Найти в Дзене
Around Art

Свет между мирами. Через встречу двух музейных коллекций Узбекистана и России

Послесловие к выставке в двух частях. Ч.1 Текст: Галина Мумрикова В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» совсем недавно прошла замечательная выставка. Свои коллекции искусства 1920-1930 годов представили музей искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого в Нукусе и музей «Новый Иерусалим». Музей в Нукусе организовал Игорь Савицкий, который в 1930-1940-х сам учился живописи у Ильи Мазеля, потом у Роберта Фалька. После того как в 1930-м закрыли ВХУТЕМАС, многие работы художников, которые не подходили под советскую идеологию, были уничтожены. Савицкий все это знал. Будучи археологом, сначала он собирал прикладное искусство для Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а потом увлекся собирательством живописи, графики, руководствуясь своим вкусом, а не громкими именами. Это он однажды сказал: «Наверное, безрассудно было делать такой музей в условиях нашей страны. Но ведь все мы такие романтики». А между прочим тема нового советского Вост

Послесловие к выставке в двух частях. Ч.1

Текст: Галина Мумрикова

В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» совсем недавно прошла замечательная выставка. Свои коллекции искусства 1920-1930 годов представили музей искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого в Нукусе и музей «Новый Иерусалим».

Музей в Нукусе организовал Игорь Савицкий, который в 1930-1940-х сам учился живописи у Ильи Мазеля, потом у Роберта Фалька. После того как в 1930-м закрыли ВХУТЕМАС, многие работы художников, которые не подходили под советскую идеологию, были уничтожены. Савицкий все это знал. Будучи археологом, сначала он собирал прикладное искусство для Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана, а потом увлекся собирательством живописи, графики, руководствуясь своим вкусом, а не громкими именами. Это он однажды сказал: «Наверное, безрассудно было делать такой музей в условиях нашей страны. Но ведь все мы такие романтики».

Александр Волков. Демон. 1913-1914 Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. Демон. 1913-1914 Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. Арба. 1924. Холст, масло.
Александр Волков. Арба. 1924. Холст, масло.
Александр Волков. На работу. Утро в Шахимардане. 1932. Холст масло. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. На работу. Утро в Шахимардане. 1932. Холст масло. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. Триптих "Праздник". 1926. Холст, смешанная техника. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. Триптих "Праздник". 1926. Холст, смешанная техника. Музей "Новый Иерусалим"
Александр Волков. Экскаваторы. 1934. Холст, масло
Александр Волков. Экскаваторы. 1934. Холст, масло

А между прочим тема нового советского Востока привлекала многих художников. Туда ринулись сначала Павел Беньков и Василий Рождественский, за ними Вхутемасовцы и «Бригада Волкова», чьи работы успешно выставлялись в Москве. Во многом получалось подражание Матиссу и Гогену, только с восточным колоритом. Вот можно ли было придраться к полотну Александра Волкова «На работу. Утро в Шахимардане» или к картине «Экскаваторы» - это вам не «Демон» и не «Арба».

Николай Карахан. Выход на работу. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Карахан. Выход на работу. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Николай Карахан. Поливальщики. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
Николай Карахан. Поливальщики. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

Тема труда звучит также и в работах Николая Карахана.

Роберт Фальк. Портрет девушки в пейзаже. 1923. Холст масло. Музей "Новый Иерусалим"
Роберт Фальк. Портрет девушки в пейзаже. 1923. Холст масло. Музей "Новый Иерусалим"
Роберт Фальк. За вышиванием. Габриэль. 1931. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Роберт Фальк. За вышиванием. Габриэль. 1931. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Роберт Фальк. На площади в Самарканде. 1943. Холст, масло.Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Роберт Фальк. На площади в Самарканде. 1943. Холст, масло.Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

И… какие свежие краски на полотнах Роберта Фалька, который хоть и был членом «Бубнового валета», но стоял как-то особняком. Он не любил слово «портрет» вообще, а писал людей. Наверное, поэтому у него и получались такие проникновенные образы. Фалька упрекали в субъективизме, на что он отвечал: «…Я отстаиваю за собой право быть самим собой. Переживание всегда субъективно. Я хочу иметь право на собственную песню». Уж у кого-кого, но у Фалька каждая картина – действительно собственная песня. Даже когда он писал площадь в Самарканде, когда жил там во время эвакуации. Изображали ее многие художники, но такая, как у Фалька – одна.

Ева Левина-Розенгольц. Человек с трубкой. 1929. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Ева Левина-Розенгольц. Человек с трубкой. 1929. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Осмеркин. В сарае. Тушка свиньи. 1938. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Осмеркин. В сарае. Тушка свиньи. 1938. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Осмеркин. Натурщица с зеркалом.  1924. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Осмеркин. Натурщица с зеркалом. 1924. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Богданов. Швеи. 1928. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Богданов. Швеи. 1928. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Богданов. Женщина за чисткой картошки. 1920-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Сергей Богданов. Женщина за чисткой картошки. 1920-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Судьба была благосклонна к Фальку в отличие от его любимой ученицы Евы Левиной-Розенгольц, которую в 1949-м арестовали и сослали в Сибирь. Учитель сохранил ее рисунки, а реабилитировали Еву только в 1957-м. Другой Вхутемасовец, Сергей Богданов, был учеником Ильи Машкова, что, конечно же, чувствуется сразу. Как чувствуется и рука близкого к кругу «Бубновый валет», воспитавшего целую плеяду художников, необыкновенно лиричного и самобытного Александра Осмёркина.

Александр Шевченко. Портрет ударника электростанции. 1933. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Шевченко. Портрет ударника электростанции. 1933. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Шевченко. Батум. Фотография. 1933. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Шевченко. Батум. Фотография. 1933. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Шевченко. Южный город. 1936. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Александр Шевченко. Южный город. 1936. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Своеобразна история такого объединения как «Цех живописцев», который был создан по инициативе Александра Шевченко, единомышленника Михаила Ларионова. Сам Шевченко участвовал в показах русского авангарда еще в в 1912-м, потом в 1914-м годах. «Цех» просуществовал всего четыре года, его участников в каких только грехах не обвиняли, но они заметно повлияли на развитие станковой живописи в России. Сам Шевченко призывал к тому, чтобы непременно соблюдалась связь времен, призывал обращаться к истокам, корням народных культур. Истины не новые, но всегда актуальные.

Ростислав Барто. Дагестанка. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Ростислав Барто. Дагестанка. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Ростислав Барто. У сакли. 1932. Бумага, темпера. Музей "Новый Иерусалим"
Ростислав Барто. У сакли. 1932. Бумага, темпера. Музей "Новый Иерусалим"

Одним из учеников Александра Шевченко был Ростислав Барто. Он в 1937-1938 гг. путешествовал по Средней Азии, побывал в Хиве, Бухаре, Фергане и Самарканде. Его восточные сюжеты порой начисто лишены ярких красок, но вот что интересно: цвета нет, а зритель как будто видит интерьер уютной старой сакли, которая этаким якорем стоит в горах, слышит, что происходит внутри и особый шум в горах.

Людмила Бакулина. Батум. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Людмила Бакулина. Батум. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Людмила Бакулина. Гуляние в парке Горького в Москве. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Людмила Бакулина. Гуляние в парке Горького в Москве. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Неоднозначна судьба художника Людмилы Бакулиной, которая в 1932-м весьма удачно участвовала в сначала в Ленинграде, а потом в Москве в выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Участвовала, а потом вдруг уничтожила многие свои примитивы и вообще больше живописью не занималась. Как хорошо, что сохранившиеся работы попали в Нукус и потому сохранились.

Антонина Софронова
Антонина Софронова

И еще одна группа появилась в 1920-х – группа «13», члены которой рисовали с натуры набросками все, что видели. Их было всего тринадцать художников, бывшие вхутемасовцы, а также просто дилетанты. Основал группу писатель Владимир Милашевский. К своей третьей выставке в группу «13» вошли ни много ни мало Антонина Софронова, Борис Рыбченков, Татьяна Маврина и Надежда Кашина. И, конечно, эту «великолепную четверку» мы все знаем.

Антонина Софронова. Виолончелист. Из серии "Музыканты". Бумага, уголь, сангина. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Виолончелист. Из серии "Музыканты". Бумага, уголь, сангина. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Скрипач. Из серии "Музыканты". 1925. Бумага, уголь, сангина. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Скрипач. Из серии "Музыканты". 1925. Бумага, уголь, сангина. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Антонина Софронова. Из серии "Прохожие". 1935. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Антонина Софронова. Из серии "Прохожие". 1935. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Пожилая женщина (в трамвае?). 1825. Бумага, уголь. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Пожилая женщина (в трамвае?). 1825. Бумага, уголь. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Из серии "Прохожие". 1935. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"
Антонина Софронова. Из серии "Прохожие". 1935. Бумага, акварель, тушь, перо. Музей "Новый Иерусалим"

В 1930-м Антонина Софронова сделала очень тонкую графическую серию в стиле французского постимпрессионизма «Музыканты», наполненную нежными звуками струнных инструментов. Ее даже называли «русский Марке». К 1935 году Антонина Софронова закончила серию «Прохожие». Впрочем, ее графика никак не соответствовала насаждавшемуся с 1932 года соцреализму. В 1930-х некоторых из группы «13» вообще репрессировали, но Софронова, к счастью, уцелела. Первая персональная выставка Софроновой прошла уже после ее смерти в Третьяковской галерее в 1966 году.

Борис Рыбченков. За Бутырской заставой. 1931. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Борис Рыбченков. За Бутырской заставой. 1931. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Иное впечатление производит городской пейзаж Бориса Рыбченкова, тоже члена группы «13». Считается, что картина «За Бутырской заставой» очень тревожная. Вполне возможно. Неблагополучная Бутырка в 1931-м была глубоким загородом, а между тем все члены группы «13» обязаны были найти свой неповторимый ракурс. Вот Рыбченков и нашел его за Савеловским вокзалом.

Надежда Кашина. Переправа через Сырдарью. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
Надежда Кашина. Переправа через Сырдарью. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого

Из грустной Бутырки – на Восток, на Аму-Дарью. Надежда Кашина родилась в семье иконописца, а училась во Вхутемасе у Куприна и Фалька. В Узбекистан она впервые попала в 1928 году. Вот что она сама писала: «Первая поездка в Узбекистан в 1928 году не разочаровала. Я нашла то, что искала, что мне маячило в каких-то сновидениях. Богатство цвета, пластика линий, типаж, сверкающее небо, бирюза куполов, смуглая кожа под синей чалмой, в руках сноп изумрудного клевера на фоне красного халата».

А чей же стиль напоминает картина Кашиной «Переправа через Сырдарью», написанная в 1930-м?

#искусство#изобразительное искусство#музей Новый Иерусалим#Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого#выставки#выставка Свет между мирами. Через встречу двух музейных коллекций Узбекистана и России