, как этот твой «универсальный компас» в Древней Греции показывал на монобровь, в Средневековье - на выбритый череп, а в восемнадцатом веке - на дам, падающих в обморок от запаха собственных немытых тел и нестиранного белья? Он что, сбивался из-за магнитных бурь? Нет. Его просто перенастраивали. Как сложный прибор перед новым экспериментом.

Олег: (Поднялся и уперся лбом в прохладное стекло окна, за которым копошился вечерний город - огромный, непостижимый полигон) Ладно. Допустим, перенастраивали. Но каким напряжением воли? Каким насилием над естеством? Эти корсеты, уродующие ребра... эта свинцовая отрава на лицах... Это же похоже на массовый психоз, индуцированный сверху!

-2

Воцарилась тишина. Та самая, что бывает в лаборатории после того, как установка выдала неожиданный, почти пугающий результат. Олег стоял, замерший. Оля смотрела на его спину, и ее рука сама потянулась к горлу, сжимая воображаемый корсет.

Оля: (Голос стал тише и резче) Потому что быть вне этого психоза - означало стать изгоем. Не просто «некрасивым». А невидимым. Несуществующим для общества. Культура - это не платье. Это - скафандр для выживания в социуме. А против лома - нет приема. Если, конечно, ты не готов на одиночество.

Олег: (Не оборачиваясь, голос его прозвучал приглушенно, словно из соседнего отсека) Оля. Скажи... а как думаешь, те самые пацаки из Арканара... они тоже мучились этим вопросом? У них тоже были свои модные журналы, где тренды диктовали Прогрессоры?

Уголки губ Оли дрогнули в улыбке, в которой было что-то от усталого сотрудника Института Чудес.

-3

Оля: Если у них была цивилизация со структурой власти... то несомненно. Они тоже возможно смотрели на своих стройных, как щепки, или дородных, как бочки, самок и думали: «А не облучают ли нас, товарищи, с той самой Башни?»

Олег: (Повернулся. Его лицо было странно просветленным, как у человека, нашедшего простое решение сложнейшей задачи) Значит, все еще фундаментальнее. Это не земной каприз. Это - общий закон. Культура - это инструмент управления, который работает не через приказы, а через внедрение эталона желания. Самый совершенный вид манипуляции.

Оля: (Сделала шаг к нему, и в ее глазах зажглись огоньки настоящего, не наигранного азарта) И наш единственный шанс... наш гипотетический шанс - это не сломать систему. Это - осознать себя носителем вируса. Провести ревизию всех этих внедренных кодов. И тогда... тогда, может быть, у тебя появится крошечный, но твой собственный участок свободы. Не для того, чтоб выбрать новый эталон, а чтобы понять механизм работы старого.

Олег: (Смотрел на нее, отбросив весь свой цинизм, как ненужный хлам) То есть, высшая форма красоты - это... осознанность? Способность увидеть сам принцип работы калейдоскопа?

-4

Оля: Возможно. И... найти того, кто разглядывает узоры вместе с тобой, зная, что это всего лишь осколки стекла.

Он молчал. Его рука непроизвольно дернулась - будто он хотел дотронуться до ее руки, лежавшей на столе, но в последний момент изменила траекторию, упершись в стол и оставив на нем влажный отпечаток ладони.

Олег: Думаю, нашему условному слушателю можно пожелать только одного. Удачи в этом... в этом сканировании самого себя на предмет чужих кодов.

Он не стал ничего добавлять. Просто развернулся и вышел, оставив приоткрытой дверь в коридор, где пахло пылью и одиночеством.

А Оля еще долго стояла одна, и ей казалось, что они только что провели не сеанс терапии, а вскрытие целой цивилизации. А тот несовершенный жест Олега повис в воздухе между ними, как самый красноречивый из всех нерасшифрованных сигналов.