«Наша память — более совершенный мир, чем вселенная: она возвращает жизнь тем, кого больше не существует»
Ги де Мопассан.
Привет, Люба!
Опять разбиралась со своими фотографиями и воспоминаниями.
Ты помнишь ту первую фотографию с автографом, на которой стоял 1973 год — год твоего рождения?! Но на концерты я стала ходить немного раньше.
Я хочу тебе рассказать, как формировался мой музыкальный вкус, что на него влияло.
В школу я пошла до достижения 7-летнего возраста. Тогда набор производился с 7 лет. А так как я уже умела бегло читать и писать, мне было дома скучно, и родители через РОНО получили направление в школу. Но я с детства любила песни, обожала Робертино Лоретти, его «Санта Лючию», «Аве Марию», «Ямайку».
Любила наши народные песни в исполнении Лидии Руслановой, Леонида Утёсова, Марка Бернеса, Уральского народного хора. Слушала и подпевала, смотря фильмы с Любовью Орловой, Мариной Ладыниной, Лидией Смирновой.
Обожала оперетты. Какая наша оперетта без Татьяны Шмыги и Светланы Варгузовой.
Может, потом, когда буду вспоминать свои поездки по разным весям, расскажу, как побывала на концерте артистов оперетты в Венгрии.
Вернусь к нашим баранам.
Продолжу повествование.
Мой отец, слабослышащий, самоучкой играл на гармони и баяне. Дома его шутя называли Бетховеном, но только будучи в школе, я поняла, почему у него было такое прозвище. Бабушка по маминой линии и мама неплохо пели. И у них здорово получалась песня «Уральская рябинушка». Я тоже участвовала в исполнении.
В песне были такие слова:
«Ой, рябина кудрявая. Белые цветы.
Ой, рябина, рябинушка, что ж взгрустнула ты...»
Я пела/ орала любые песни с самого рождения. Я тебе писала ранее. Мне была важна мелодика.
Но ещё до школы я впервые услышала церковное песнопение, оно меня вводило в какой-то транс. Слушала, находясь в стенах церкви, среди икон, запаха ладана, капающего воска зажжённых свечей, и будто перемещалась куда-то далеко от этого места, вне времени и пространства.
Меня сибирская бабушка несколько раз водила в Богоявленский Елоховский собор (Елоховская церковь) на причащение / причастие. Она не жила в Сибири, но её отец — мой прадед, родом из Сибири, а прабабушка и бабушка из Москвы, жили в деревянном доме рядом с собором. Но характер у этой бабушки независимый, всегда присутствовало чувство собственного достоинства, мы её и называли сибирячкой.
Позже я узнала, что в этом соборе крестили А. С. Пушкина.
Если ты не была в этой церкви, когда будешь в Москве, обязательно сходи.
Территориально это Центральный округ Москвы, близко к станции метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии.
В школе, нетрудно догадаться, любимым предметом было «Пение», именно так называлась дисциплина. Учительница пения, немка по национальности, говорила моим родителям, что мне обязательно нужно заниматься пением и это может стать моей профессией.
Я росла и, достигнув 15-летнего возраста, когда мне было разрешено гулять далеко от дома, на свои накопленные деньги, непотраченные на школьные завтраки и обеды, покупала билеты на концерты.
В нашей стране были очень популярны артисты зарубежных стран, в основном из соцлагеря.
Наибольший интерес я испытывала к артистам из Югославии. Мне этот язык ближе других, своей мягкостью, певучестью. Я сразу выделила Радмилу Караклаич, я тебе о ней писала.
Среди певцов нравился Мики Евремович.
Думаю, ты его слышала и видела по телевизору. Он с Софией Ротару исполнял «Смуглянку».
«Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдаванка собирает виноград...»
У него был красивый тенор. Я очень люблю песню «Нарциссы плачут» и некоторые другие.
Бывала на концертах Вани Стойкович
фото Вани Стойкович
Лидия Кодрич
Мириано Беширевич
Вера Шепарович
Даниела Панчетович
Дуэт Бети и Боб
Боян Кодрич
Раде Вучкович. Нравится его голос и исполнение, особенно песня «Ciganin I Violina» / «Цыган и скрипка»
Зоран Миливоевич прекрасно исполнял песню «Эмилиано»
Какие солисты без ансамблей или групп? Без них могут обходиться поющие под минусовую фонограмму.
Были представлены очень хорошие группы.
Была на концертах исполнителей из Болгарии, выделялась Лили Иванова. Мне нравится песня «Хризантемы», (которую перепевал Филипп Киркоров), слушала Эмиля Димитрова, Бисера Кирова.
А вот Бедроса Киркорова — убей — не помню. Не буду ничего плохого писать об умершем человеке.
Чехословакию представляли такие популярные исполнители: Карел Готт. Кстати, во многих чехословацких фильмах-сказках студии «Баррандов» звучат песни именно в его исполнении.
Была на концертах Хелены Вондрачковой, Евы Пиларовой, Веры Шпинаровой.
Посещала концерты артистов из Венгрии — Янош Коош, Кати Ковач.
Польская эстрада того времени без Марыли Родович — это как водка без пива — деньги на ветер.
К сожалению не побывала на концертах Анны Герман. Но с детства помню песню «Танцующие Эвридики»
Слушала выступление дуэта «Анджей и Элиза».
Андрей и Элиза
Румынской эстрады не помню, но помню фильм «Песни моря» с бывшим футболистом Даном Спэтару и его песней «От зари до зари. От темна до темна. О любви говори. Пой, гитарная струна».
Но я хорошо запомнила песни Аллы Баяновой, семья которой эмигрировала за несколько лет до ВОВ из Молдавии (Бессарабской республики) в Румынию. Потом вернулась в Россию.
Эстраду ГДР почти не посещала, только была на сборных концертах, но в памяти имена не отложились. Я была на большем количестве сольных концертов и сборных из исполнителей разных стран, но не у всех я брала фото.
Я тебя утомила артистами стран СЭВ и Югославии.
Позже повспоминаю концерты артистов западных и других стран мира.
Ты не стесняйся, напиши, если тебе это читать муторно, я не буду тебя грузить.
Пока, до связи!
*********************************************
— Огромное спасибо, — ещё раз я говорю Татьяне, за то, что она разрешила опубликовать свои письма ко мне.
Чужие воспоминания — это удивительная вселенная, которая способна вызвать очень яркие чувства у тех, с кем их разделили.
Читая очередное письмо Татьяны, в моей голове пронеслось столько разных мыслей: я даже представила молодую Татьяну, в короткой юбочке-шотладке, на тоненьких каблучках, которая задорно танцует на дискотеке, а затем вспомнила себя, у меня тоже была юбочка из шотландской шерсти, красная, в крупную клетку. Но моё поколение отрывалось на дискотеках — уже в лосинах, в юбках ,, резинках’, а вместо изящных туфелек, на наших стройных ножках были ботфорты. У меня белые. Ох, сколько взглядов они притягивали. Мужских и женских.
А ещё я подумала, спасибо, Татьяне — что мой музыкальный багаж, как и плейлист — пополняется новыми композициями и именами.
« Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нём»
Джоан Роулинг
Ниже ссылки на публикации, ранние письма Татьяны ко мне. Кто не успел прочесть, сделайте это, очень душевные воспоминания у Татьяны.
Р.S. Напоминаю, что «Любовь Пашина. Из Сибири с любовью » — это мой дополнительный акк, как и « Полёт Нефритовой птицы» — с них я захожу к вам на каналы в том числе.
Отвечать в комментариях под этой статьёй по традиции будет Татьяна!
✅ Уважаемый читатель, если ты прочёл мою статью, не забывай реагировать — ставь лайк, дизлайк. Оставляй свой автограф на память в комментариях. Не забывай подписаться, чтобы не потерять мой блог. Помни, твоя реакция — это чаевые для Музы автора. Очень сложно писать в стол равнодушия.
✅ С Любовью! Ваша Любовь из Сибири!