Найти в Дзене

Сценарно-игровой ракурс сюжета "Маленькой Веры". Психологические практики к фильму.

Здравствуйте, уважаемы читатели! На днях пересмотрела знаменитый фильм 1988 года - "Маленькая Вера" и увидела его в своём возрасте совсем другими глазами. Поделюсь впечатлением! 1. Родители маленькой Веры (которые символизируют в фильме "серое", отсталое поколение: мать Веры - крикливая женщина, живущая хлопотами, закруткой, отец - пьющий, простой мужик) вызывают у меня гораздо больше симпатии, чем "прогрессивная" молодёжь (интеллектуал Сергей и главная героиня), потому, что у Николая и Маргариты (отца и матери Веры) есть то, ради чего они живут - дети, дом, семья, планы (то есть смыслы, задачи, цели) в отличие от скучающего Сергея и совершенно потерянной, "пустой" Веры. А ещё: Николай и Маргарита - созидающие личности: они работают, формируют благополучие, обихаживают дом, воспитывают детей. А протестующие юнцы (Сергей и Вера) ничего ещё не создали, но многое успели сломать. 2. Бунт Сергея против старшего поколения (с его менталитетом и образом жизни) в пространстве Вериных родителей,

Здравствуйте, уважаемы читатели! На днях пересмотрела знаменитый фильм 1988 года - "Маленькая Вера" и увидела его в своём возрасте совсем другими глазами. Поделюсь впечатлением!

1. Родители маленькой Веры (которые символизируют в фильме "серое", отсталое поколение: мать Веры - крикливая женщина, живущая хлопотами, закруткой, отец - пьющий, простой мужик) вызывают у меня гораздо больше симпатии, чем "прогрессивная" молодёжь (интеллектуал Сергей и главная героиня), потому, что у Николая и Маргариты (отца и матери Веры) есть то, ради чего они живут - дети, дом, семья, планы (то есть смыслы, задачи, цели) в отличие от скучающего Сергея и совершенно потерянной, "пустой" Веры. А ещё: Николай и Маргарита - созидающие личности: они работают, формируют благополучие, обихаживают дом, воспитывают детей. А протестующие юнцы (Сергей и Вера) ничего ещё не создали, но многое успели сломать.

2. Бунт Сергея против старшего поколения (с его менталитетом и образом жизни) в пространстве Вериных родителей, у которых он поселился, вызывает крайнее возмущение, если не сказать больше: ну, не согласен ты с чужой жизнью, создавай свою, зачем же рушить чужое? Одной рукой пользоваться и брать, другой - наносить ущерб. По-моему, возмутительно!

3. А ещё я впервые в жизни услышала в названии уточняющую метафору: маленькая Вера - это не только невзрослая героиня, это в буквальном смысле отсутствие нравственных ориентиров: мало веры (Неба) в героях и между ними. И это всё объясняет! Без Неба далеко не продвинешься! Драма предсказуема, неизбежна!

А ведь...

Сепарация Веры могла бы пройти менее болезненно, если бы в семье царили уважение, диалог.

И усталость пожилых родителей, Николая и Маргариты, была бы не такой острой, если бы их дети (Вера и её брат) были более благодарными и любящими детьми.

Трагедия "Маленькой Веры" - в тотальном непонимании, эгоизме, отсутствии лояльности и тепла.

-2

А ещё я подумала о сценарно-игровом ракурсе: какие практики можно было бы создать с опорой на этот фильм?

Материал "Маленькой Веры" - это готовое, мощное поле для глубокой психологической работы. Он идеально подходит для методов, исследующих семейные системы, ролевые модели и бессознательные сценарии.

Предложу читателям несколько упражнений...

1. Психодрама / Ролевая игра "Нерасказанный диалог".

Участники группы примеряют на себя роли персонажей, чтобы прожить непрожитые сцены и найти альтернативные пути.

Концепция.

Мы останавливаем фильм в ключевых точках и даём персонажам сказать то, что они не сказали, или сыграть сцену так, как она могла бы произойти.

Как это может выглядеть?

Сцена 1: "Застолье с предложением"

Задача для "Сергея". Объясни свои истинные мотивы. Не провоцируй, а честно скажи: "Я боюсь. Мне одиноко. Ваш мир мне чужд, но я ищу в нём хоть какую-то опору".

Задача для "Николая" (отца). Вместо гнева, попробуй выразить страх. "Я вижу, ты умный. Но я боюсь, что ты сломаешь мою дочь и уйдёшь. Я её защищаю как умею".

Задача для "Веры". Спроси Сергея прямо: "Ты меня любишь? Или я для тебя просто эксперимент?"

Сцена 2: "Финал. Пустота".

Участники в ролях Веры, Сергея, Маргариты (матери) и Виктора (брата) сидят в комнате после смерти Николая.

Задача. Каждый говорит о своей боли, вине и надежде. Не обвиняя, а делясь. Это попытка найти точки соприкосновения в общем горе, которого не было в фильме.

Цель. Осознать, как невысказанность, проекции и страх питают конфликт.

-3

2. Системные расстановки по Берту Хеллингеру.

Здесь мы работаем не с характерами, а с глубинными, системными динамиками, которые управляют семьёй.

Ключевые элементы для расстановки.

  • Семья Веры: отец (Николай), мать (Маргарита), дочь (Вера), сын (Виктор).
  • "Чужеродный элемент": Сергей.
  • Системные динамики, которые можно исследовать:

1. Динамика "Спасатель - Жертва - Преследователь". Кто кем является в этой системе? Сергей - спаситель для Веры? Или преследователь семьи? А Вера - жертва?

2. Нарушение иерархии. Сергей, как молодой человек, вторгается в систему и пытается игнорировать её иерархию (родителей). Расстановка может показать, к каким последствиям это приводит.

3. Переплетение и лояльность. Вера разрывается между лояльностью родительской семье и новой связи с Сергеем. Это классическое переплетение, которое вызывает огромное напряжение.

4. Исключённый член. Часто в таких системах есть кто-то забытый или исключённый (раньше умерший родственник, абортированный ребёнок), чью судьбу бессознательно "отыгрывает" Вера или Сергей. Возможно, своим саморазрушительным поведением Вера "следует" за кем-то.

Что может дать расстановка?

Найти место для Сергея, где он не будет разрушителем, или осознать, что его место - вне этой системы. Вернуть отцу его уважение и место, чтобы его смерть не была бы единственным выходом. Помочь Вере отделиться от родителей, не унижая их.

-4

3. Психологическая настольная игра "Сценарий твоей жизни"

Компоненты.

  • Карты "Персонажи": Вера, Сергей, Николай, Ира, Виктор.
  • Карты "Ценности": Семья, Свобода, Любовь, Безопасность, Статус, Правда, Бунт, Предательство.
  • Карты "Решения": "Уйти", "Сказать правду", "Промолчать", "Взять ответственность", "Подчиниться", "Взбунтоваться".
  • Карты "События": "Предложение", "Ссора за столом", "Известие о беременности", "Смерть отца".

Правила.

  • Игроки получают роль одного из персонажей и его скрытую цель (например, Вера: "Найти любовь и свободу"; Николай: "Сохранить семью и уважение").
  • На стол выкладывается сценарий-канва из карт "Событий".
  • На каждом этапе игроки, исходя из своей роли, выбирают карту "Решение" и карту "Ценности", которой они руководствуются.
  • Группа обсуждает последствия каждого выбора. Можно ли было, оставаясь в роли, выбрать другой путь? К каким результатам это привело бы?

Цель: Увидеть механику семейного сценария, осознать цену каждого выбора и понять, что у персонажей (а значит, и у людей в жизни) почти всегда есть альтернатива, пусть и трудная.

Общая цель всех этих практик - не "переписать" фильм со счастливым концом, а осветить тёмные уголки системы, дать участникам почувствовать на себе тяжесть этих ролей и, возможно, найти в себе ресурс для иного поведения в своих собственных жизненных "расстановках".

Пронзительные отклики зрителей на этот нестареющий фильм - живое доказательство того, что сценарии "Маленькой Веры" продолжают разыгрываться в реальных семьях, и работа с ними может быть не просто интеллектуальным упражнением, а актом глубокого исцеления.

-5

Картинки для статьи созданы мной на сайте "Шедеврум" специально для текущей тематической публикации.

Друзья, приглашаю вас на личные консультации - очно или онлайн (теперь на видеоплатформе "Психологи В17"). Пишите мне в WhatsApp/Telegram, договоримся о нашей встрече: 8(985)665-82-54. С уважением, психолог Алёна Блищенко.