Найти в Дзене
Классика жанра

Минусы и плюсы «хроник» Кончаловского

Я уже писал об этом сериале, но не грех написать снова ‒ уж слишком любопытное кинопроизведение получилось, вызвавшее немалый интерес публики и горячие дискуссии. О Русской революции такие масштабные киноленты еще не снимались, тем более, таким известным режиссером, как Андрон Кончаловский. Сразу оговорюсь: издеваться и ёрничать много не собираюсь, так, по мелочи, поскольку поводов для этого «хроники» дают хоть отбавляй. Константин Сергеевич Станиславский, восстань он из мертвых, наверняка бы прилип к экрану и каждые 5-10 минут в отчаянии выкрикивал свое сакраментальное: «Не верю!». И впрямь ляпов и несуразностей хватает. Сталин и Дзержинский договариваются о вооруженном восстании в Петрограде (том самом Октябрьском перевороте) с высшими военными чинами, группой «патриотически настроенных офицеров». Им тоже надоело Временное правительство и хочется прочной, устойчивой власти, которую могут организовать только большевики. Золотопогонники в это свято верят, и помощник военного министра,

Я уже писал об этом сериале, но не грех написать снова ‒ уж слишком любопытное кинопроизведение получилось, вызвавшее немалый интерес публики и горячие дискуссии. О Русской революции такие масштабные киноленты еще не снимались, тем более, таким известным режиссером, как Андрон Кончаловский.

Сразу оговорюсь: издеваться и ёрничать много не собираюсь, так, по мелочи, поскольку поводов для этого «хроники» дают хоть отбавляй. Константин Сергеевич Станиславский, восстань он из мертвых, наверняка бы прилип к экрану и каждые 5-10 минут в отчаянии выкрикивал свое сакраментальное: «Не верю!».

И впрямь ляпов и несуразностей хватает. Сталин и Дзержинский договариваются о вооруженном восстании в Петрограде (том самом Октябрьском перевороте) с высшими военными чинами, группой «патриотически настроенных офицеров». Им тоже надоело Временное правительство и хочется прочной, устойчивой власти, которую могут организовать только большевики. Золотопогонники в это свято верят, и помощник военного министра, генерал Маниковский, когда обращается к Сталину и Дзержинскому, говорит не «господа», а «товарищи». А когда лично к Сталину, то «товарищ Сталин». «Да, товарищ Сталин», «нет, товарищ Сталин»... словно не про революцию смотрим, а про Великую Отечественную, диалог между Верховным главнокомандующим и, допустим, маршалом Жуковым. Прелесть просто.

Заодно авторы фильма не упускают случая через высказывания Маниковского подчеркнуть выдающуюся роль Сталина. Ленин, по его (Маниковского) словам, слишком озабочен мировой революцией, Троцкий завязан на американцев (сразу понимаешь, что речь идет о его национальности и связях с еврейским капиталом), а вот Сталин печется исключительно о России.

К чему привел сговор офицеров-патриотов и Сосо (ой, простите, вспомнил случайно любимую картину детства «Маленький Сосо идет в школу») остается тайной, покрытой мраком. Как именно произошло вооруженное восстание, кто занимал почту-телеграф, нам так и не показали. В следующем эпизоде Маниковский и его соратник полковник Прохоров уже в Крестах. То ли не воспользовался Сталин их услугами, то ли воспользовался и кинул...

Отмечу на полях для несведущих. К Октябрьскому восстанию Иосиф Виссарионович прямого отношения не имел. Все без него сделали. А кто не верит, пускай себе «Краткий курс» читает. Перед сном самое оно.

Вообще, мысль об определяющем влиянии Иосифа Виссарионовича на революционные события проходит через весь фильм. Он и в Разливе, и на всех судьбоносных заседаниях ЦК и Совнаркома. По его указанию за Лениным следит (и обо всем Сталину доносит) Алексей Тихомиров, бывший музыкант, сделавшийся революционером и чекистом.

В метаморфозу, происшедшую с Тихомировым, можно было бы поверить, если бы... Ну, если бы не такая сцена, судя по которой многообещающий пианист каким-то образом сделался уж чересчур кровавым монстром. Расстроившись из-за размолвки с бывшей возлюбленной Ариадной Савиной, он чтобы как-то восстановить душевное равновесие, убивает жалкую полусумасшедшую нищенку из «бывших», которая читает стихи Максимилиана Волошина контрреволюционного содержания. Что характерно, все происходит перед Большим театром, где в то время проходит Съезд Советов. Взял и стрельнул. Потом контрольный выстрел. Чекист все-таки. Занятно, что, несмотря на съезд, площадь перед Большим абсолютно пустая. Стреляй – не хочу.

Что еще можно добавить из этого же ряда... На уже упомянутом Съезде Советов в начале июля 1918-го левые эсеры хотят помешать заключению Брестского мира, хотя он был заключен за четыре месяца до этого, 3 марта. Потом они как бы об этом вспоминают и поправляются, дескать, хотят предотвратить не заключение, а ратификацию. И снова косяк – ведь ратифицировали 15 марта. Так из-за чего весь сыр-бор, из-за чего Мирбаха убили («кокнули», если воспользоваться словечком, которое в фильме произносит Ленин, правда, по другому случаю)?

Бесподобен карикатурный Блюмкин, еврей, смахивающий в фильме на грузина, который бросает бомбу в германского посла. И чекист Лютер, тоже левый эсер, которые организовывает это покушение по заданию британцев («англичанка гадит», как водится). Они и деньги дают, само собой.

И это лишь часть запоминающихся примеров.

Небрежности в сценарии и диалогах бросаются в глаза. Фраза «предать значит не предать, а предвидеть» и выражение «засланный казачок» появились не в 1917 году, а много позже ‒ в советских фильмах «Гараж» и «Неуловимые мстители».

Разочаровывают почти все вымышленные, «сквозные», персонажи – какие-то ходульные, плоские образы. судьба которых особых эмоций не вызывает. Хотя актеры хорошие, не их вина. Единственное исключение, пожалуй, Ариадна Савина.

Сложно определить жанр этого сериала. Кинороман, политическая сатира, кич, иллюстрация к учебнику истории...

Но кое-что примиряет с «хрониками» и заставляет их смотреть не только для того, чтобы написать злобную рецензию. Прежде всего, это образ Ленина, который многим так не понравился. А каким был вождь на самом деле? Никто толком не знает. Во всяком случае, не таким, как его изображали Максим Штраух, Борис Щукин, Кирилл Лавров или Юрий Каюров. Мы просто не знаем. Евгений Ткачук попробовал сыграть живого человека, с человеческими слабостями, но чертовски упрямого и одержимого одной идеей – захватом власти. И страхом, что эту власть можно потерять. И чтобы такого не произошло, этот Ленин готов на все – предавать, сажать в тюрьму и расстреливать. Да, на все что угодно – только бы сохранить первое в мире государство рабочих и крестьян. Которое самим рабочим и крестьянам чуждо и враждебно. Но Ильич об этом не сразу догадается.

Вот что он говорит в беседе с Марией Спиридоновой (великолепно сыгранной Марией Биорк, этот образ еще одна бесспорная удача): «Ради того, чтобы удержать власть, я готов душить демократию, утверждать диктатуру, гнать бывших товарищей из советов, терять территории, подписывать похабный мир и вообще носить кличку тиран и узурпатор».

Что ж, Ильич был последователен, делал именно так, как обещал. И создатели фильма об этом напомнили.

Генералы со Сталиным и Дзержинским замышляют Октябрьскую революцию
Генералы со Сталиным и Дзержинским замышляют Октябрьскую революцию
Сталин в Разливе. Ильич купается
Сталин в Разливе. Ильич купается

Сталин угощает генерала Маниковского грузинским вином
Сталин угощает генерала Маниковского грузинским вином