Найти в Дзене
All That Jazz

От золотых цепей до арфы предков: Кристиан Скотт и его джаз на краю пропасти

Коронованный вождь нации Xodokan чёрных племён Нового Орлеана, а по совместительству "молодой бог джазового стиля" трубач Christian Scott с раннего детства ненавидел звучание трубы, ненавидел по-настоящему, но что делать, если твой дядя, выдающийся саксофонист Дональд Харрисон-младший, по совместительству Великий вождь нации Congo Square в Нью-Орлеане, хотел выучить своего племянника играть на саксофоне, но учил бы он его у себя дома, а юный Кристиан хотел изучать джаз на улицах и на сцене, поэтому пришлось выбрать трубу, звучание которой, как мы уже знаем, он ненавидел. Дабы закончить всю эту тему с великими вождями и перейти непосредственно к музыке, необходимо упомянуть, что дед Кристиана Скотта был Дональд Харрисон-старший - легендарный Большой Вождь четырёх наций чёрных племён Нового Орлеана, поэтому Кристиан с раннего детства был погружен во всю эту большую и пёструю историю, где переплетаются Нью-Орлеан, джаз, вожди, племена, секонд-лайны и Марди Гра. Выучившись на трубача, к 16

Коронованный вождь нации Xodokan чёрных племён Нового Орлеана, а по совместительству "молодой бог джазового стиля" трубач Christian Scott с раннего детства ненавидел звучание трубы, ненавидел по-настоящему, но что делать, если твой дядя, выдающийся саксофонист Дональд Харрисон-младший, по совместительству Великий вождь нации Congo Square в Нью-Орлеане, хотел выучить своего племянника играть на саксофоне, но учил бы он его у себя дома, а юный Кристиан хотел изучать джаз на улицах и на сцене, поэтому пришлось выбрать трубу, звучание которой, как мы уже знаем, он ненавидел.

Дабы закончить всю эту тему с великими вождями и перейти непосредственно к музыке, необходимо упомянуть, что дед Кристиана Скотта был Дональд Харрисон-старший - легендарный Большой Вождь четырёх наций чёрных племён Нового Орлеана, поэтому Кристиан с раннего детства был погружен во всю эту большую и пёструю историю, где переплетаются Нью-Орлеан, джаз, вожди, племена, секонд-лайны и Марди Гра.

Выучившись на трубача, к 16-ти годам Кристиан Скотт стал уже достаточно известным джазменом, но даже потом, спустя многие годы, записав несколько классных и прорывных альбомов, он всё ещё твердил: "Ненавижу этот грёбаный звук трубы, чувак. Он просто ужасен".

Кристиан Скотт, который со временем стал именоваться Chief Xian aTunde Adjuah или Christian Scott aTunde Adjuah, начал экспериментировать - с стилями, жанрами, инструментами, электроникой, платформами и всем, чем только можно. У нас в чате Доктор Драмер написал большой пост о Кристиане - вот несколько выдержек из него: "...его ключевая мысль - не заменить джаз, а растянуть его рамки, вместить больше форм, культур, смыслов: "Экспериментировать в джазе, это по сути экспериментировать на краю пропасти, может получится круто, а можно и в пропасть улететь, причём при этом тебя все забудут." Музыка Кристиана часто балансирует на грани - он может использовать традиционные вещи и импровизацию, но в тоже время вводит в свою музыку электронные биты, таблу, африканские барабаны, автотюн-эффекты, вокальные сэмплы... Кристиан развивает понятие “forecasting cell” (группы гармонических ячеек, предугадывающих развитие мелодии) и “whisper technique” — игра "шепотом", когда звук едва рождается, тон едва слышен, но всё уже имеет дыхание".

Недовольство звучанием обычной трубы вылилось в страсть Кристиана постоянно модернизировать саму трубу - он наизобретал много разновидностей трубы, изменяя её форму и придавая ей разные особые звучания. Затем создал специальное приложение, в котором пользователь может изменять и редактировать музыку и звучание самого Кристиана: "Например, если вы играете на трубе и хотите научиться играть мою музыку без меня, вы можете включить любую из моих песен. Просто нажимаете кнопку отключения звука, и я выключаюсь. Кстати, это мой любимый способ прослушивания".

В общем, наряду с Робертом Гласпером, Камаси Вашингтоном и Шабакой во всех его многочисленных ипостасях, Кристиан Скотт является одним из самых экспериментирующих джазменов, кто смело стирает границы между жанрами, когда элементы рока, фолка, хип-хопа и электронной музыки перетекают в джаз и наоборот. И пусть раньше он был увешан золотыми цепями, как самый отъявленный рэпер, а теперь бывает выходит на сцену в немыслимых костюмах из перьев, всё же в нём жил и живёт настоящий джаз - современный и ещё тот, старый ново-орлеанский.

Вот несколько альбомов для знакомства с творчеством Кристиана Скотта:

Yesterday You Said Tomorrow (https://album.link/s/1yEatbNaAycy7doYijdili) (2010) - достаточно ранний Кристиан с альбомом, где часто его звучание удивительно напоминает звучание Майлза Дэвиса и где он играет музыку, которая отсылает к глубине и убедительности джаза 60-х годов в плане звучания и затрагиваемых тем - скажем, первая композиция альбома называется K.K.P.D. и расшифровывается, как Ку-клукс-клан Полицейское Управление.

Stretch Music (https://album.link/s/4xJzw8hIC9inbexjDicK3g) (2015) - программное выступление Кристиана Скотта - та самая растянутая музыка, идею которой так рьяно пропагандирует музыкант. Он играет на своих изобретённых инструментах - сирене, сиренетте и обратном флюгельгорне - разновидностях трубы, которую он нещадно гнул, паял и всячески видоизменял. На альбоме сведено в единое целое влияние Майлза Дэвиса, Роберта Гласпера, Грега Осби времён 3-D, о котором мы недавно вспоминали, Камаси Вашингтона, Билла Ласвелла и многих других экспериментаторов, которые вдохнули в джаз новую жизнь.

В этом году вышло специальное издание этого альбома - к 10-летнему юбилею релиз был дополнен и улучшен.

Ancestral Recall (https://album.link/s/2koPKm5NHoEyzT2hs4xQUV) (2019) - продолжение развития идей, заложенных в Stretch Music - границы жанров размываются до неосязаемости, в создании музыкального ландшафта альбома задействовано, помимо всех этих странных труб, много перкуссий, сэмплов и различных ритмов, но с постоянными отсылками к древним паттернам фольклорных мелодий своего народа.

Bark Out Thunder Roar Out Lightning (https://album.link/s/4hDXyL2ja7MKltRAUqo40g) (2023) - кардинальное преображение вождя - проблема ужасного звучания трубы теперь решена радикально - больше никаких труб. Кристиан играет на Смычке Вождя Аджуа - этот инструмент, который он создал в 2021 году, представляет собой двустороннюю арфу. Она была построена, чтобы служить мостом к африканским нациям-прародителям блюза, таким местам, как Мали, Сенегал, Гана, Бенин и Нигерия, а также к таким инструментам, как нгони, анкотинг и болон. Вождь Аджуа сконструировал инструмент так, чтобы он функционировал как гибридное акустическое и электронное устройство, дополненное педалями и разными эффектами.

Плюс к этому идут - африканские песнопения, немерянное количество перкуссий, посвящение песен лично себе и своему деду, и слова типа: Чёрная женщина – отражение космического сияния/Раскалённая земная мать и зеркало для нашей вселенной/Рождая всё цветное, легковерный осудил её/Считая её такой же несостоятельной, как фаллические боги, призванные заменить её…