Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Фильм «Кожа, в которой я живу»: Как травма рождает богов и монстров

Наше тело — это наш первый и последний дом. Кожа — его граница, единственная оболочка, что отделяет «я» от мира. Но что, если этот дом у вас отнимут? Если вашу кожу снимут, как перчатку, и натянут на чужую боль, сделав полотном для чужих травм? Фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу» — это виртуозный и пугающий ответ на этот вопрос. Это боди-хоррор, где восхищение совершенной женской формой сталкивается с экзистенциальным ужасом потери себя. С первых кадров мы видим, как хирург Роберт Ледард, играемый харизматичным Антонио Бандерасом, творит. Его операционная — это святилище, а скальпель — кисть. Он создаёт идеальную кожу, искусственную, но безупречную. Но очень скоро мы понимаем: мы в аду, притворяющемся раем. Этот рай построен на костях чужой идентичности. В основе одержимости Роберта телом лежит семейная трагедия. Он живет с матерью, не зная о их родстве. Его брат Зимар — вор и бунтарь, также не ведающий о кровных узах, — соблазняет жену Роберта, что запускает роковую цепь

Наше тело — это наш первый и последний дом. Кожа — его граница, единственная оболочка, что отделяет «я» от мира. Но что, если этот дом у вас отнимут? Если вашу кожу снимут, как перчатку, и натянут на чужую боль, сделав полотном для чужих травм? Фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу» — это виртуозный и пугающий ответ на этот вопрос. Это боди-хоррор, где восхищение совершенной женской формой сталкивается с экзистенциальным ужасом потери себя.

С первых кадров мы видим, как хирург Роберт Ледард, играемый харизматичным Антонио Бандерасом, творит. Его операционная — это святилище, а скальпель — кисть. Он создаёт идеальную кожу, искусственную, но безупречную. Но очень скоро мы понимаем: мы в аду, притворяющемся раем. Этот рай построен на костях чужой идентичности.

В основе одержимости Роберта телом лежит семейная трагедия. Он живет с матерью, не зная о их родстве. Его брат Зимар — вор и бунтарь, также не ведающий о кровных узах, — соблазняет жену Роберта, что запускает роковую цепь событий. Дочь Норма, тонко чувствуя скрытое насилие отца, видит в нем агрессора. Ее смерть становится точкой невозврата, где хирург окончательно превращается в бога-мучителя.

И тогда начинается главный акт надругательства над телом. Роберт похищает Винсента, юношу, которого считает виновным, и начинает свой чудовищный эксперимент. Это не просто месть. Это методичное, растянутое на годы уничтожение человека. Его лишают имени, прошлого и, наконец, его собственной плоти. Через серию операций Винсента превращают в Веру. Отрезают пенис, меняют черты лица, выращивают новую кожу. Это не трансгендерный переход — это казнь, растянутая во времени, где палач выступает в роли творца.

Ужас здесь не в крови и боли. Подлинный ужас — в потере себя. В осознании, что ты заперт в теле, которое тебе не принадлежит. Что твоя кожа, твой самый интимный дом, сшита по меркам твоего тюремщика. В этом аду единственным актом сопротивления становится йога. Молчаливые, отточенные движения Веры — это не просто гимнастика. Это попытка заново выстроить связь с тем, что от тебя осталось. Вернуть себе право распоряжаться своим телом, даже если его уже не узнать.

Финал закономерен и неотвратим. Вера, рождённая из насилия над Винсентом, соблазняет и убивает Роберта и его мать. Жертва становится палачом, потому что иного выхода из плена чужой кожи для неё не существует.

«Кожа, в которой я живу» стирает границу между творением и разрушением, оставляя после себя лишь один, по-настоящему пугающий вопрос. Где заканчивается наше право на собственное тело и начинается право того, у кого достаточно власти, знаний или просто одержимости, чтобы это тело пересоздать? Фильм не дает ответа, он лишь вскрывает эту рану, предлагая каждому зрителю искать свой ответ в глубине собственного отражения.

-2

🏛Киноклуб «Фильм и Феномен»: Где кино становится откровением

Эта статья — лишь первый надрез на поверхности кожи. В нашем Киноклубе мы не смотрим кино — мы проводим вивисекцию человеческой психики. Если темы телесности, травмы и границ идентичности, поднятые в разборе «Кожи, в которой я живу», задели живые нервные окончания и в вас, — вам точно будет у нас интересно.

Автор: Амирова Ирина Даниловна
Психолог, Сексолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru