На стене висит плакат "У нас все для человека! Все ради человека!". Внизу подпись ручкой "И мы знаем имя этого человека" (с) советский анекдот 70-х гг.
Роберт Шекли матерый фантаст был. Особенно мне нравится у него рассказ "Стоимость жизни", где люди брали кредиты не только на весь срок своей жизни, но еще и на жизни детей:
— Да я просто подумал, — сказал Кэррин, — дать обязательство на заработок сына — не кажется ли вам, что я захожу слишком далеко? — Слишком далеко? Дорогой сэр! — Пэтис разразился хохотом. — Вы знаете Меллона? Того, что живёт в конце квартала? Так вот, не говорите, что это я рассказал, но он уже заложил жалованье своих внуков за всю их жизнь! А у него нет ещё и половины того, что он решил приобрести! Мы для него что-нибудь придумаем. Обслуживание клиентов — наша работа, и мы знаем в этом толк.
К чему я это вспомнил? Ах да. Администрация Белого дома решила, что ипотек на 30 лет явно недостаточно для народного счастья. И предложила для разрешения жилищного кризиса ввести ипотеки на 50 лет.
О народе все думают, ребята, как бы народу американскому проще жилось.
Хотя американские СМИ уже вносят ясность, что сильно с доступностью это не поможет. Конкретно по цифрам. Предположим, Вы берете дом стоимостью четыреста тысяч долларов в ипотеку под 6 процентов (это текущая ипотечная ставка). Тогда при 30-летней ипотеке в месяц надо будет выплачивать 2400 долларов. А при 50 летней ипотеке - "всего лишь" 2100 долларов. Экономия аж в 300 долларов. Правда, омрачает несколько радость тот факт, что за 30 лет за счет процентов Вы переплатите около 400 тысяч долларов, а за 50 лет аж 750 тысяч долларов. Т.е. сейчас Вы покупаете дом - отдаете банку еще один, а так будете отдавать еще два.
Есть еще два омрачающих радость факта. Первый - в том, что современные дома (особенно каркасники) и 30 лет-то выстаивают с трудом, а уж 50 точно не простоят, во всяком случае без капремонта.
Второй момент заключается в том, что, хотя продолжительность жизни и выросла благодаря медицине, однако именно производительность после 50-60 лет не так чтобы сильно. Это президентом США можно быть и в 80 лет, т.к. там думать не надо и напрягаться (Байден авторитетно подтвердит, кстати, где он?), а для большинства оплачиваемых работ это не так:
Они все фантазеры, наши шефы... Им можно фантазировать - у них нет конкретной работы, а давать руководящие указания умеют даже шимпанзе в цирке... (с) Семнадцать мгновений весны
В реальности количество работающих пожилых в США неуклонно растет в последние десятилетия, однако важно понимать, на каких работах оно растет. Кассиры в магазине, сторож на складе и т.д. Много Вы видели 75-летних строителей или пожарных, как пример? Все это к тому, что ипотеки подстраиваются под зарплату людей в молодом возрасте, а не в старом.
Так почему же это предлагают? На самом деле я писал об этом еще задолго до избрания Трампа на второй срок в своей заметке:
Т.е. рано или поздно мы подойдем к естественному пределу роста цены на жилье - это когда всем семьям в стране надо будет отдавать 30-40 процентов семейного дохода банкам на протяжении 30-40 лет. Дальше расти цена не может (ну разве что с учетом роста средней зарплаты). Что тогда, и как извлекать прибыль и не допустить обрушения всей этой пирамиды? Ну, некоторые идеи по этому поводу есть.
Например, почему бы не увеличить срок ипотеки? Надежд на прорывы в медицине и что люди будут пахать до 90 лет - пока мало, но можно же узаконить переход ипотеки в наследство! Пусть дети платят по ипотеке, доставшейся от покойного отца, взявшего ее 40 лет назад!
И именно это и пытаются проделать. Понятно, что заставить человека платить 50 лет подряд вряд ли возможно, но можно заставить его детей после смерти (или утраты трудоспособности) родителей продолжать платить по долгам (или лишиться жилья). Как ни крути, просматривается закономерность. Когда-то ипотеки были на 5-10 лет. Потом они стали на 15 и 30, при этом в большинстве семей женщины не работали, т.е. зарплаты мужа хватало на это. Потом ипотеки стали практически только на 30 лет, при том, что работают оба родителя. И вот уже полвека замаячило на горизонте, под рассуждения "как нам сделать жилье доступнее".
И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца. Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем предложил вопрос: «С чего бы?» — Простофиля тотчас же, нимало не задумываясь, ответил:
— Оттого, что в планту́ так значится.
Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.
— Плант такой есть, — пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, — и в оном планту значится: живет Иван Бедный на распутии, а жилище у него не то изба, не то решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому задержки себе не видит. А ты, Богатый Иван, живешь у самого стёка, куда со всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством — тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты — от денег, а деньги — к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит. Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом — ничего не выдумаете, покуда в оном планту так значится. (c) "Соседи", Салтыков-Щедрин